22 марта в 99 Департаментах Франции (это звено между регионами и муниципалитетами) прошли выборы в Советы департаментов, которые собрали превосходящую ожидания явку – около 50%. Это был первый тур, второй состоится в следующее воскресенье. Поэтому об окончательных результатах можно будет говорить через неделю, но уже сейчас можно подвести несколько интереснейших и важнейших итогов.
Вчера во Франции установилась – и это абсолютно новая реалия – трехполюсная политическая система: правых и правоцентристов во главе с Николя Саркози, «Национального фронта» под руководством Марин Ле Пен и социалистов с союзниками. Традиционно было разделение между левыми и правыми. Но сейчас «Национальный фронт» набирает около четверти голосов и нет перспектив его объединения с правыми.
Неожиданно выросли «акции» Саркози после вчерашнего голосования. Его возвращение на политическую сцену осенью 2014 года разочаровало многих, в том числе и его сторонников. Казалось, что он потерял свое обаяние лидера, не смог обновить дискурс и идеи. Можно сказать, что вчерашний результат (около 35%), который скорее всего подтвердится в следующее воскресенье, - это, прежде всего, «неожиданная победа» правоцентристов и правых во главе с Саркози. Позиции Саркози, возвращение которого казалось не удалось, значительно укрепились после вчерашнего голосования. И это важно, так как он не скрывает желания баллотироваться в президенты Франции на следующих выборах в 2017 году.
Что касается «Национального фронта» (НФ), то эти выборы, с одной стороны, показывают укрепление и укоренение партии на местном уровне. Это – новое веяние, так как раньше НФ добивались успеха исключительно на национальном уровне за счет харизматичности первого лица партии (до дочери таким был Жан-Мари Ле Пен). Но с другой стороны, набранные вчера 25% - это разочарование для Марин Ле Пен, так как все опросы прочили ей первое место. Теперь она не может, как надеялась, заявить, что «Национальный фронт» - это первая партия Франции.
Один из главных выводов воскресного голосования: волну «Национального фронта», которая, казалось, накроет всех, можно остановить.
Второй вывод: вчерашнее голосование принесло не такие плохие результаты для социалистов с союзником, как «им обещали» (а обещали «сокрушительное поражение»).
Социалистическая партия и ее союзник по правительственной коалиции (так называемые «левые радикалы», которые на самом деле являются левоцентристами) набрали около 26-27%. Это говорит о том, что Франсуа Олланд и новый премьер-министр Мануэль Вальс успешно держат оборону. И несмотря на низкие рейтинги сейчас у Франсуа Олланда сохраняются шансы победить на президентских выборах в 2017 году, если он выйдет во второй круг «против» Марин Ле Пен [во Франции во втором туре только 2 участника] – как это парадоксально ни звучит сейчас.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs