Социально-экономические проблемы на Украине сплелись в настолько тугой и противоречивый узел, что ставят под вопрос стабильное существование украинского государства не менее остро, чем война на Донбассе.
В данном случае, война и крах социальной сферы взаимообусловлены. Население оценивает профессионализм руководства страны по умению решать текущие военные и экономические задачи. Ни с одной из этих задач Киев не справляется, и это отражается на степени доверия граждан к правительству.
Действия П. Порошенко на посту президента одобряют только 33%, и не одобряют – 58%. Действия премьера А. Яценюка поддерживают 24%, и не поддерживают – 68%.
В случае проведения президентских выборов в марте за действующего президента проголосовали бы только 19,2%. За Ю. Тимошенко – 5,3%. За О. Ляшко – 5%, за А. Яценюка – 1,7%. Против всех голосовали бы 10,1%. Не пошли бы на выборы 20,1%, и затруднились ответить 23,9% (1).
Градус конфликтности повышает брожение среди военнослужащих, вернувшихся из зоны «АТО». Правительство обещало им солидное денежное вознаграждение, социальные льготы и выделение земельных участков. Но на покрытие таких расходов в казне денег нет. Тысячи обозленных и обогащенных опытом боевых действий мужчин стабильности стране не добавляют.
Доказательства: в Львове 19 марта с.г. родственники солдат и сочувствующие им граждане пытались прорваться в мэрию, требуя от градоначальника «отдать долг воинам» - выделить обещанные квартиры. В области сформирован союз защиты прав участников АТО, и факт его создания говорит о том, что в частном порядке добиться удовлетворения своих прав украинские военнослужащие не могут (2). Подобные протесты происходят и в других городах Украины, в т.ч., в Киеве, где около пятисот участников «АТО» требовали наделить их обещанной землей.
Совсем оскорбительными для себя украинские военные сочли попытки военной прокуратуры отобрать у них часть денег, поскольку, как уверяют в ведомстве, некоторые солдаты получили, за малые сроки службы, слишком много денег. Государственные чины уверяют, что зарплаты выплачивались с нарушениями, в результате чего бойцам нацгвардии Украины переплатили 60 тыс. гривен. Нацгвардейцы возвращать деньги в казну отказываются, и надеются решить вопрос в судебном порядке (3).
С 18 марта на Украине стартовала демобилизация, по итогам которой домой вернутся 35 тыс. солдат. Вместе с ними в украинские города придет горькое разочарование действиями властей и психологический надлом от понесенного поражения от ополченцев, агрессивная решительность выбить у властей положенные льготы и массы нелегального оружия.
Властям придется учитывать этот социальный фактор, и думать над тем, куда и как канализировать негативные настроения бойцов. Проблему не решит намерение Киева открыть центры для психологической реабилитации военнослужащих. Скажется нехватка финансов и нужного количества компетентных кадров. Многие тысячи демобилизованных будут предоставлены сами себе, а «разум бездельника – игрище для дьявола». Резкое ухудшение криминогенной обстановки в стране – дело ближайшего будущего.
Касательно социального обеспечения отношения руководства страны и бывших и действующих военнослужащих превратятся в кипящий котел неустранимых противоречий, и недовольны будут обе стороны. Военнослужащие полагают, что власти не оценили по достоинству их патриотизм и самопожертвование; власти убеждены, что баловать солдат обильными денежными вознаграждениями не стоит.
Для Киева самый простой способ избавиться от такого «социального балласта» - отправить их снова на войну. Часть демобилизованных, не найдя себя в мирной жизни, непременно попадет туда снова. Остальных погонят в приказном порядке, угрожая уголовным преследованием за дезертирство. Киеву важно не допустить появления чувства социальной солидарности у «батальонного братства», поскольку это прямая дорога к бунту с требованиями отставки президента-главнокомандующего и назначения на высокопоставленные должности представителей добровольческих батальонов (4). Нейтрализация этого сгустка агрессивной неудовлетворенности станет первостепенной социальной задачей украинского руководства, с которой оно не справится.
Разорвать этот замкнутый круг будет сложно. Агрессивные настроения в обществе будет непрерывно подпитывать вернувшаяся с фронта толпа; правительство будет испытывать постоянный зуд раздражения от ее требований.
Учитывая, что экономическое будущее Украины туманно, ком социальных проблем будет только нарастать, и, пропорционально ему - степень озлобления населения. При этом украинским властям, чтобы оставаться действующими властями, а не кануть в историю, придется опираться на штыки, состоящие из этого населения. Ведь прекратить войну на Донбассе Киев не может, боясь окончательно потерять лицо, но и достойно обеспечить тех, кто проливал кровь – тоже.
Останови Киев войну – он получит обвинения в предательстве; продолжи Киев войну – он лишится остатков экономики, которая не выдержит такого напряжения. Украинские власти попали в собственную ловушку. Накачав население ультрапатриотическими настроениями, они вынуждены теперь соответствовать этим настроениям, что ставит крест на возможности мирного урегулирования конфликта на востоке страны. Очевидно, что достижение мира возможно будет только при кардинальном изменении психолого-идеологического ландшафта украинского общества. Пока предпосылок к этому нет.
Это понимают на Западе. Устами представителя ЕС по иностранным делам Федерики Могерини Киеву рекомендовано срочно заняться внутренними проблемами (5). Украина превращается в социальную угрозу для соседних государств. В западных воеводствах Польши резко возросло количество работников с Украины, и может достичь в ближайшее время 30 тыс. человек. Для сравнения: за первые два месяца прошлого года их численность не превысила 2 тыс.(6). О наплыве эмигрантов с Украины сообщают чешские, израильские, немецкие СМИ, не говоря уже о российских. Украина стоит на пороге массового исхода населения, ищущего спасения от экономической и социальной неурядицы.
В лице эмигрантов Киев теряет трудоспособные руки и головы, и лишается налогов, которые эти руки и головы могли бы перечислять в бюджет. Пустой бюджет не позволяет в полной мере выполнять социальные обязательства, в т.ч., перед военнослужащими. Все возвращается на круги своя: низы требуют, верхи – не могут.
1) http://rusvesna.su/news/1426786623
2) http://rusvesna.su/news/1426778627
3) http://monavista.ru/news/boycy_nacgvardii_otkazyvayutsya_vozvraschat_ukraine_pereplachennye_boevye/
4) http://www.ridus.ru/news/177506
5) http://russian.rt.com/article/80827
6) http://www.newsbalt.ru/detail/?ID=53862
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs