Санкции как средство антироссийской политики

17:41 13.02.2015 Григорий Поволоцкий, шеф-редактор журнала «Международная жизнь»


Дискуссия в общественной Палате России

Санкции против России вступят в силу, несмотря на достигнутое в Минске соглашение по урегулированию на Украине. Хотя на последнем саммите ЕС (12.02.2015) главы европейских стран не обсуждали введение новых санкций в отношении России, однако уже принятое решение о расширении санкционного списка вступит в силу 16 февраля с.г. Санкции предполагают расширение списка лиц и компаний, счета которых за рубежом будут арестованы. В список войдут 19 человек и девять компаний. Как заявил госсекретарь США Джон Керри, несмотря на достижение договоренностей на переговорах в Минске, говорить об отмене санкций против Москвы можно будет только после выполнения договоренностей по Донбассу. Этого и следовало ожидать, поскольку санкционная война, направленная против России, началась гораздо раньше кризиса на Украине (примерно со времен «списка Магницкого»). Санкционная война связана не с украинскими проблемами и вмешательством в них России. Она связана со стремлением определенных кругов США и Запада затормозить развитие России, помешать крупным интеграционным процессам на постсоветском пространстве (ЕАЭС) могущим в разы усилить российскую экономику, стремлением навязать России свою волю в международных делах, поставить под сомнение эффективность ее суверенитета. Именно в силу этих причин можно считать важными и своевременными состоявшиеся 12 февраля с.г. в Общественной палате России слушания по теме: «Санкции Запада в отношении России: экономические и политические аспекты».

Слушания открылись вступительным заявлением Секретаря Общественной палаты А.Бречалова. А.Бречалов отметил, что нельзя все время ссылаться в работе на санкции как на возникшие объективные трудности, поскольку санкции, как и любые трудности – это, прежде всего, новые открывающиеся возможности. Особый вопрос, как мы используем это новое окно возможностей. По мнению Секретаря Общественной палаты важно понимать, как нужно реализовывать в условиях санкций российский стратегический план импортозамещения. Стратегию импортозамещения и антикризисный план – довольно спорные документы. И прежде всего потому, что в них не были учтены мнения бизнесменов, профсоюзов, региональных и муниципальных руководителей и широкого круга научной общественности. Нужна и соответствующая команда для реализации стратегических планов. Нельзя все свести только к латанию финансовых дыр из Фонда национального благосостояния, резюмировал А.Бречалов.

Открывший дискуссию и возглавивший ее затем в качестве модератора, заместитель Секретаря Общественной палаты, Чрезвычайный и Полномочный Посол С.Орджоникидзе подчеркнул, Россия допустила, к сожалению, драматические ошибки  в экономике, приведшие к ставке только на экспорт своих углеводородных ресурсов. Если бы не такие просчеты, то, по мнению С.Орджоникидзе, последствия санкций были бы не столь значимыми для страны. С.Орджоникидзе призвал изучить опыт тех стран, у которых уже есть навыки выживания под санкционным давлением: Югославии, Ирана, Венесуэлы, Белоруссии и других. После своего краткого выступления С.Орджоникидзе передал слово первому заместителю председателя Комитета Государственной думы по делам Содружества независимых государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками В.Никитину.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы В.Никитин отметил, что санкции против России очень опасны в связи с рядом сопутствующих дестабилизирующих мироустройство факторов. Так сегодня мы являемся свидетелями борьбы двух центров силы - Англо-Американского и Азиатско-Тихоокеанского за мировое доминирование.  Причем на первое место явно выходит Азиатско-Тихоокеанский центр. В этих условиях Англо-американский центр пытается сохранить свое доминирование в мире уже проверенным способом — через развязывание войны. Войну развязывают на Украине, именно Украина брошена на растопку столь необходимого англо-американцам конфликта. Такой конфликт тем более опасен, что происходит в период перехода цивилизации от 5-го к 6-му экономическому укладу. Это является еще более дестабилизирующим фактором. Более того, данный конфликт опасен еще и тем, что, как в свое время показал известный ученый, автор концепции этнокультурного разделения цивилизаций Сэмюэл Филлипс Хантингтон, данный конфликт носит межцивилизационный характер. Конфликт разгорелся на границе двух цивилизаций – униатского Запада и православного Востока. Поэтому, в условиях дестабилизирующих факторов, санкции против России очень опасны. Наша дипломатия пытается противостоять этому, но это непросто. Мы бы могли выйти из кризиса и без потерь, если бы учли мировой опыт, считает В.Никитин. Удивительно, что ЦБ РФ и весь финансово-экономический блок нашей страны в период пика кризиса, выступил, можно сказать, против интересов России, отметил депутат. По мнению В.Никитина уже давно необходимо ввести в России валютное регулирование. Во всех основных нефтеэкспортирующих странах из-за снижения цены на нефть валюта девальвировалась примерно на 15%, а в России, в том числе из-за ошибок ЦБ рубль подешевел в три раза…

 

 

С.Орджоникидзе, А.Пушков, В.Никитин.

 

Как всегда с большим интересом на слушаниях было встречено выступление председателя Комитета Государственной Думы по международным делам А.Пушкова. В начале своего выступления А.Пушков подчеркнул, что экономические санкции – это средство политики. Это воздействие не силовыми средствами на Россию, однако, в последнее время НАТО наращивает в дополнение и свой военный потенциал.

Касаясь инициативы президента Франции и канцлера Германии, А.Пушков отметил, что их действия – следствие усталости от конфликта. Европа в состоянии некой растерянности. Из-за антироссийских санкций ЕС потерял 21 млрд. евро.  В то же время США находятся в ином положении. Они ввели такие санкции, что на ?5 увеличили свою торговлю с Россией. Сегодня примерно 10-12 стран ЕС выступают против санкций. В Евросоюзе наблюдается раскол по поводу ведения новых санкций. Это не могло не сказаться на решении Меркель отправится в Москву. Разумеется персональные санкции до сентября 2015 года будут продлены, но они не влиятельные. Если случится несмотря на подписание договоренностей в Минске пакет новых санкций, то это будет означать новую фазу экономической войны. И если сейчас это война средней интенсивности, то принятие новых санкций будет означать переход к экономической войне высокой интенсивности. По мнению А.Пушкова сегодня Греция – новый воздействующий фактор внутри Евросоюза. ЕС стоит перед тремя мощными вызовами -  греческими проблемами, исламским фундаментализмом и санкционными потерями, - резюмировал председатель Комитета Государственной Думы по международным делам.

Член Общественной палаты РФ политолог С.Марков, в своем выступлении  отметил, что санкции не связаны ни с Украиной, ни с Крымом, а являются частью необъявленной гибридной войны, которая ведется против России. Санкции не следствие Украины, она сама – часть санкций. Цель санкций – ликвидация экономики России. По мнению С.Маркова единственный ответ на санкции – освобождение городов Новороссии. Политолог считает, что необходимо провести полное увольнение с работы всех прозападно ориентированных топ-менеджеров крупных российских компаний.

Выступивший затем член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека И.Борисов также осудил политику антироссийских санкций. В своем выступлении он отметил, что сегодня не существует наднациональных институтов, которые бы рассматривали жалобы на нарушения прав человека киевскими властями на Украине. (Письмо главы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека М.Федорова в ОБСЕ в отношении ситуации с правами человека на Украине просто потеряли!) Сегодня, по словам И.Борисова, в этой связи рассматривается, поддержанная Президентом России В.Путиным, идея о проведении в Москве  международного правозащитного форума.

 

К.Затулин, С.Марков

 

Директор Института стран СНГ К.Затулин в своем выступлении отметил, что, в свое время, широко разрекламированное членство России в ВТО, совсем не помогло России в борьбе с санкциями. Почему ВТО не охраняет нас от этих санкций ? – задал риторический вопрос политолог.  По мнению К.Затулина внесенный в Государственную Думу антикризисный план очень далек от совершенства. Он состоит из 60 пунктов, но только 20 из них обеспечиваются средствами. А как тогда исполнять остальные 40? К.Затулин считает, что при разработке плана было учтено мнение лишь экономистов либеральной школы, а мнение многих экономических институтов РАН и известных ученых проигнорировано.

Подводя итог прошедшей в Общественной палате России дискуссии, можно сказать, что, почти все выступавшие отметили, что причинами сегодняшних кризисных явлений в экономике России являются не только внешние (санкционная война), но, к сожалению, и внутренние процессы.

Ключевые слова: США Россия Евросоюз кризис санкции

Версия для печати