Народный комиссар иностранных дел СССР В.Молотов (в центре) подписывает советско-французский договор. 10 декабря 1944 года. Председатель Временного правительства Франции Ш.де Голль – второй слева.
10 декабря 1944 года, 70 лет тому назад, министрами иностранных дел СССР и Франции В.Молотовым и Ж. Бидо был подписан советско-французский договор о союзе и взаимной помощи. События, непосредственно предшествовавшие подписанию этого документа и сам факт заключения договора стали определяющими для отношений наших стран на протяжении многих десятилетий.
Накануне этой памятной даты, 8 декабря 2014 года в стенах МГИМО (У) МИД России состоялось открытие выставки, посвященной юбилею визита Шарля де Голля в Москву». Выставка была подготовлена совместно с Росархивом и Историко-документальным департаментом МИД России.
На выставке представлены исторические документы, в том числе, оригинал Договора о союзе и взаимной помощи между СССР и Францией от 10 декабря 1944 года, а также фотодокументы Российского государственного архива кинофотодокументов. В условиях осложнившихся в последние месяцы отношений России со странами Европейского союза, открытие этой на редкость актуальной по нынешним временам выставки заставляет вспомнить события, урок которых остается актуальным и в наши дни.
В ходе второй мировой войны Советское правительство оказывало поддержку движению «Свободная Франция», боровшейся против гитлеровской Германии. Как только французская территория была освобождена, Советское правительство признало временное правительство Франции (23 октября 1944 года) и обменялось с ним послами. В декабре 1944 глава временного правительства генерал Ш. де Голль прибыл в сопровождении министра иностранных дел Ж.Бидо в Москву, где в результате переговоров с руководителями Советского правительства и был подписан советско-французский договор.
Правительство Свободной Франции, которое зародилось в недрах Сопротивления, не прошло через выборы, а значит, не обладало статусом законной власти. У де Голля были непростые отношения с президентом США Ф.Рузвельтом. Путь французской делегации в Москву тоже выдался непростым - Париж-Тунис-Каир-Багдад-Тегеран-Баку-Сталинград (где он своими глазами смог увидеть символ Советского Союза, сражающегося с гитлеровскими захватчиками). А уже из Сталинграда президент Франции отправился на поезде в Москву.
Именно СССР первым из союзников по антигитлеровской коалиции признал генерала де Голля главой временного правительства Франции. Только после этого Соединенные Штаты, которые одно время собирались ввести на территории Франции свой военный режим и управлять страной, официально признали правительство Ш.де Голля и пришли к выводу, что к нему лучше относиться серьезно, чем с пренебрежением. Добавим, что, по замыслу генерала, договор с Россией должен был стать первым этапом создания системы международной безопасности.
9 декабря1944 г. в помещении французской военной миссии в Москве состоялось награждение офицеров истребительного авиационного полка «Нормандия-Неман». Пилоты получили из рук де Голля ранее им присвоенные французские награды и новые советские. Самым значительным событием стало первое в истории присвоение звания Героя Советского Союза французам — Марселю Альберу и Ролану де ля Пуапу.
Полк «Нормандия-Неман» и четыре пилота — Марсель Альбер, Ролан де ля Пуап, Жозеф Риссо и Пьер Пуяд были награждены высшей французской наградой — орденом Освобождения.
Многие другие получили Военные кресты и ордена Почетного Легиона. В их числе - пятнадцать советских офицеров. Представитель командующего Военно-воздушных сил Красной Армии генерал авиации С.Левандович и командующий 303-й истребительной авиационной дивизии Г.Захаров были награждены Офицерским крестом Почетного Легиона.
После награждения генерал де Голль со своей свитой и подполковником П.Пуядом отправились в Кремль на переговоры со Сталиным о заключении франко-советского договора о союзе и военной помощи.
Несмотря на то, что основные положения договора к тому времени были оговорены и согласованы, возникло два новых момента, которые осложнили положение настолько, что подписание чуть было не сорвалось и состоялось только из-за настойчивости И.Сталина, посадившего де Голля в отдельную комнату и не выпускавшего, пока приемлемые формулировки не были найдены. Пока Ш.де Голль согласовывал формулировки, И.Сталин разговаривал с П.Пуядом о «Нормандии-Неман» и о состоянии французской авиации.
Франция пыталась поднять вопрос о расширении границ до Рейна с присоединением к Франции Пфальца и Рейнланда. И.Сталин настаивал на признании просоветского польского правительства, сформированного на базе Польского комитета национального освобождения (ПКНО). Именно это вызвало отторжение у Ш.де Голля. В конечном итоге в более завуалированной форме Ш.де Голль все равно признал Польшу так, как хотелось СССР, но о расширении границ Франции вопрос больше никогда не поднимался. Позднее союзниками по антигитлеровской коалиции было принято об этом общее решение.
Любопытен обмен мнений, произошедший до подписания договора:
«Де Голль говорит, что, в сущности, причиной несчастий, постигших Францию, было то, что она не была с Россией, не имела с ней соглашения, не имела эффективного договора. Во-вторых, Франция не была в таком географическом положении, которое дало бы ей хорошую позицию против Германии. Короче говоря, французы были отброшены на плохие границы».
И по поводу трений по польскому вопросу:
«Если бы позиция Французского правительства в1939 г. была более уступчивой в польском вопросе, то немцы не были бы во Франции, а Советский Союз не был бы вынужден вести четвертый год эту войну».
Среди других вопросов, решенных Сталиным и де Голлем, был вопрос завершения формирования французской авиадивизии в СССР:
«Сталин спрашивает, достаточно ли у де Голля летчиков.
Де Голль отвечает, что у него очень мало летчиков, а те летчики, которые находились во Франции, нуждаются в переобучении, так как они четыре года не летали, а кроме того, не знают современных самолетов.
Сталин говорит, что на нашем фронте хорошо сражается авиационный полк «Нормандия», укомплектованный французскими летчиками.
Де Голль говорит, что ему это известно и что французы гордятся своими летчиками, сражающимися в России против немцев.
Сталин говорит, что это хорошие летчики и что если де Голль нуждается в летных кадрах, то мы могли бы возвратить этих летчиков во Францию.
Де Голль говорит, что, сражаясь здесь, в России, эти летчики приносят большую пользу общему делу.
Сталин говорит, что если бы было достаточно кадров, то мы развернули бы из этих летчиков дивизию.
Де Голль говорит, что он может дать для этого людей.
Гарро (делегат Временного правительства Французской Республики в Москве -А.Т.) добавляет, что во Франции большое количество молодых людей, которые хотели бы научиться летать.
Сталин говорит, что, вероятно, во Франции мало летных школ.
Де Голль отвечает, что там мало школ, а кроме того, мало материальной части».
Тем самым среди прочих вопросов И.Сталин прекратил дискуссию между советским и французским командованием по поводу формирования французской авиадивизии, которая велась с1943 г. Дивизию было решено создавать в форме, предложенной французами, — два полка истребителей и один - бомбардировщиков.
16 декабря1944 г. военный атташе Франции в СССР генерал Э.Пети телеграммой уведомил командованием ВВС в Париже, что «маршал Сталин лично утвердил структуру воинской части».
Сам договор был подписан советским и французским министрами иностранных дел – В.Молотовым и Ж.Бидо в присутствии Ш.де Голля и И.Сталина. Благодаря поддержке Москвы французы, капитулировавшие перед гитлеровской Германией, закончили войну в рядах победителей и получили место постоянного члена в Совете Безопасности ООН.
Франция была включена союзниками в состав Европейской Комиссии и стала четвертой державой-участником послевоенного урегулирования. Рейнская область была оккупирована, но не аннексирована и управлялась французами до 1955 года, так же, как Саарская область, которая существовала в виде протектората до 1957 года. Французские войска были расквартированы в Германии до 1989 года. Ныне на территории Германии располагается один французский батальон в составе франко-германской бригады.
Статьи 1 и 2 Договора устанавливали обязательство обеих сторон продолжать борьбу до окончательной победы над гитлеровской Германией, не вступать в сепаратные переговоры с ней и не заключать без взаимного согласия перемирия или мира с нацистским правительством. В соответствии со статьей 3 Советско-французского договора обе стороны обязались и по окончании второй мировой войны «предпринимать все необходимые меры для устранения любой новой угрозы, исходящей от Германии, и препятствовать таким действиям, которые делали бы возможной любую новую попытку агрессии с её стороны». Статья 4 предусматривала, что в случае, если одна из сторон окажется вовлечённой в военные действия с Германией (в результате германской агрессии или в связи с применением статьи 3 Договора), другая сторона «немедленно окажет ей всю помощь и поддержку, которые будут в её силах».
Стороны договорились также не заключать какого-либо союза и не принимать участия в какой-либо коалиции, направленной против одной из них (статья 5). Договор предусматривал также оказание взаимной экономической помощи после войны в целях ускорения восстановления обеих стран (статья 6). В статье 7 указывалось, что Договор не затрагивает обязательств, взятых ранее на себя обеими сторонами по отношению к третьим державам. Порядок ратификации определён статьей 8. В этой же статье зафиксирован минимальный срок действия договора (20 лет), порядок денонсации и прекращения действия договора. Если договор не будет денонсирован одной из сторон за год до истечения 20-летнего периода, он остаётся в силе на неограниченный срок, причём каждая из сторон может прекратить его действие извещением за один год. Советско-французский договор был ратифицирован французским правительством 22 декабря 1944 года и Президиумом Верховного Совета СССР 25 декабря 1944 года; обмен ратификационными грамотами состоялся в Париже 15 февраля 1945 года.
Договор действовал до 1955 года и был денонсирован СССР в ответ на Парижские соглашения от 23 октября 1954 года, согласно которым западные державы отменяли оккупационный режим в ФРГ и одобряли ее вступление в НАТО.
Тем не менее, советско-французский договор 1944 года заложил основу отношений между Москвой и Парижем, став одной из главных составных частей этих отношений. Договор способствовал восстановлению межгосударственного диалога, прерванного в период между двумя мировыми войнами и отныне никогда не прерывавшегося. Об этом необходимо помнить сейчас, когда отношения двух стран подверглись испытанию из-за масштабного конфликта в Евразии. Не стоит забывать напутствие генерала: «Быть Франции и России вместе - это значит быть сильными, а быть разъединенными - это значит находиться в опасности».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs