Валентина Матвиенко о евразийской интеграции, трудовых мигрантах и Украине

10:19 09.12.2014


Председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко в эксклюзивном интервью телеканалу «МИР 24» рассказала о евразийской интеграции, миграционном сотрудничестве в СНГ и личном отношении к событиям на Украине.

 

МТРК «МИР»: Валентина Ивановна, в последнее время Вы достаточно интенсивно посещали страны Центральной Азии, встречались со своими коллегами – руководителями парламентов Таджикистана, Кыргызстана. Скажите, зачем все это делалось и почему это так важно именно сейчас?

Валентина Матвиенко: Прежде всего, это не какая-то сиюминутная конъюнктура. Россию со странами Центральной Азии связывают тысячи нитей: у нас общая история, мы имеем длительный опыт проживания в одном государстве, в одном экономическом, социальном пространстве. И развитие связи со странами Центральной Азии для России является одним из важных внешнеполитических приоритетов. В этой связи, безусловно, крайне важно развивать и углублять межпарламентское сотрудничество и взаимодействие. Я очень рада, что в последние годы наш межпарламентский диалог стал более активным, содержательным и продуктивным. Парламенты наших стран реально вносят свой вклад как в укрепление, расширение двусторонних экономических связей, так и в обеспечение стабильности и безопасности в Центрально-Азиатском регионе, в чем заинтересованы наши государства.

Мы внедрили различные новые форматы межпарламентского взаимодействия. Создали межпарламентские комиссии по сотрудничеству с Кыргызстаном, Таджикистаном, Казахстаном. На повестке дня - подготовка соглашения и подписание его в следующем году с парламентом Туркменистана. И это не ради галочки, заседания комиссии проходят очень содержательно, по актуальной повестке самого широкого спектра нашего двустороннего взаимодействия. Мы выстраиваем работу парламентов таким образом, чтобы синхронизировать наши действия по выполнению внутригосударственной процедуры ратификации соглашений. Мы выстраиваем нашу работу, чтобы создать политические, правовые условия для углубления нашего сотрудничества, для реализации тех договоренностей, которые достигаются на уровне глав государств. И мы чувствуем взаимный интерес в такой работе, что очень радует. Российская Федерация сегодня вышла на новый уровень взаимодействия со странами Центральной Азии. Это не только наращивание экономического сотрудничества. Но это уже реализация совместных проектов в сфере инфраструктуры, развитие транспортных путей, развитие энергетики.

Скажем, только последняя моя поездка в Кыргызстан еще раз убедила, насколько важно сотрудничество именно такого уровня, такого формата. Когда Россия не просто оказывает содействие в развитии экономики республики, адаптации ее к Единому экономическому пространству, Таможенному союзу, но и реализует на территории Кыргызстана крупные инвестиционные проекты, которые, безусловно, способствуют развитию экономики этой страны, созданию новых рабочих мест и, что самое главное, улучшению жизненного уровня граждан. И по каждой из этих стран можно провести массу интересных крупных проектов, в которых предусмотрено участие как в двустороннем, так и в многостороннем формате. Важным аспектом является и то, над чем патронирует парламент, особенно верхняя палата - это развитие межрегионального сотрудничества, сотрудничества между регионами наших государств. Это сотрудничество очень эффективное между территориями, в том числе в экономическом плане. На межрегиональное сотрудничество между Россией и рядом стран приходится до 70-80 процентов взаимного товарооборота.

Именно поэтому на заседании Совета глав государств, которое проходило в Беларуси, Межпарламентская Ассамблея и Секретариат СНГ внесли предложение о проведении в 2016 году, к 25-летию СНГ, такого форума регионов, в котором бы участвовали все регионы Содружества. Уверена, что это даст хороший эффект, и мы уже приступили к проведению такого форума. Поэтому и впредь Совет Федерации будет уделять важное внимание развитию сотрудничества со странами Центральной Азии.

МТРК «МИР»: Скоро Новый год, а как мы знаем, с 2015 года заработает Евразийский экономический союз (ЕАЭС). На Ваш взгляд, что это объединение даст России и другим странам?

Валентина Матвиенко: Прежде всего, создание такого мощного экономического интеграционного объединения соответствует мировым трендам. В глобальной экономике каждой отдельной стране трудно быть конкурентоспособной, чувствовать себя защищенной от влияния мировой экономики. И, в частности, создание Евразийского экономического союза - это естественный процесс.

Это новый уровень тех интеграционных процессов, которые все эти годы шли на пространстве СНГ. Для того, чтобы понять масштаб потенциала, приведу несколько цифр: число проживающих на пространстве Евразийского экономического союза - более 170 миллионов, это восьмое место в мире. Это три триллиона долларов ВВП. Таким образом, экономика этого союза входит в десятку крупнейших экономик мира. Я уже не говорю о том потенциале - экономическом, производственном, научном, человеческом и сырьевом, которым будет обладать это интеграционное экономическое объединение. С первого января в составе ЕАЭС будет четыре государства, мы надеемся до конца года ратифицировать подписанное с Арменией соглашение, это должны сделать синхронно все парламенты наших государств, с тем, чтобы с первого января Армения была полноценным членом ЕАЭС. Это позволит не только создать дополнительные условия для возможности развития национальных экономик, это позволит не только сложить, но и умножить потенциал государств, входящих в интеграционное объединение.

Что это означает для людей? Евразийский экономический союз нацелен на то, чтобы создать единое экономическое пространство, создать единое пространство, где будут свободно передвигаться капиталы, услуги, по единым, естественно, правилам и, конечно, это возможность для людей свободно передвигаться без ограничений по территории ЕАЭС, выбирать место работы, место регистрации своего бизнеса, место получения образования и так далее. Это впоследствии предоставит гражданам этого объединения самые широкие возможности, а главное - равные возможности, равные права. Ценность Евразийского экономического союза в том, что там нет старших и младших, это добровольное объединение государств, притом, что они остаются суверенными государствами, но часть своей национальной компетенции и своих национальных полномочий они передают в наднациональные органы. Это уже полноценное полноформатное международное объединение, которое создано на основе международного права.

И то, насколько все это эффективно, можно судить на примере первого этапа единого Таможенного союза. За период, прошедший после создания ТС, существенно вырос товарооборот между нашими странами, и - что очень важно - не только объемы (а это рост почти на 50 процентов), но также изменилась структура товарооборота. Мы стали уходить больше с сырьевой составляющей, переходить на производственную кооперацию, переходить на иные взаимовыгодные форматы экономического сотрудничества. А теперь, с учетом создания союза, появляется гораздо больше возможностей. И интерес к этому объединению проявляют не только страны ближнего, но и дальнего зарубежья. Это говорит о том, что все понимают возможности и потенциал ЕАЭС для выгодного взаимодействия и сотрудничества. Конечно, я не идеализирую ситуацию, этот процесс будет непростой. Мы с первого января, можно сказать, будем жить в новом евразийском экономическом пространстве. Принято очень большое количество соглашений, стандартизированные технические условия, созданы общие правила и так далее, но и есть целый ряд изъятий, с которыми в перспективе надо будет работать.

А главное, нужно постараться, чтобы все эти решения, соглашения, договоренности начали четко исполняться всеми сторонами. Потому что решения в ЕАЭС принимаются на основе консенсуса, то есть все страны равны. Здесь, конечно же, должна эффективно работать Евразийская экономическая комиссия и правительства всех стран, которые войдут в союз, потому что будут шероховатости, будут проблемы, но они не носят противоречивого характера, они просто требуют дошлифовки, уточнений, выстраивания более эффективных организационных механизмов, быстрого принятия решений. На это понадобится время, но я абсолютно убеждена, что это уже мировое явление. Это не просто собрались страны между собой, это действительно событие мирового значения, мирового уровня. Думаю, что оно носит исторический характер для стран, которые объединились в такой единый экономический союз.

МТРК «МИР»: Вы на встрече со своим коллегой из Таджикистана сказали, что Россия надеется на то, что Таджикистан тоже когда-то станет членом Евразийского экономического союза. Скажите, что для этого нужно сделать России, а что - Таджикистану?

Валентина Матвиенко: Прежде всего, я хочу сказать, что сегодня уже принято решение политическим руководством Кыргызстана о вхождении в Таможенный союз, в Единое экономическое пространство и следом - вступление в Евразийский экономический союз. Надо отдать должное правительству Кыргызстана, президенту и парламенту республики, которые абсолютно единодушны в этом решении и очень успешно реализуют ту дорожную карту, которая была подписана по вступлению этого государства в интеграционное объединение. Так что, я думаю, в ближайшем времени это уже будет союз пяти государств. Что касается Таджикистана, это очень важное государство в Центральной Азии. Оно играет очень важную роль, и это надежный партнер России с точки зрения двустороннего взаимодействия, и с точки зрения выстраивания в Центральной Азии надежной системы безопасности, объединения усилий в борьбе с новыми вызовами: терроризмом, преступностью, наркотрафиком и так далее.

Я знаю, что политическое руководство Таджикистана внимательно изучает условия вступления в Таможенный союз, Евразийский экономический союз, присматривается к этому объединению. Никто искусственно Таджикистан не собирается затягивать, уговаривать, ускорять процесс. Это должен быть осознанный выбор народа и политического руководства Таджикистана. Выбор должен быть основан на понимании преимуществ, которое даст вхождение Таджикистана в этот союз для его экономики, для повышения жизненного уровня населения. Я надеюсь, что этот процесс оценки, осмысления не будет долгим. И рассчитываю на то, что Таджикистан все-таки примет решение об участии в интеграционных объединениях на пространстве СНГ.

МТРК «МИР»: Там же, на встрече в Душанбе, Вы обсуждали со своими коллегами цивилизованный рынок создания трудовой рабочей силы, которая направляется в Россию. В то же время - это не секрет - в России бытует мнение, что нужно ужесточать визовый режим со странами СНГ. Для того, чтобы было больше порядка, чтобы как-то сделать цивилизованным этот процесс. Каково Ваше отношение к такой позиции?

Валентина Матвиенко: И мое отношение, и в целом позиция руководства России - категорически не принимать такие решение, и, на мой взгляд, это абсолютно обоснованно. Если бы мы ввели визовый режим, мы бы отталкивали страны СНГ от России, мы бы разрывали то единое пространство, которое при всех проблемах существует. Все страны СНГ заинтересованы в углублении и расширении этого сотрудничества. Поэтому это не наш путь, выбор, и я уверена, что Россия никогда не будет вводить визовый режим со странами СНГ, по крайней мере, в определенной перспективе. Это было бы вредно как для России, так и для государств Содружества.

Но что касается трудовой миграции, мы также очень плотно сотрудничаем, и на правительственном, и на парламентском уровнях. Для того, чтобы создать цивилизованные условия для трудовых мигрантов, потому что большинство людей, которые приезжают из стран СНГ в Россию, приезжают, чтобы найти и получить работу. Это нормально, это в интересах нашей экономики. Иногда звучат такие популистские заявления: зачем нам трудовые мигранты, мы тут сами, они занимают нишу рынка труда. Они занимают ту нишу, которая не востребована нашими российскими гражданами. Это первое. Второе - сегодня в России находится, по данным миграционной службы, порядка 10 миллионов иностранцев. Вообще по количеству иностранцев и мигрантов мы занимаем второе место в мире после США. Еще раз подчеркну: мы заинтересованы в притоке как высококвалифицированных кадров в Российскую Федерацию, так и рабочих кадров. Но заинтересованы в том, чтобы это была легальная миграция, в соответствии с российским законодательством, которое, кстати, за последние 10 лет получило очень активное развитие - сегодня оно соответствует всем международным нормам.

Из 10 миллионов иностранцев, по оценкам экспертов (точную цифру никто не знает), порядка 4 миллионов - это нелегальные мигранты. Это, конечно же, недопустимо, потому что это не только создает определенные проблемы у нас в стране, но также приводит к тому, что эти люди попадают в большую зону риска. Они не защищены. Россия, как уважающее себя государство, не может допустить, чтобы люди, которые приехали в страну, оказывались в таких просто нечеловеческих условиях. Поэтому наше миграционное законодательство направлено, в первую очередь, на создание условий, при которых нелегальная миграция не могла бы существовать. Мы ужесточаем законодательство по отношению к работодателям, которые не имеют права использовать нелегальных мигрантов. Наше законодательство направлено на пресечение посреднических компаний, которые просто зарабатывают на этом и ставят этих людей в зону риска. Наше законодательство направлено и на либерализацию, с другой стороны, миграционного законодательства, чтобы те граждане, которые приезжают к нам, могли пройти тесты по русскому языку. Они должны знать историю, культуру, традиции, наше законодательство, чтобы не нарушать его.

Мы выступаем за организованный, цивилизованный набор рабочих кадров непосредственно в странах СНГ: Таджикистане, Кыргызстане, других государствах. Чтобы люди, уезжая на работу в Россию, уже знали, куда они едут, где они будут работать и какая заработная плата будет. Мы защищаем трудовых мигрантов тем, что приняли целый ряд законов: по гарантированному обеспечению зарплатой, медицинскому страхованию, образованию их детей и так далее. В то же время для тех иностранцев, которые грубо и серьезно нарушают российское законодательство, оно должно быть достаточно жестким. Поэтому, в основном, миграционное законодательство сформировано. У нас есть отдельные соглашения с государствами Центральной Азии, которые учитывают специфику и нюансы взаимоотношений с тем или иным государством. Недавно на Совете законодателей мы обсуждали дальнейшее развитие миграционного законодательства. Думаю, надо будет двигаться в сторону создания Миграционного кодекса. Но то, что мы во многом убрали основания и условия для нелегальной миграции - это уже факт. Скажем, в последнем принятом законе мы отказались от квотирования. Потому что это были коррупционные схемы, которые не очищали рынок труда. Сейчас система патентов позволяет каждому мигранту легализовать себя. Купить патент, встать на миграционный учет и работать легально, не попадая в сети этих недобросовестных посреднических структур. Парламенты наших стран будут держать эти вопросы дальше на жестком контроле.

МТРК «МИР»: Западные страны, в частности США, называют создание Евразийского экономического союза «попыткой Кремля возродить Советский Союз». Как Вы это прокомментируете?

Валентина Матвиенко: Мы неоднократно уже давали комментарии на этот счет, и главное - президент Российской Федерации давал четкие и внятные ответы. Это экономический союз, образованный на добровольной основе, на абсолютно равных правах всех государств, которые входят в его состав. И нет никакой политической составляющей или стремления создать империю. Во-первых, это не про Россию. У России нет никаких намерений и никаких имперских амбиций, а во-вторых, это можно отнести к другим государствам, но только не к России. Я считаю, что сегодня в мире нет условий для попыток воссоздания каких-то империй. Сегодня - соглашаются с этим или нет - в мире происходят титанические геополитические изменения по утверждению многополярного, многополюсного мира. И никто эти процессы остановить не может, потому что это объективные исторические процессы. Поэтому никаких амбиций нет. Это совершенно естественный процесс, когда государства, которых связывает длительная история, народнохозяйственные комплексы которых дополняют друг друга, у которых есть общие экономические интересы и так далее, создают такой экономический союз. Когда создавался Европейский союз, никто же не утверждал, что создается какая-то империя на территории Европы. Такие высказывания убеждают нас в том, что мы движемся в правильном направлении.

МТРК «МИР»: Ни для кого не секрет, что центром самой большой напряженности в Европе, а может и в мире, стала Украина. Всем известно, что Вы родились на Украине и владеете украинским языком. Вы неоднократно говорили, что у Вас есть друзья и подруги там. В принципе с этой страной Вас многое связывает. Скажите, как Вы лично воспринимаете то, что там происходит?

Валентина Матвиенко: Я думаю, что трудно, наверное, найти семью на Украине или в России, у которой бы не было предыстории или истории отношений - родственных, человеческих, дружеских, деловых и иных связей. Поэтому я лично думаю, что абсолютное большинство жителей нашей страны воспринимают то, что происходит сегодня на Украине, как огромную трагедию. Трагедия в том, что определенные силы пытаются оторвать силой Украину от России и насаждают там русофобские настроения, зомбируют людей и настраивают их против России, против российских властей и народа.

Трагедия в том, что в мирной стране за очень короткое время произошло абсолютное расслоение общества. Расслоение во мнениях, противоречия между регионами Украины. Возрождение радикальных неонацистских сил и так далее. Конечно же, это последствие гражданской войны, развязанной киевскими властями вместо диалога и переговоров с собственным народом и собственными регионами. И тяжелейшее последствие этой гражданской войны - гуманитарная катастрофа, которая разразилась на юго-востоке Украины. Без боли в сердце ни один нормальный человек воспринимать это не может. И появившийся глубочайший раскол между Украиной и Россией - это не только трагедия наших народов, наших государств, но и личная трагедия для абсолютного большинства жителей Украины и России. Но вместе с тем я полагаю, что как бы ни было трудно, как бы ни было сложно - и мы все для этого делаем - нельзя дальше усиливать противостояние, создавшееся напряжение, отсутствие какого-либо диалога. Надо все делать для того, чтобы этот страшный период закончился и чтобы мы шаг за шагом, спокойно, постепенно начали снова выстраивать диалог, переговоры и налаживать отношения.

МТРК «МИР»: А Вы лично с кем-то общаетесь на Украине?

Валентина Матвиенко: Безусловно, я общаюсь с достаточно большим кругом людей. Но это общение больше личного плана, личного характера, потому что наши попытки восстановить межпарламентский диалог, который прервался не по нашей вине, пока не находят понимания. Я думаю, что можно частично списать это на то, что были выборы, потом выборы в Верховную раду, смена власти, смена правительства. Сегодня уже есть председатель Верховной рады, завершается формирование правительства. И я полагаю, что повесткой дня станет прагматичный подход. Понимание того, что и для Украины, и для России важно выстраивание и сотрудничества, и взаимодействия, и контактов. Мы открыты к такому диалогу, к восстановлению взаимодействия с Верховной радой Украины. Будем надеяться, что и с той стороны мы увидим такой же здравый смысл и такую же заинтересованность. Нужно время, чтобы все это осело, вся эта пена, все это наносное, все это противоречивое. И надеюсь, что мы постепенно выйдем на такое взаимодействие.

МТРК «МИР»: Спасибо за интервью!

Версия для печати