Принятие закона о территориях опережающего развития (ТОР) положительным образом скажется на привлечении инвестиций на Дальний Восток и создаст условия для комплексного развития региона. Об этом заявил полномочный представитель Совета Федерации в государственных органах по вопросам развития Дальнего Востока, Восточной Сибири и Арктики, представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров.
Он провел совещание, посвященное обсуждению проекта Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», который был принят Государственной Думой в первом чтении.
«Ключ к решению проблем, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, лежит в развитии экономики и инфраструктуры. Это, в свою очередь, требует масштабного привлечения инвестиций», – отметил Вячеслав Штыров.
«Инвестиционные потоки можно условно разделить на три группы. Первая – это масштабные проекты, реализуемые государством или государственными монополиями. Некоторые из них, такие, как подготовка к саммиту АТЭС, уже завершены. Другие – строительство космодрома, реконструкция Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, прокладка магистрального газопровода «Сила Сибири» находятся в стадии реализации», – сказал сенатор.
Ко второй группе инвестиций парламентарий отнес проекты, основанные на принципах государственно-частного партнерства. В качестве примеров он привел создание горнодобывающих производств, включая перерабатывающие и транспортные мощности, развитие нефтехимической и судостроительной промышленности. «Нужно отметить, что механизмы государственно-частного партнерства требуют законодательного сопровождения, причем для Дальнего Востока должны быть разработаны отдельные формы такого партнерства», – отметил Вячеслав Штыров.
«Третья группа – территории опережающего развития. В рамках ТОР предусмотрена реализация комплексных проектов, в которых будут принимать участие большой, малый и средний бизнес, государственный и частный капитал. Такие усилия создают новые возможности для привлечения инвестиций», – продолжил парламентарий.
Важная особенность территорий опережающего развития – направленность на системное развитие территории, подчеркнул Вячеслав Штыров. «ТОР – это не только развитие промышленности, но и инвестиции в социальную сферу, здравоохранение, образование. Таким образом, мы создаем условия для комплексного освоения Дальнего Востока».
Полномочный представитель Совета Федерации в государственных органах по вопросам развития Дальнего Востока, Восточной Сибири и Арктики подчеркнул, что парламентом приняты изменения в Налоговый кодекс России, которые уже учитывают основные положения будущего закона о территориях опережающего развития.
Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка отметил, что при подготовке законопроекта его основные идеи обсуждались на самых разных площадках, многие предложения членов Совета Федерации были учтены.
Министр напомнил, что Президент России в своем Послании Федеральному Собранию определил социально-экономическое развитие Дальнего Востока как национальный приоритет на весь XXI век. «И территории опережающего развития могут выступать одним из ключевых инструментов, обеспечивающих реализацию задачи, поставленной главой государства».
Александр Галушка констатировал, что в результате масштабного исследования по изучению условий ведения бизнеса в странах Азиатско-Тихоокеанского региона был сделан вывод о том, что Россия проигрывает по большинству параметров своим конкурентам. «Этот вывод стал для нас руководством к действию. Именно поэтому были сформулированы предложения по законодательному сопровождению создания на Дальнем Востоке сети территорий опережающего развития, конкурентоспособных по ключевым условиям инвестирования, развития бизнеса с аналогичными центрами в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
«Если Россия создаст более привлекательные по сравнению с конкурентами условия для ведения бизнеса на Дальнем Востоке, то это означает, что наша страна будет побеждать в борьбе за колоссальный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона», – подчеркнул Министр.
Он выразил убеждение, что своевременное принятие закона о территориях опережающего развития позволит значительно ускорить социально-экономическое развитие Дальнего Востока. «Это не простая задача, здесь нужны комплексные усилия. Сейчас закон готовится ко второму чтению. Надеемся, что оно состоится в декабре», – сказал Александр Галушка.
Вместе с тем, Министр подчеркнул, что решение задачи по развитию Дальнего Востока, помимо законодательного сопровождения, требует также корректировки различных государственных программ.
В обсуждении законопроекта «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» приняли участие сенаторы, представляющие регионы Дальнего Востока. Они внесли ряд предложений по совершенствованию некоторых положений документа.
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель от исполнительного органа государственной власти Приморского края Светлана Горячева обратила внимание на тот факт, что в законопроекте содержится много отсылочных норм к документам, которые должно разработать Правительство России. Для повышения эффективности реализации будущего закона она предложила уже сейчас начать разработку подзаконных актов. Сенатор также считает необходимым ограничить возможности для привлечения мигрантов при реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, предоставив преференции гражданам России.
Член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель от исполнительного органа государственной власти Сахалинской области Жанна Иванова считает необходимым при реализации закона обратить внимание на привлечение инвесторов для развития Курил.
Член Комитета СФ по обороне и безопасности, представитель от исполнительного органа государственной власти Амурской области Николай Савельев предложил заложить необходимые средства на развитие Дальнего Востока в соответствующие государственные программы.
Член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Амурской области Юрий Кушнарь призвал сформировать группу по мониторингу законодательства о развитии Дальнего Востока.
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Приморского края Вячеслав Фетисов обратил особое внимание на важность создания условий для закрепления молодежи на Дальнем Востоке, в том числе – на развитие социальной инфраструктуры.
В совещании приняли участие исполняющий обязанности председателя Комитета СФ по международным делам, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Еврейской автономной области Владимир Джабаров, первый заместитель председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Магаданской области Сергей Иванов, заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности, представитель от исполнительного органа государственной власти Забайкальского края Баир Жамсуев, заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Саха (Якутия) Александр Акимов, заместитель председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Иркутской области Виталий Шуба, член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Бурятия Александр Варфоломеев, член Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель от исполнительного органа государственной власти Еврейской автономной области Николай Волков, член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель от исполнительного органа государственной власти Олег Каньков, член Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Чукотского автономного округа Ефим Малкин, член Комитета СФ по социальной политике, представитель от исполнительного органа государственной власти Чукотского автономного округа Анна Отке, член Комитета СФ по международным делам, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Камчатского края Валерий Пономарев, член Комитета СФ по обороне и безопасности, представитель от исполнительного органа государственной власти Амурской области Николай Савельев, член Комитета СФ по науке, образованию и культуре, представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия Арнольд Тулохонов, член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель от исполнительного органа государственной власти Магаданской области Анатолий Широков.
ПРЕСС-СЛУЖБА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs