Россия – Турция: в поисках модели расширяющегося партнёрства

00:00 11.05.2010 Давид Ованнисян, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Армения, профессор, директор Центра исследования проблем культуры и цивилизации при Ереванском Государственном Университете


11 мая с.г. состоится визит президента РФ Д.А.Медведева в Турцию.

Объем товарооборота между двумя странами вышел на уровень свыше 30 млрд. долларов, и решено довести за пять лет эту цифру до 100 млрд. долларов. Россия инвестировала в турецкую экономику свыше 4 млрд. долларов, Турция здесь лидирует – более 6 млрд. долларов. Со своей стороны Россия обеспечивает около 70 % потребностей Турции в энергоресурсах. Стороны договорились также о сотрудничестве в сфере атомной энергетики (предполагается, что Россия построит в Турции одну или несколько АЭС). Есть взаимная заинтересованность в том, чтобы территория Турции стала одним из основных транзитных путей для российских энергоносителей. Короче говоря, российско-турецкие отношения выходят на качественно новый уровень.

Бурно развивающееся торгово-экономическое и энергетическое сотрудничество между РФ и Турцией диктует необходимость повышения уровня взаимоотношений двух стран также и в политической сфере. Речь, в первую очередь, идет о серьезных проблемах в турецко-американских и турецко-израильских отношениях. Одновременно обращают на себя внимание дипломатические шаги Турции, нацеленные на повышение её геополитической значимости в черноморско-каспийском регионе.

Особое место в переговорах Д.Медведева в Анкаре займут проблемы региональной безопасности и стабильности на Кавказе. Роль этого региона, выступающего важнейшей транзитной территорией, соединяющей или разъединяющей эту основную для Евразии коммуникационную систему трех морей, через которую проходят либо должны пройти нефтепроводы, газопроводы, транспортные магистрали, в последнее время - после развязывания конфликтных узлов на Балканах - серьезно возросла.

Предметом обсуждения российского и турецкого лидера станет «Платформа стабильности и сотрудничества на Кавказе», выдвинутая Турцией в ходе визита в Россию премьер-министра этой страны Реджепа Эрдогана 13 августа 2008 г. По мнению турецкого премьера, она «предполагает создание международной организации, которая сфокусирует свои усилия на создании общей безопасности в Кавказском регионе, на сотрудничестве в поставках энергоносителей». Организация, по мнению Анкары, должна включить в себя пять стран региона - Россию, Турцию, Азербайджан, Грузию и Армению.

«Платформа стабильности и сотрудничества», по крайней мере, на момент ее выдвижения имела четыре серьезных недостатка:

а) она не учитывала всех негативных последствий исключения из будущей международной организации Ирана;

б) она не учитывала степень недоверия Армении к любым турецким инициативам;

в) она не учитывала политику Азербайджана в отношении любых предложений и проектов, включающих возможное сотрудничество с Арменией;

г) она не учитывала последствий августовской войны.

Вместе с тем, «Платформа стабильности и сотрудничества на Кавказе» указывает на стремление Анкары превратить Турцию в региональную державу одновременно на Балканах, Кавказе, Центральной Азии и Ближнем Востоке и таким образом вернуть ей некогда принадлежавший ей статус великой державы. Как отмечал недавно министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу, основная цель турецкой внешней политики в текущем столетии – это расцвет оттоманских Балкан как центра мировой политики.

Особого внимания заслуживают изменения в политике Анкары в рамках её отношений Турции с Израилем, Исламской Республикой Иран, Россией и Арменией.

Так, в октябре 2009 г. Турция отказалась от своего давно запланированного участия в маневрах военно-воздушных сил с Израилем. Практически одновременно состоялся визит премьер-министра Турции Эрдогана в Тегеран. Турция и Иран подписали меморандум о взаимопонимании по нефтегазовому сектору. Согласно этому документу, Турция получит право продажи 17,5 млрд. кубометров газа в год с крупнейшего месторождения в мире Южный Парс.

После подписания этого соглашения иранский газ вышел на первое место в качестве основной ресурсной базы для Nabucco, потеснив туркменский, иракский и азербайджанский. Эксперты отмечают, что на первом этапе реализации проекта для заполнения Nabucco с лихвой хватит того газа, который Турция намерена закупать с Южного Парса. А значит, этот газопровод, призванный создать для ЕС маршрут транспортировки газа из Каспийского региона в обход России, может получить прочкую ресурсную базу.

Нет сомнений, что в Анкаре Д.Медведев будет обсуждать с турецкими руководителями самый широкий спектр вопросов региональной безопасности.

Хотя интересы России и Турции на ряде направлений международной политики, как и их подходы к проблемам национальной безопасности во многом различны, есть целый ряд важных задач, которые эти государства-партнеры, несомненно, будут решать вместе.

 

Статья публикуется в сокращении.

www.fondsk.ru

Версия для печати