Европейский союз собирается провести переговоры со странами Латинской Америки, такими как Бразилия и Чили, чтобы попытаться убедить их отказаться от поставок в Россию сельскохозяйственной продукции. Своим экспертным мнением по этому поводу с нашим журналом поделился директор Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН Петр Яковлев.
Вопрос: В какой мере Запад может повлиять на страны Латинской Америки?
- Прежде всего, я хочу подчеркнуть геополитический аспект этого вопроса. Дело в том, что страны Латинской Америки, особенно такие как Бразилия, Аргентина, Чили, Уругвай, Парагвай, стали быстро наращивать производство сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Производство продовольствия в Латинской Америке, особенно на душу населения, растет быстрее, чем в любом другом регионе мира, включая Европу.
Страны Латинской Америки становятся очень серьезными, крупными конкурентами европейских стран производителей и экспортеров продовольствия, и по ряду позиций их ощутимо теснят. Поэтому европейские страны в той или иной степени опасаются роста латиноамериканской конкуренции.
Поэтому, в частности, не получается достичь договоренности между Евросоюзом и интеграционной группировкой южноамериканских стран МЕРКОСУР. Они 15 лет ведут упорные переговоры, но принципиальных договоренностей достичь не могут. Европейцы боятся открыть свои рынки для латиноамериканской продукции, в том числе сельскохозяйственной, которая более конкурентоспособна и может потеснить европейских производителей.
Европа рассматривает возможное сближение России с Латинской Америкой по вопросам расширения поставок латиноамериканского продовольствия и сельскохозяйственной продукции на достаточно большой и емкий российский рынок как угрозу своим глобальным позициям.
Практически получается, что Россия, расширяя торговые отношения с Латинской Америкой, выходит из-под тех санкций, которые Евросоюз пытается наложить на нашу страну. И выстраивается определенная конфигурация взаимоотношений между Россией, которая является емким и перспективным рынком для сельскохозяйственной продукции, и такими супердержавами продовольственного рынка, как Бразилия и Аргентина.
Поэтому здесь перспективы для Латинской Америки, с одной стороны, крайне привлекательны, поскольку открывается новый рынок, а с другой стороны, те санкции, которые накладываются Евросоюзом и уже теперь Россией, могут сжать рынки сбыта для европейских производителей не на несколько месяцев, а на очень длительную перспективу.
Таким образом, для европейских стран, для которых сельскохозяйственный экспорт является важным звеном экономики, это очень неприятный поворот событий, и мне кажется, что попытки Евросоюза оказать сейчас давление на Бразилию, Чили и друге страны Латинской Америки вряд ли будут иметь какой-то успех, поскольку латиноамериканцы достаточно разочаровались во взаимоотношениях с Европой по вопросу достижения с ними каких-то интересных для Латинской Америки договоренностей. И новые рынки, открывающиеся в России, являются для Латинской Америки крайне привлекательным вектором экономического и торгового развития.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs