Верховная рада Украины одобрила в первом чтении проект закона о санкциях. Законопроект позволяет Киеву остановить транзит российского газа в Европу. Эту ситуацию журналу «Международная жизнь» прокомментировал директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Вопрос: Какие последствия может вызвать запрет транзита российского газа в Европу и для чего это нужно Киеву?
- В данном случае последствия будут, конечно, негативными для всех сторон, начиная от Европы и заканчивая Россией, потому что каждая из сторон потеряет определенный уровень своих доходов или определенный объем получаемого топлива.
Ряд стран всецело зависит от транзита газа через Украину, поэтому, не получив газ, с приближением зимы и похолоданием гарантированно эти страны останутся без отопления. Главное, что заменить этот газ не представляется возможным, потому что треть объема идет со стороны России и чуть больше половины идет через территорию Украины.
Поэтому, даже если мы задействуем все наши направления, которые идут через Белоруссию, Польшу, через «Северный поток» и Турцию, все равно будет колоссальная недостача. Но отдельные страны просто полностью зависимы от транзита через Украину, и здесь его нечем заменить.
Украина потеряет стоимость транзита порядка четырех миллиардов долларов в год, Россия потеряет часть рынка. И здесь нет ни одной из сторон, которой это выгодно. Европа в первую очередь сама заинтересована, чтобы подобное решение не было принято, и, я думаю, всеми возможными экономическими и политическими возможностями она будет препятствовать подобным решениям.
Поэтому это скорее больше пиар-ход, причем пиар-ход явно срежиссированный, который создан, вполне возможно, в том числе по просьбе заокеанских друзей.
Вопрос: Насколько реально Киев может ввести санкции?
- Я думаю, с точки зрения определенных активов действительно они могут ввести эти санкции. Они давно хотели национализировать ту часть собственности, которая принадлежит российским компаниям.
А что касается ограничения своих же доходов, мне кажется, здесь это крайне странная позиция, которая никак не вяжется с экономической ситуацией на территории Украины. Если США еще могут себе позволить многомиллиардные убытки, то Украина этого физически не может сделать, потому что для нее это вопрос выживания. Я думаю, что реально Киев не введет запрет на транзит газа. А если введут, то думаю, что Евросоюз очень быстро сможет их отрезвить.
Вопрос: Появились сообщения, что неофициально Киев якобы выдвинул условие, чтобы «Газпром» продавал газ Европе уже на российско-украинской границе. Насколько это реально может быть реализовано?
- В принципе, эта идея была бы, наверное, безусловно, «Газпрому» интересна. Потому что тогда бы он мог контролировать платежи еще на территории России, и если нет платежей, то просто перекрывается вентиль, и газ туда не идет. Очень удобная с точки зрения контроля позиция.
Но я очень сомневаюсь, что европейские потребители захотят перезаключать контракты и брать все возможные риски украинской стороны на себя. Поэтому здесь ситуация вряд ли будет именно так разыгрываться.
При этом стоит еще вспомнить, что Украина подписала и ратифицировала Энергетическую хартию, которая гласит, что Украина обязана предоставлять свою газотранспортную систему и не ограничивать доступ для тех производителей, которые могут поставлять газ в эту транспортную систему, если есть техническая возможность. Техническую возможность никто не отменял, она как была, так и остается. То есть подобные решения будут напрямую противоречить Энергетической хартии и повлекут гарантированно судебные разбирательства, причем со стопроцентным проигрышем украинской стороны.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs