США и ЕС готовы к новым санкциям против России, заявил в четверг заместитель министра финансов США по борьбе с терроризмом и финансовой разведке Дэвид Коэн. Своим экспертным мнением по этому поводу с нашим журналом поделился директор Института стратегического планирования и прогнозирования Александр Гусев.
Вопрос: Каковы причины столь жесткого давления на Россию со стороны США и ЕС?
- Необходимо сказать сразу, что европейские санкции применены и применяются с серьезного давления Соединенных Штатов. А американцы недовольны тем, как ведет себя Россия и Президент России. США очень не хотят политического и экономического усиления нашей страны на всех политических площадках, включая и G8, и G14, и G20.
Им не нравится и достаточно конструктивная роль Президента России Владимира Путина в рамках БРИКС, саммит которого состоялся в конце июля этого года в Бразилии. И, конечно, позиция России по Украина, которая является очень серьезным камнем преткновения, хотя сама Украина Соединенным Штатам, наверное, не очень нужна.
Для всех понятно, что создание на постсоветском пространстве такой серьезной структуры, как Евразийский экономический союз, создает для американцев непреодолимые трудности по разъединению бывших союзных республик, даже таких, которые не планируют входить в состав Евразийского экономического союза. Речь идет о Молдавии и Грузии.
Я напомню, что с 1 января 2015 года начинает действовать Евразийский экономический союз. И это, конечно, серьезное усиление позиций прежде всего России на постсоветском пространстве, и, конечно, участие Украины в этом проекте было бы очень желательно, потому что она представляет одну из главных стран постсоветского пространства и по численности населения, и по производственному потенциалу.
Конечно, все это не нравится политическому истеблишменту Соединенных Штатов. Он, в общем-то, в целом однороден, и многие демократы и республиканцы считают, что позиции России в значительной степени усилились в мире и, конечно, их необходимо ослабить. И это можно сделать либо путем прямого воздействия на Россию через санкции, запреты и давление, либо путем опосредованного влияния через наших партнеров.
Прямое воздействие на Россию у США пока не складывается, потому что у нас торговый оборот с Соединенными Штатами сравнительно небольшой и составляет не более 28 миллиардов долларов, а общий товарооборот России со всеми странами мира приближается примерно к одному триллиону долларов.
И американцы выбрали второй путь, то есть влиять на Россию через партнеров. Годовой товарооборот между Россией и ЕС составляет примерно 440 миллиардов долларов, и это уже серьезные цифры.
Поэтому санкции, как прямые, так и косвенные, через давление на страны Европейского союза, конечно имеют целью политическое и экономическое ослабление России. Американцы решили навязать свое мнение, что нужно идти в фарватере американского понятия демократии, признавать все, что они делают и признать их исключительность.
Барак Обама заявляет, что Россия ведет себя неправильно во многих отношениях, и, в частности, по отношению к демократически развивающейся Украине, мешая ей идти по пути европейской интеграции, и поэтому Россию необходимо наказывать всеми возможными способами.
США нашли возможность повлиять на наших европейских партнеров, заставив включить в санкции банковскую и энергетическую сферы. В целом оказывается давление на предприятия, выпускающие для нас комплектующие, я имею ввиду украинскую промышленность, а также на компании, работающие в сферах страхования, автомобилестроения, самолетостроения, и для России это достаточно ощутимо.
Но любые санкции, как мы говорим, являются двусторонним движением. По оценкам специалистов Россия потеряет около ста миллиардов долларов. Но при этом значительные потери понесут и наши стратегические партнеры. Соединенные Штаты в меньшей степени, потому что, еще раз повторяю, торговый оборот у нас небольшой, а вот страны ЕС понесут большие потери. Например, Германия от сворачивания некоторых программ в сферах энергетики и автомобилестроения может потерять около 120 миллиардов долларов.
Понесет потери и Франция. Однако, французы очень не хотят разрывать контракт на поставку «Мистралей», поэтому я предполагаю, что этот проект будет реализован.
Конечно, потери из-за санкций нас беспокоят, но, как сказал Владимир Путин, Россия уже сегодня в состоянии выйти из этой кризисной ситуации, возникшей в результате санкций со стороны стран Запада. Конечно, для нас это будет обременительно, как по времени, так и в экономическом смысле, но Россия готова к тому, чтобы искать возможность импортозамещения.
Вопрос: Какова вероятность того, что в ближайшем будущем начнутся достаточно серьезные разногласия между ЕС и США в плане санкций?
- Я напомню, что 4-5 июня этого года на саммите G7, который состоялся в Брюсселе, лидеры Германии и Франции очень резко высказались в отношении санкций со стороны Соединенных Штатов в отношении России. И более того, на саммите ЕС, который состоялся уже в конце июля, эти страны также выступали с достаточно серьезной критикой секторальных санкций в отношении России.
Но у американцев есть определенные рычаги и механизмы воздействия на политиков Евросоюза. Прежде всего это касаются Ангелы Меркель, которая на протяжении последних 12 лет находилась под плотным вниманием спецслужб Соединенных Штатов. И, видимо, здесь кроется определенная причина того, что нынешнее руководство Германии, возглавляемое Ангелой Меркель, все-таки прислушалось к мнению американцев и пошло на секторальные санкции в отношении нашей страны, хотя бизнес-сообщество Германии выступает категорически против.
Но вопрос не закрыт. Франция достаточно четко занимает позицию не включения в орбиту санкций вопросов по строительству «Мистралей».
И мне кажется, что здесь и страны Восточной Европы могут сказать свое веское слово, особенно в рамках строительства газопровода «Южный поток». Уже высказалась Сербия, Румыния и еще часть стран Центральной Европы, где пойдет этот газопровод. В частности, Австрия достаточно серьезно поддерживает строительство «Южного потока», который пойдет, я напомню, из России по дну Черного моря в страны Южной Европы, включая Италию и Грецию. Греки и итальянцы поддержали полностью строительство, более того, они финансируют этот газопровод. Поэтому есть сферы, где европейцы не подчинились американцам и проводят достаточно четкую и конструктивную политику.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs