За несколько дней окончательно прояснилось, что имел в виду новый украинский президент, говоря, что в течение недели огонь надо прекратить. Речь шла не об отводе карателей с Донбасса и не о перемирии, а о намерении за неделю силой подавить сопротивление тех, кто противится шествию неонацизма по территории Украины. Украинские военные, которым теперь отдаёт приказы главнокомандующий Порошенко, а с ними и преобразованные в Национальную гвардию боевики «Правого сектора» с задачей «дожать террористов» за неделю не справились и справиться не могли. Зато средства, предлагаемые для решения задачи, становятся всё более рискованными.
Так, украинская армия в ночь на 12 июня применила в Славянске зажигательное оружие – фосфорные бомбы. Это произошло вскоре после того, как прошла волна спекуляций по поводу того, возможно или нет предоставление Украине американской военной помощи летального характера. Представитель Госдепартамента США Дж. Псаки без долгих размышлений предположила, что зажигательные бомбы были использованы «русскими». Псаки не в курсе, что российская армия не участвует в конфликте, не говоря уже о том, что, в отличие от США, Россия в 1980 году подписала и ратифицировала Протокол III «Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие». Ст. 2 указанного Протокола запрещает нападение с применением доставляемого по воздуху зажигательного оружия против гражданского населения (п.1), а также применение этого оружии против военных объектов, расположенных в районе сосредоточения гражданского населения (п.2). США данный протокол не подписали, желая сохранить свободу рук на случай военных действий. В 2004 г. американцы применяли фосфорное оружие в Ираке. Начиненные фосфором боеприпасы использовались американцами и во Вьетнаме. В 2009 г. США уведомили Генерального секретаря ООН, что сохраняют за собой право действовать в обход п. 2 вышеупомянутого Протокола. При таком подходе к «негуманному оружию» американские советники могли и посоветовать своим украинским подопечным применить зажигательные бомбы.
Питер Пейс, возглавлявший в 2005-2007 гг. Объединенный комитет начальников штабов США, называл боеприпасы, начинённые белым фосфором, «законным оружием военных» (1). На Американском континенте, в уютном удалении от горячих точек планеты, едва ли кого-то всерьез волнует применение такого оружия – тем более что, по американским понятиям, «негуманное оружие» является «законным». Однако европейцев (во всяком случае, немцев) иной раз коробят американские представления о правилах ведения войны. Сошлюсь на мнение командующего ВВС бундесвера К. Мюльнера по вопросу об использовании беспилотных летательных аппаратов (дронов). По его словам, то обстоятельство, что с помощью дронов американские военные могут целенаправленно уничтожать своих противников, «несовместимо с нашими морально-этическими принципами» (2).
Как же быть европейским политикам? Как им объяснить населению своих стран, почему обласканный ими украинский президент допускает применение зажигательных бомб против своего народа? Ведь это не за тридевять земель: протяженность границ Украины со странами-членами ЕС составляет почти полторы тысячи километров. В европейских столицах неустанно подчеркивают, что президент Порошенко стремится к миру и демократическим преобразованиям… но такие похвалы лишь усиливают впечатление ложности положения главы Украинского государства.
Информация о том, что творится на юго-востоке Украины, доходит до людей на Западе, просеянной через мелкое сито. Отсекается почти всё «ненужное», не отвечающее искусственно созданному образу демократического строительства новой Украины, которая защищается от «российской агрессии». Почти ничего не прочитаешь о захваченных в плен российских журналистах или о том, какое негодование вызвал председатель ОБСЕ Ламберто Занньер, когда, встретившись в Ростовской области с беженцами, спасавшимися от артиллерийского огня, которому подвергаются города на Донбассе, он стал рассказывать, что Порошенко желает процветания Украине и готов приложить к этому все усилия… А на днях Ганс-Георг Маасен, глава Федерального ведомства по охране конституции ФРГ (ведомство борется в том числе со шпионажем), выразил недовольство по поводу того, что Россия, оказывается, пытается влиять на общественное мнение в Германии – такой вот шпионаж. Европейцев всячески стараются оградить от «опасных влияний» - оградить ценой запрета на правду, ценой отказа от попыток самостоятельно разобраться в происходящем на Украине.
«Вау, почему мы что-то услышали о столкновениях на Украине только сегодня? Тысячи людей стали беженцами, целые территории разбомблены, несколько недель продолжаются ежедневные бои, десятки убитых среди гражданского населения – а как будто ничего не было. Порошенко обещает перемирие, ничего подобного, и ему верить нельзя», - возмущается читатель Spiegel (3). «Если бы речь не шла о человеческой жизни, эти односторонние сообщения мне бы уже до смерти опостылели. Вот только смешная новость, что Россия с тремя ржавыми танками начинает войну против Украины и Запада. Зато я пропустил сообщение о множестве убитых и раненых среди гражданского населения, которые пали жертвой героического применения мирными войсками из Киева огня и кассетных бомб» (4). Удивления у читателей этих сообщений больше нет, осталась только горькая ирония.
(1) USA verteidigen Einsatz von weissem Phosphor/Der Standart, 2.12.2005.
(2) Schiermeier M. Kauf von Kampfdrohnen gefordert/Stuttgarter Zeitung, 27.02.2014.
(3) spiegel.de
(4) handelsblatt.com
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs