Фото автора
Совсем недавно я вернулся из очень напряженного и трудного путешествия по Юго-Восточной Украине: Харьков, Донецк, Луганск. Ситуация буквально разгоралась на глазах и, в конце концов, в Юго-Восточных областях Украины перешла в настоящую гражданскую войну. И здесь в определении ситуации неприменимы другие формулировки, они могут только исказить реальное положение дел. Для того, чтобы понять это, достаточно всего лишь проехаться по этим городам.
Очевидно, что население Юго-Восточной Украины совершенно не намерено принимать киевскую власть.
Немаловажным фактором в создавшейся ситуации является вопрос культурной идентичности, сформировавшейся исторически в этой части страны. Мой анализ основывается на многочисленных интервью, взятых мною у населения.
Большинство жителей здесь – русскоговорящие, считают себя русскими по национальности, хотят политического самоопределения и даже присоединения к «России-матушке», уверенные в том, что именно она является их настоящей Родиной.
Официальная власть называет жителей Юго-Востока не как-нибудь, а «террористами», а население Юго-Востока окрестило войска, посланные из Киева для подавления недовольства, просто «фашистами». Граждане этого региона называют себя «защитниками русской идентичности». Их лозунг - «Фашизм не пройдет!». В те дни на многочисленных мирных демонстрациях вновь появилась символика советского периода: красный флаг с серпом и молотом, гимн России, и, конечно же, все памятные знаки победы в Великой Отечественной войне над фашизмом.
А еще в те дни на демонстрациях, люди, размахивая российскими флагами, распевали песни времен Великой Отечественной войны.
Я был в Славянске и Краматорске, в самом центре огромного народного восстания.
Эти два города продолжают находиться под постоянной опасностью нападения. Почти каждую ночь происходят последовательные атаки киевских сил против многочисленных контрольно-пропускных пунктов, укомплектованных силами отрядов самообороны. Часто можно было видеть вертолеты украинских военных сил, пролетающие над этими городами.
Эти два города полностью изолированы, у них нет никакого сообщения с остальной частью страны, общественный транспорт не работает. Вьезд или выезд из региона частными машинами предполагает проезд через многочисленные контрольно-пропускные пункты. Близжайшие к городу блок-посты находились в руках защитников-ополченцев. Их можно было узнать по российским флагам, развевающимся над возведенными заграждениями. А более отдаленной территории, окружающей прилегающую область, были расположены киевские войска, узнаваемые по флагам Украины и многочисленной бронетехнике.
Но несмотря ни на что, Славянск и Краматорск будут оказывать сопротивление до конца. В многочисленных интервью ополченцы отвечали мне: «Мы будем стоять до конца! Нет пути назад!».
Когда я говорю о милиции, я имею в виду в основном представителей народной самообороны, называемой «Народное Ополчение Донбасса». Среди них, например, есть студент, оставивший школу для того, чтобы встать на защиту своей родины, а также пенсионер, всю свою жизнь проработавший на шахте, а сейчас взявший в руки автомат Калашникова и готовый даже потерять свою жизнь в борьбе с «фашистами». Когда я спросил его, по какой причине он бросил все ради участия в этой войне, он ответил: «Ради наших детей, нашей идентичности, нашей страны и России». Больше всего меня поразило, что люди, и чаще всего молодые, готовы пожертвовать своей жизнью ради идеала, принять смерть как подвиг, увековечив свое имя.
Утром 3-го мая вход в аэропорт Краматорска был заблокирован украинскими военными. Я подошел к отделу СБУ (Служба безопасности Украины). Они были в бронежелетах, хорошо экипированы, их лица были закрыты масками.
Уже днем пророссийская милиция Краматорска была готова защищать город от штурма солдат Киева. Для того, чтобы предотвратить продвижение украинских бронемашин, защитники города подожгли автобус, стоящий поперек улицы, ведущей к центру города, тем самым создав жесткий барьер и плотную завесу из дыма и огня. Потом прозвучали сирены для оповещения гражданского населения о предстоящем нападении, призывающие жителей не выходить на улицу и укрываться в домах. Игнорируя эти рекомендации, люди выходили на улицу почти в один ряд с ополченцами. Люди говорили: «Это наш город, мы готовы защищать его до конца».
Этот поступок имел огромное значение для гражданского населения, он показал, что обычные граждане поддерживают восстание.
Как очевидец событий, я могу сказать, что, вопреки появляющимся сообщениям, гражданские лица не используются в качестве живых щитов. На мой взгляд, этот протест, простирающийся теперь уже от Харькова до Одессы, не мог состояться без мощной поддержки населения.
Я не думаю, что все еще есть возможность для урегулирования этого кризиса путем ведения мирных переговоров. На мой взгляд, к настоящему времени уже было допущено слишком много человеческих жертв и позиции обеих сторон были доведены до крайности. А на данный момент они настолько радикальны, что вряд ли существует вероятность того, что там будет, по крайней мере, в краткосрочной перспективе некая позиция компромисса.
http://www.youtube.com/watch?v=3ctEDX7A1Pg
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs