На днях было обнародовано совместное заявление по Украине канцлера ФРГ Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда. Это наиболее сдержанный документ по отношению к Москве из всех ранее принятых западными лидерами с начала украинского кризиса. Более того, по некоторым пунктам Париж и Берлин выступили с критикой позиции Киева, фактически поддержав ряд требований России. Комментарий по этому поводу дал в интервью журналу «Международная жизнь» политолог, член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин.
Вопрос: Ваше мнение, сможет ли сделанное заявление способствовать деэскалации конфликта в Украине?
- Любые шаги, призванные поддержать ценность внутриукраинского политического диалога, в том числе публичные, разумеется, нужно оценивать позитивно.
Другое дело, что уже накопился достаточно большой опыт в отношении практической реализации подобного рода шагов. И здесь можно предположить, что в конце концов все сведется к риторике.
Нужно понимать, что Киев не заинтересован в ведении реального внутриукраинского политического диалога. Самыми острыми проблемами являются проблемы языка, культуры и реальных прав регионов. Киевские власти ориентируются на унитарную модель государственности, и с самого начала категорически отвергали какую-либо возможность поворота в сторону федеративной модели.
Мы знаем, что все сторонники федерализации на юго-востоке объявлялись и объявляются киевскими властями сепаратистами, и против них используются уже длительное время вооруженные силы, что приводит к человеческим жертвам.
Поэтому призывы к диалогу – это одно, их можно оценить позитивно, а вот реальный внутриукраинский диалог – это совсем другое. Максимум, на что способны киевские власти в этом вопросе - на имитацию внутриукраинского диалога.
Собственно говоря, они об этом сами фактически и сказали в заявлениях о том, что Киев не будет вести никакого диалога с теми, кто активнее всего сопротивляется политике киевских властей.
Вопрос: А с кем же тогда они собираются вести диалог?
- Заявления киевских властей означают, что в диалоге, который, возможно, они будут вести, например, в рамках внутриукраинских «круглых столов», будут участвовать лидеры и фигуры, которые реально не представляют юго-восток Украины и которые, по существу, являются либо клиентами, либо союзниками киевских властей.
Таким образом, мы сталкиваемся с фундаментальным противоречием между политической риторикой и реальным политическим процессом. Политическая риторика меняется в благоприятном направлении, а вот что касается реального политического процесса в Украине, то здесь никаких реальных подвижек со стороны киевских властей в направлении внутриукраинского диалога не наблюдается.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs