Государственный комитет телерадиовещания Украины утвердил план мероприятий «Про координацию информационной деятельности и защиту информационной безопасности». Среди рекомендуемых шагов – открытие в некоторых европейских столицах Украинского пресс-центра для информирования зарубежной публики о внешней политике Киева и о ситуации внутри страны (1).
Киев стремится обзавестись собственной информационной площадкой за рубежом для ведения (не будем этого скрывать) информационной войны против России и собственного населения Юго-востока. В том, что открытие пресс-центра в Европе – лишь часть более масштабного плана информационной войны, свидетельствует наличие дополнительных распоряжений к данному документу. А именно: указание государственному научному (!) учреждению «Книжная палата Украины им. Ивана Федорова» и структурным подразделениям облгосадминистраций по вопросам информационной деятельности и коммуникаций с общественностью проводить мониторинг печатных и аудиовизуальных СМИ на предмет выявления призывов к изменению конституционного строя, пропаганды войны, сепаратизма и терроризма (1). О данных фактах рекомендуется сообщать в органы правопорядка для дальнейшего разбирательства.
Против кого направлены эти меры, всем очевидно. На фоне такой драконовской цензуры тот же Государственный комитет телерадиовещания Украины, который уже успел подмять под себя Национальный союз журналистов Украины и Украинскую ассоциацию издателей периодической прессы, старается договориться с соответствующими организациями об удешевлении абонементных услуг для украинских изданий, а также хочет обратиться в Министерство экономики и развития с пропозицией не повышать цены на полиграфические услуги.
Получается, что одним Госкомтелерадио Украины уготовил жесткие меры цензурного характера, другим – полную свободу словесных действий. Среди этих других – целая масса ультранационалистических СМИ, как печатных, так и аудиовизуальных. Любое слово, высказанное независимыми журналистами против таковых, может быть расценено как призыв к войне или поддержка сепаратизма.
На наших глазах происходит удушение независимой украинской журналистики. Многие профессионалы пера либо покинули Украину, либо боятся открыто высказывать свое мнение. Цензура проникает даже в Интернет. Украинские СМИ сообщали о проблемах с правоохранителями, которые возникли у молодого пользователя соцсетей из-за публикации им карты разделенной Украины. Служба безопасности Украины отслеживает инакомыслящих в социальных сетях, занося их, видимо, в черный список. Иначе как объяснить, что у некоторых граждан Украины из-за чрезмерно активного обсуждения в соцсетях внутриполитической ситуации в стране возникают недоразумения с компетентными органами? Что касается россиян, то факт их участия в таких виртуальных дискуссиях украинская пограничная служба считает достаточным основанием для запрета им въезда на территорию Украины.
Степень закручивания гаек Киевом всем неугодным СМИ сложно представить тем, кто не живет на Украине. Свою деятельность в стране пришлось сворачивать многим ресурсам (один из них – быстро набиравший популярность сайт «Украинская правда»), другим – переходить чуть ли не на «полуподпольный» формат работы. Доходит до того, что люди опасаются читать пророссийские СМИ на рабочем месте, ибо это может грозить серьезной взбучкой от начальства, вплоть до увольнения. Это пока еще не массовое явление, и все зависит от политических убеждений конкретного начальника, но тенденция налицо.
В мощный пропагандистско-русофобский рупор превращена Служба безопасности Украины, чуть ли не еженедельно информирующая население о поимке очередного российского шпиона. Так, не успели выловить из реки тело депутата горловской ячейки партии «Батькивщина» Владимира Рыбака около г. Славянска, как СБУ тут же сообщила о причастности к убийству российских диверсантов (2).
Происходящее на Юго-востоке СБУ называет не иначе, как проявлениями экстремизма. Рубрика «Антитеррористический центр при СБ Украины информирует» на официальной странице этой спецслужбы в Сети задумана как раз для нагнетания антироссийской истерии. Преступные деяния боевиков из «Правого сектора» и прочих ультрарадикальных группировок СБУ не комментирует, откровенно им покровительствуя.
Провластные украинские СМИ (а других там практически не осталось) пестрят заголовками о русских танках, готовых вот-вот проутюжить гусеницами мирно спящие украинские города и села. Не менее часты сообщения о концентрации неимоверного количества российских солдат на границе с Украиной, а то и о российских военных, жестоко терроризирующих население Донбасса.
Сами же протестующие донбассовцы изображаются в уничижительных тонах. Подчеркивается, что это либо оплаченные Россией боевики, либо асоциальные личности, бастующие за деньги или бутылку водки. Тезис о шахтерах-алкашах, не могущих внятно сформулировать свои политические требования, но много и бестолково кричащих – один из самых распространенных в провластном информационном поле (3).
Приведенных примеров достаточно для понимания сути той пропаганды, которую ведет Киев. Требуются контрмеры, иначе имиджевые потери России и апеллирующей к ней Новороссии будут внушительны. У большинства жителей Украины нет возможности ни читать печатную российскую прессу, ни смотреть российские телеканалы, ни слушать российские радиостанции. Информационное поле Украины полностью отдано на откуп ультранационалистическим силам, которые и извлекают из этого максимальную имиджевую пользу.
Сейчас Киевом разрабатываются механизмы, которые бы позволили поставить под контроль интернет-пространство. Уже украинские пользователи могут просматривать не все российские сайты, потому что доступ к некоторым из них заблокирован. Уже создана специальная социальная сеть «Друзі» («Друзья») в стиле «только для украинцев» - стать ее участником можно, только зайдя с адреса, зарегистрированного на Украине, а языком оформления является исключительно украинский (4). Из России, например, зарегистрироваться в этой соцсети невозможно. Соцсеть «Друзі» хотят превратить в украинский аналог «Одноклассников» или «Фейсбук», где было бы удобно безнаказанно промывать мозги националистической пропагандой собственным гражданам.
Но пока виртуальная инфосфера не подлежит полному контролю. Это нужно использовать. Необходимо создавать насыщенные и яркие сетевые ресурсы, в т.ч., интернет-телевидение, посредством которого можно было бы доносить до украинских граждан альтернативную информацию о российско-украинских отношениях.
Следует также обеспечить беспрепятственный доступ альтернативной информации аудитории в Приднестровье, т.к. этот регион связан и с Украиной, и с Россией, множеством политических и экономических нитей, и очень чувствителен к происходящему на Украине. Не говоря уже о том, что боевики «Правого сектора» заявляли о намерении начать работать и в Приднестровье, где у них есть сочувствующие. Приднестровские информресурсы должны стать участниками освещения украинских событий. Тирасполь находится в блокаде, соучастником которой является Киев. В интересах Тирасполя эту блокаду прорвать.
Нельзя позволять Киеву в одиночку комментировать действия российской стороны, нельзя допускать закрепления института «монополии на правду» за украинскими СМИ, поскольку они далеки от реальности. Для многих на Украине новости из России – единственная возможность узнать правду.
1) «Держкомтелерадіо України розробив план координації інформаційної діяльності та захисту інформаційної безпеки» (http://comin.kmu.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=112169&cat_id=109884)
2) «До вбивства депутата Горлівської міської ради В.Рибака причетна так звана група офіцера ГРУ «Стрілка» (http://lenta.ru/news/2014/04/23/rybak/)
3) «Из официального сообщения руководства "Краснодонуголь"следует, что подконтрольные Киеву СМИ лгали об отсутствии политических требований у бастующих шахтеров» (http://rusvesna.su/news/1398261196)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs