Крым получил статус одного из субъектов Российской Федерации, юго-восток Украины (бывшая Новороссия) еще бурлит. Но уже сейчас встает вопрос об идеологической направленности будущей системы школьного образования в юго-восточных регионах страны. Вряд ли она останется такой, какой была прежде, и вряд ли станет такой, какой ее хочет видеть нелегитимная власть в Киеве. Юго-восток, находящийся в полушаге от автономного статуса в составе Украины, хочет сам определять вектор своего развития, в т.ч., в гуманитарной сфере.
Происходящее на Украине войдет в учебники истории, как эпохальное событие, изменившее карту Евразии и расклад сил на послесоветском пространстве. Каждая сторона будет трактовать их по-своему. Учитывая степень проникновения националистической риторики в украинскую систему школьного и вузовского образования, а также распоряжение новоиспеченного министра образования и науки Украины Сергея Квита об усиленном изучении на уроках истории деятельности ОУН-УПА, легко догадаться, как это будет выглядеть в украинских учебниках истории.
Украинская история превращена в средство пропагандистской борьбы против единства Русского мира уже давно. Первые системные русофобские ее изложения появлялись еще в эпоху Речи Посполитой, затем распространялись во времена австро-венгерского владычества и гитлеровской оккупации. После 1945 г. центры националистической пропаганды переместились за океан – в США и Канаду. Как школьный предмет, современная история Украины – это компиляция вырванных из исторического контекста событий, заготовленная за океаном, и импортированная на Украину с единой целью – изобразить украино-российские отношения в черно-кровавых тонах.
Ситуацию нужно изменять. Сам механизм украинской идентичности должен быть избавлен от искусственно привнесенных в него русофобских смыслов. Это требует разработки соответствующей программы изложения исторических знаний, и внедрение ее в систему школьного образования.
Незаслуженно обойденным в данном смысле остается западнорусская тематика. Это - инерционное наследие прежней, советской системы образования, где тоже не было места идеям, провозглашавшим триединство русского народа. Западнорусизм как раз таковой и является, поскольку считал и считает украинцев и белорусов юго-западной и северо-западной ветвью русского народа.
Для Украины местной разновидностью западнорусизма следует считать карпаторусизм (под Карпатской Русью необходимо понимать всю Западную Украину – от Буковины до Закарпатья). Этот неологизм введен автором для обозначения всего комплекса исторических, культурологических, политических, философских и богословских знаний, проповедующих идею исторической принадлежности населения современной Западной Украины к общерусскому древу. Широкого распространения этот термин еще не получил, и используется в кругу узких специалистов, занимающихся исследованием истории Карпатской Руси с западнорусистских позиций.
Карпаторусизм не существовал в виде искусственно оформленной системы знаний и этнокультурных ориентиров. В этом не было нужды, поскольку он был живой традицией всех западнорусских земель. Его носители массово уничтожались австрийцами в годы Первой мировой (концлагеря Талергоф, Терезин), затем гитлеровцами и их союзниками из числа украинских националистов – в годы Второй мировой (концлагерь Думен в Закарпатье), поляками - после Второй мировой (набеги Армии Крайовой на чудом уцелевшие в водовороте истории карпато-русские семьи на Галичине и Волыни). С вхождением Западной Украины в состав СССР самые активные карпато-русские деятели оказались в ГУЛаге.
Эти страницы отсутствуют в официальной истории Украины. Карпаторусизм не входит в список рекомендованных к изучению тем. Наоборот, он находится под негласным запретом, т.к. считается пророссийской идеологией, провозглашающей украинцев и русских одним народом.
Крымские власти заявили, что на полуострове будут использоваться три языка – русский, украинский и крымско-татарский. Вопрос приведения в соответствие с исторической правдой всех трех «версий» истории Украины приобретает особую актуальность. Известно, что историю Украины Киев и Симферополь видят по-разному. Если второй ищет в ней точки соприкосновения, то второй – поводы для отчуждения.
В такой ситуации введение в школьный и вузовский курс истории карпато-русской тематики послужит делу возрождения незаслуженного забытых героев Русского мира. История карпаторусов – это история мужественного и беспрерывного противостояния внешнему врагу ради идеи единства Русского мира. Изучение этой искусственно преданной забвению страницы украинской истории послужит делу возрождения общерусских традиций и сыграет в будущем роль гуманитарного «плацдарма» для распространения знаний о карпаторусизме на материковую Украину.
Еще в большей степени это актуально для юго-востока страны. Линия цивилизационного разлома, разделяющая Украину надвое, все ближе к российским границам. Передвигают ее искусственно, целенаправленно радикализуя молодежь, прививая ей взгляды, диаметрально противоположные тем, которых придерживались их предки, в т.ч., в самом националистическом на сегодня регионе страны – на Западной Украине. Украинская молодежь просто не знает даже слова «карпаторусы». Об этом не знают и взрослые, ведь все, что было связано с карпато-русской тематикой, уничтожалось на протяжении нескольких веков. Старожилы помнят, как на заре советской власти в кострах сжигались десятки карпато-русских книг по распоряжению сверху. Так что теперешнее состояние знаний о карпаторусизме не должно никого удивлять.
Тем важнее эти знания сохранить, актуализировать и донести до подрастающего поколения. Украинские, белорусские и российские архивы под слоем пыли хранят сотни килограммов документов, относящихся к истории и литературе западнорусизма. Это – кладезь для кропотливого исследователя, работа которого принесла бы колоссальную пользу.
Пример: после 1945 г. США и Канада взяли на себя роль опекунов украинского националистического движения. В этих странах были созданы десятки научных и культурно-просветительских центров, занимающихся изучением и пропагандой украинского национализма, его актуализацией на потребу дня. Это был плацдарм для гуманитарной интервенции в идеологическую сферу Советского Союза. Пришло время, и напечатанные за океаном учебники истории в больших количествах стали попадать в украинские вузы (после 1991 г.). Идеологическое состояние сегодняшних граждан Украины 25-35-летнего возраста – последствия того эффекта, который возымели на них канадские и американские учебники истории. Я имею в виду наличие среди этой группы населения немалого количества националистов.
Нужно работать в противоположном направлении. Вводить в программу по истории в школах Крыма (и, возможно, Юго-востока) тему Карпатской Руси и карпаторусизма. Расширять тезис о единстве русских и украинцев. Иллюстрировать его событиями из прошлого. В истории Карпатской Руси таких событий множество. Это актуально не только для Крыма или Юго-востока, но и для Юга России. Ведь Ростов-на-Дону играл роль центра галицко-русской эмиграции в годы Первой мировой. Здесь действовала гимназия для галичанских беженцев, создавался Карпато-русский отряд в составе Белой армии, жили и работали многие видные деятели галицко-русского движения и т.д.
Юго-восток Украины в гуманитарно-цивилизационном плане находится на линии информационно-культурологического разрыва: по одну сторону говорят о единстве с Россией, по другую – о вражде к ней. По разные стороны этой линии – разное понимание истории Украины и украинцев. Надо сделать так, чтобы Юго-восток послужил гуманитарной площадкой для излучения «карпато-русских смыслов» на остальную территорию Украины. Киев, к сожалению, за официальную версию истории берет ту, которая была написана в угоду австро-венгерским оккупантам и лишь слегка осовремененную.
Это – отречение от правдивой истории Украины и украинского народа. Это семена вражды, которые со временем дадут свои всходы. Надо действовать с расчетом на будущее, и уже сейчас понемногу прорабатывать пути и методы внедрения в региональную образовательную программу Крыма (в будущем, возможно, и Юго-востока Украины) замалчиваемой темы карпаторусизма. Ведь у Карпатской Руси были свои академики, свои солдаты и даже свои духовные сподвижники, причисленные к лику святых.
Чтобы получить хороший урожай, надо вовремя сеять.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs