В последнее время киевские власти несколько раз затрагивали вопрос о восстановлении ядерного потенциала Украины. Так, депутат Верховной рады от националистической партии «Свобода» Михаил Головко заявил, что Украина в ответ на действия России в Крыму может вернуть себе ядерный статус. Лидер "Правого сектора" и кандидат в президенты Украины Дмитрий Ярош также пообещал вернуть Украине ядерный статус, а глава временного кабинета министров Украины Арсений Яценюк заявил: режим нераспространения ядерного оружия может оказаться под угрозой, если Украине и России не удастся урегулировать кризис в двусторонних отношениях.
Как можно трактовать подобные заявления Киева и насколько реально восстановление Украиной своего ядерного статуса? – ответить на эти вопросы редакция журнала «Международная жизнь» попросила эксперта Центра военно-политических исследований МГИМО (У) МИД России Михаила Симутова.
М.Симутов: В условиях, когда ситуация в Украине все больше напоминает начало гражданской войны, а власти не способны урегулировать кризис, заявления Киева о возможности выхода из Договора о нераспространении ядерного оружия и возвращении Украине статуса ядерной державы вряд ли имеют под собой реальные цели, во всяком случае в современных условиях. Целью подобных заявлений, к числу которых относятся и «безапелляционные» требования к России по вопросу поставок энергоносителей, является создание образа сильной власти, власти, контролирующей политическую и экономическую ситуацию в стране.
Заявленное намерение Киева выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия предполагает выход в одностороннем порядке и из Будапештских соглашений 1994 года, к которым на протяжении последних нескольких месяцев апеллируют новые украинские власти, критикуя действия России в отношении республики Крым и Севастополя. Напомню, соглашения 1994 года, в ходе которых Украина отказалась от статуса ядерной державы, предполагают, что Российская Федерация, США и Великобритания, по сути, являются гарантами территориальной целостности и суверенитета Украины. В результате, возвращение статуса ядерной державы, даже на бумаге, может лишить Украину последнего основания в споре о территориальной принадлежности Крыма.
Реальное же обладание ядерным оружием и производство эффективных носителей, предполагает не только высокий уровень научно-технического потенциала и технологической базы, которая могла сохраниться в Украине, но и колоссальные материальные затраты, которые новые украинские власти не могут себе позволить в современных условиях экономического и политического кризиса.
Кроме того не стоит забывать, что обеспечение реального статуса ядерной державы предполагает огромный комплекс организационного обеспечения. Не совсем понятно как в современных обстоятельствах, украинские власти, не способные обеспечить даже мобилизацию в рядах вооруженных сил, намерены организовать управление стратегическими ядерными силами. На протяжении 20 лет независимости Украины, начиная с президентства Кравчука, украинские политики сделали все от них зависящее, чтобы разрушить основу Вооруженных Сил – ее организационную структуру. Это потом уже можно говорить о колоссальных объемах ликвидации вооружений, доставшихся по наследству от советских Вооруженных Сил, об ошибочном процессе сокращения численности личного состава и других «преобразованиях» украинской армии.
В результате рассуждать о реальных шагах со стороны официального Киева по возвращению статуса ядерной державы в современных политических и экономических условиях, с учетом глубочайшего социально-экономического кризиса, было бы ошибочно. Что же касается заявлений, то они имеют недолговечную основу. Последние несколько месяцев политической жизни в Украине демонстрировали это более чем наглядно.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs