После поражения правящей Социалистической партии на муниципальных выборах президент Франции Франсуа Олланд принял отставку премьер-министра Жан-Марка Эйро и назначил главой правительства министра внутренних дел Мануэля Вальса. Своим экспертным мнением с журналом «Международная жизнь» по поводу падения популярности правящей партии Франции поделилась руководитель Центра евроатлантических исследований и международной безопасности ИАМП Дипломатической академии МИД России Татьяна Зверева.
Вопрос: Каковы основные причины поражения правящей социалистической партии на состоявшихся муниципальных выборах?
- Социалистическая партия, по предварительным подсчетам собрав чуть более 40 % голосов избирателей, потерпела поражение на муниципальных выборах, уступив позиции правому Союзу за народное движение, который получил поддержку почти 46 % голосовавших. Разрыв между результатами не очень велик, однако традиционно победителем муниципальных выборов являлась СП, поэтому многие называют итоги мартовского голосования сокрушительным поражением социалистов. Улучшил свои результаты и Национальный фронт, руководимый Марин Ле Пен, которая уделяет большое внимание модернизации своей крайне правой партии, стремясь завоевать дополнительную поддержку избирателей.
Причины падения популярности крупнейшей левой партии Франции связаны с тем, что, придя к власти в 2012 г., она оказалась как бы между «молотом», роль которого выполняют обязательства Франции перед ЕС по соблюдению финансовой дисциплины, и «наковальней» - необходимостью стимулировать экономический рост и выполнить предвыборные социальные обещания.
Представляется, что объективно ситуация является сложной. С одной стороны, являясь традиционной левой партией, СП предложила избирателям реформы, которые должны были улучшить положение средних французов, что было связано с определенным увеличением бюджетных расходов.
Однако, с другой стороны, главной проблемой, которую решало правительство социалистов, придя к власти, было преодоление последствий долгового кризиса еврозоны. А это предполагало, наоборот, укрепление бюджетной дисциплины, так как Франция взяла на себя обязательство постепенно снизить дефицит госбюджета до 3 %.
Отметим, что меры, разработанные Евросоюзом при активном участии Франции, фактически были условием спасения еврозоны, и их соблюдение являлось для Парижа важнейшим императивом. Однако, эти меры, заставляющие правительство ограничивать расходы госбюджета, стали препятствием не только выполнения предвыборных социальных обещаний социалистов, но и не позволяли запустить экономический рост, который в 2011-2012 гг. продолжал замедляться, обещая перерасти в стагнацию.
Определенную роль сыграли также опасения бизнес-элиты страны, связанные с введением налога на крупные доходы, которые также были обещаны социалистами на предвыборном треке. Это могло стать одной из причин замедления притока инвестиций во французскую экономику и также тормозить экономический рост.
На момент проведения муниципальных выборов было начато выполнение ряда важнейших обещаний французских социалистов. Так, хорошо сработали реализованные в 2013 г. программы, направленные на борьбу с безработицей среди молодежи младше 25 лет. Как известно, именно эта категория безработных является наиболее многочисленной и самой уязвимой, так как в условиях кризиса предприниматели все чаще отказываются нанимать неопытных работников, предпочитая сохранять тех, которые уже обладают определенными навыками в своей специальности.
Замедление экономического роста в 2013 г. было остановлено. Очевидно, сказалось и то, что вся еврозона постепенно выходит из кризиса. Но, несмотря на эти позитивные сдвиги, полностью оздоровить ситуацию и оживить экономический рост не удалось, как и в полной мере выполнить обещания, данные Брюсселю по обузданию дефицита госбюджета, показатель которого больше 4%. Сохраняется высокий уровень безработицы - более 10% активного населения. Причем по прогнозам Еврокомиссии в 2014 – 2015 гг. он останется на уровне 11 %. Темпы роста французской экономики также оставляют желать лучшего, не превышая 1%.
Отсюда – разочарование избирателей в правящей партии, что и отразилось на результатах мартовских муниципальных выборов. Можно предположить, что надежды французов в 2012 г. были слишком велики, а правительству социалистов пока не удалось их оправдать.
Вопрос: Сможет ли новое правительство повысить популярность правящей партии?
- Надо сказать, что руководство страны, по-видимому, задолго до выборов пыталось найти выход из сложившейся ситуации. 14 января президент Олланд объявил новую программу, «сделав вираж вправо».
Он предложил французам разработать и принять так называемый Пакт солидарности. Его основная идея состоит в том, чтобы стимулировать экономический рост, облегчив налоговую нагрузку на корпоративный сектор, которая является одной из самых высоких в Европе. В обмен на это он предлагает предпринимателям взять на себя обязательство создать в течение 5 лет 1 миллион дополнительных рабочих мест. Правительству предложено разработать соответствующую программу и поставить ее на голосование в парламенте, запросив вотум доверия или недоверия.
По итогам выборов президент принял решение провести смену премьер-министра, как бы показывая избирателям, что он хорошо понимает их посыл и идет навстречу их требованиям. Правительство возглавит бывший министр внутренних дел Мануэль Вальс, энергичный представитель правого крыла СП, активно поддерживавший антикризисные меры по спасению евро, разработанные Евросоюзом. Очевидно, что именно ему придется взять на себя проведение реформы, предложенной президентом в январе. Эксперты отмечают, что разработать и реализовать эти меры будет нелегко – слишком расплывчатой на данный момент выглядит предложенная реформа, особенно в части ее будущего финансирования.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs