В то время как Запад требует от Турции четкой позиции по крымскому вопросу, Анкара не торопится с решительным осуждением России, поскольку конструктивное сотрудничество с Москвой весьма выгодно Турции как в политическом, так и в экономическом смысле. Эту ситуацию нашему журналу прокомментировал директор исследовательского центра "Ближний Восток-Кавказ" Международного института новейших государств Станислав Тарасов.
Вопрос:Расскажите, пожалуйста, о позиции Турции в отношении России в связи с событиями в Украине?
- Действительно, украинский кризис и, как его промежуточный результат, воссоединение Крыма с Россией резко изменили геополитику Европы в целом, а в частности, на кавказском, балканском направлениях и во всем бассейне Черного моря.
Эта комбинация в определенной степени оказалась неким сюрпризом для Запада, но Турция, которая очень тщательно отслеживает ситуацию в этом регионе, восприняла это событие по-другому.
Запад, в общем-то, вынашивал сценарий разыграть в Крыму карту крымских татар. Как известно, крымские татары частично проживают на территории Крыма, а большая часть их, где-то около трех-четырех миллионов, проживают на территории Турции. Правда, если в Крыму они числятся как крымские татары, то в Турции они считаются турками и живут, что называется, анклавно.
Поначалу, когда украинская и западная пропаганда начали вброс информации, что с приходом русских будет проводиться вторая депортация татар, что они будут ущемлены в правах и так далее, в Турции наблюдалась антироссийская волна.
Однако после того, как состоялся телефонный разговор между премьер-министром Турции РеджепомЭрдоганом и президентом России Владимиром Путиным, в котором Эрдоган заявил, что Россия в Крыму должна защищать интересы русских точно так же, как и татар, ситуация стала проясняться.
И действительно, в качестве первых шагов крымские власти заявили, что они обеспечат пропорциональное представительство крымских татар в государственных органах власти, что им будет выделена соответствующая субсидия для экономического и культурного развития. Затем спикер парламента в Совете Федерации Валентина Матвиенко заявила, что, возможно, в рамках Крымской республики может появиться культурная автономия крымских татар.
Более того, надо сказать, что за 23 года пребывания крымских татар в составе независимой Украины, имея своего представителя в парламенте в лице Мустафы Джемилева, они так и не сумели провести ни одного закона, который обеспечивал бы права крымских татар в качестве коренного народа и тем самым добиться каких-то преференций в плане своего экономического развития.
Собственно говоря, вот такие позиционные моменты пробудили и характер российско-турецких отношений применительно к Крыму.
Тем более, что сейчас открываются реальные перспективы того, что Крым не станет, как предполагали на Западе, плацдармом для российско-турецкого противостояния, а, наоборот, Россия готовится объявить Крым свободной экономической зоной, и туда пойдут серьезные инвестиции. Там потребуется рабочая сила, а турки уже имеют опыт строительства масштабных объектов. Кстати говоря, на сочинской Олимпиаде они заработали не один десяток миллиардов.
Вопрос:То есть получается, что Крым вместо плацдарма для противостояния становится площадкой для экономического сотрудничества?
- Турецкие строительные фирмы и компании будут приглашены к созданию новой инфраструктуры Крыма и, собственно говоря, для них это очень выгодные проекты. Тем более, что существует безвизовый режим, и крымские татары могут спокойно сейчас выезжать в Стамбул и в Анкару, как и турецкие татары приезжать к нам в Симферополь.
В общем, складывается достаточно благоприятная ситуация для развития двустороннего сотрудничества. Так что главные противоречия сейчас находятся в Киеве.
Вопрос:По поводу противоречий, какие, по Вашему мнению, возможны варианты развития событий?
- Если в Киеве ситуация стабилизируется, особенно если Запад примет условия России и признает соглашение от 21 февраля о создании коалиционного правительства и о президентских выборах, то есть осуществится введение политического курса в легитимную струю, то будет один вариант развития событий.
Если же нынешние нелегитимные власти Киева в конечном счете схлестнутся с правым сектором, и если правый сектор предпримет попытку переворота, чего исключать нельзя, то ситуация может быть в дальнейшем дестабилизирована, и тогда уже встанет вопрос – а что делать с русскоязычными регионами восточной Украины. И это будет другой вариант развития событий.
И в этом случае предстоит решать очень серьезные вопросы, и, кстати говоря, тут совместная работа турецкой и российской дипломатии будет просто необходима.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs