Восточный вопрос в летописи двух империй

22:40 26.02.2014 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Проблеме сохранения христианского присутствия на канонических территориях Иерусалимского и Сирийского патриархатов при исторической роли России посвящена книга, презентация которой состоялась в стенах МИД РФ 25 февраля. Эта монография в более чем пятьсот страниц,  называется «Антиохийский и Иерусалимский патриархаты в политике Российской империи. 1830-е – начало XX века». Её автор – Михаил Якушев – в прошлом дипломат, арабист и османист, а ныне – первый вице-президент Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы, лауреат Макарьевской премии (премия памяти Митрополита Московского и Коломенского Макария), кандидат исторических наук. Появление такой книги само по себе событие, поскольку монография является первым в современной отечественной историографии комплексным исследованием истории взаимоотношений Антиохийского и Иерусалимского патриархатов с Российской империей, а также - с другими православными народами Османской империи в указанный период.  

Кроме того, книга представляет собой плод одиннадцатилетней службы автора, Михаила Ильича Якушева, в странах Ближнего Востока и Северной Африки в качестве драгомана-переводчика, затем советского и российского дипломата, занимавшегося не только внешнеполитическими перипетиями ближневосточного урегулирования и палестино-израильского переговорного процесса, но и  поддержанием постоянных рабочих контактов с иерархами Иерусалимской православной церкви и иерусалимским исламским духовенством Израиля и Палестины. В Иерусалиме, Дамаске, Бейруте, Стамбуле автор имел возможность лично общаться с представителями Поместных православных церквей. На презентации Михаил Якушев рассказал об одной из таких бесед с арабским православным священником в Вифлеемском храме Рождества Христова. Указывая на Серебряную звезду на алтаре Вертепа Воплощения, священник рассказал автору, что, по преданию старцев, отсюда началась Крымская война, и что, по его словам, «в архивах царского МИД наверняка должны быть более точные сведения на этот счет». Как сказал Михаил Якушев, поиски названных документов в АВПРИ МИД РФ подтвердили правоту Вифлеемского предания. (АВПРИ МИД РФ – Архив внешней политики Российской империи Министерства иностранных дел РФ). 

Организаторами презентации книги выступили Фонд Андрея Первозванного и Центр национальной славы - две неправительственные организации, которые, по словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, «относятся к числу наиболее активных партнеров МИД РФ в том, что касается продвижения идеалов России, ее внешнеполитических принципов на международной арене, позитивной повестки дня в мировых делах и обеспечения межцивилизационного диалога». Добавим, что презентация, на которой присутствовал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, президент Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин, послы Российской Федерации в странах Ближнего Востока и Северной Африки, а также послы иностранных государств, в том числе многих балканских стран, состоялась при поддержке МИД РФ. На церемонию были приглашены сенаторы и депутаты, высокопоставленные государственные деятели, а также митрополиты и архиепископы Русской Православной Церкви, помогавшие автору в подготовке издания.

Восточный вопрос

Высоко оценивая актуальность публикации издания М.И.Якушева, глава внешнеполитического ведомства РФ Сергей Лавров сказал: «Ближний Восток сегодня занимает место на самом верху шкалы международных приоритетов. Волна потрясений в арабском мире затрагивает интересы не только стран региона, но и всех ведущих мировых игроков и может иметь далеко идущие последствия, в том числе в контексте межкультурных и межрелигиозных отношений. Российская Федерация проводит последовательную линию в пользу осуществления любых назревших преобразований эволюционным путем с учетом исторических и культурных особенностей живущих в этом регионе народов». В этой связи министр особо подчеркнул историческую основу монографии: «В этом контексте очевидна полезность исследования М.И.Якушева, которое помогает в подробностях восстановить многогранную картину присутствия Российского Государства и Русской Православной Церкви в Восточном Средиземноморье и усилий, которые предпринимались и предпринимаются по укреплению связей России со Святой Землей. Без сомнения, исторический опыт позволяет выстраивать глубоко обоснованные, надежные позиции нашей дипломатии, деятельность которой направлена на обеспечение мира, стабильности и устойчивого развития в этом регионе». В заключение Сергей Лавров так отметил значение данной книги: «Как подчеркивает Президент Российской Федерации В.В.Путин, российская политика сегодня должна отталкиваться от понимания непрерывного характера отечественной истории. Сегодняшняя презентация труда, который представлен на суд общественности, способствует реализации этой задачи и вносит вклад в усилия по восстановлению связи времен».

…без понимания уроков истории

На презентации присутствовал большой духовный друг Михаила Якушева архиепископ Егорьевский Марк. Журналу «Международная жизнь» он так прокомментировал необходимость долгожданного издания, как образец исторического осмысления глубокой связи православных патриархий на Святой Земле и их взаимодействия с Российской империей: «Я считаю, что сама по себе тема очень интересная, очень важная и очень значимая. Когда мы слышим слово «политика», то, прежде всего, наученные жизнью, мы думаем, какие интересы стоят за теми или иными действиями. Когда речь идет о внешней политике в современном мире, чаще всего возникают прагматические вопросы - «какая причина конфликта: нефть, газ, бриллианты, оружие, рынки сбыта»? У многих людей возникает представление, что так было всегда. Людей, как правило, занимают земные вопросы. Мы помним о «крестовых походах», но и об этом распространено представление, как о «темном Средневековье», которое характеризовалось враждой к разным конфессиям, когда не могли мирно жить друг с другом христиане и мусульмане.

Современная жизнь навевает мысли о том, что если есть политика, то она должна соответствовать чьим-то интересам. А интересы, как показывает опыт супердержав, носят сугубо прагматический характер. Проблема, которую поднимает Михаил Ильич в исследовании, которым он занимается уже много лет, показывает, что политика - это не только тема жизненных интересов и выгоды, что политика может носить и благородный духовный характер, и жертвенное служение. Отношение Российской империи с Иерусалимским и Антиохийским патриархатами - это малоизвестная сфера не только для светских историков, но и для церковных историков. К сожалению, об этом мало знают и недостаточно. Эта тема с одной стороны показывает благородство мотивов, которыми была движима российская политика на Востоке. И вместе с тем открывает удивительный мир Востока с его богатыми традициями, открывает удивительные сокровища для нашего современника. Те проблемы, которые стояли тогда, стоят и сейчас. И наивно думать, будто все меняется. Все проблемы современности имеют корни в минувшем. И мы не сможем никогда найти ключ к пониманию вопросов и проблем сегодняшнего дня, без знаний, без понимания уроков истории».    

Восточный вопрос в Российской империи

Книга М.И.Якушева охватывает важный почти столетний период османского владычества в Сирии и Палестине с начала 1830 года до 1920-х годов. Начало рассматриваемого периода – это активизация российского присутствия на православном Востоке. В Российской империи решался вопрос, как строить отношения с Османской Портой – расчленить или дружить? Особый тайный комитет по восточным делам рассмотрел оба варианта решения. Последнее слово было за Императором. Николай I после победы в Адрианополе в 1829 году выбрал дружбу. Но тут столкнулись два процесса: с одной стороны активизация российского влияния, а с другой – оккупация Сирии и Палестины египетскими войсками. Используя переходный период, миссионеры западных держав усилили свою активность среди православных арабов, поощряя их переход в униатство, католичество или протестантизм. В этих условиях, не получив поддержки от Константинопольского патриархата, предстоятели Антиохийского и Иерусалимского престолов стали   обращаться к российскому императорскому двору за финансовой, а затем и за политической помощью.  Россия откликнулась на призыв православных в Иерусалиме и Дамаске.

По логике автора монографии, укрепление российских позиций среди православного населения и помощи со стороны Российской империи местным православным христианам Антиохийской церкви, а это территория современной Сирии, и Иерусалимской церкви привели к обострению отношений с западными державами. «Крымская война – это свидетельство того, что Россию не захотели пускать на эту площадку, чтобы она в дальнейшем не укрепляла еще более свои позиции», - рассказал на презентации Михаил Якушев. В конце 19 века эти позиции были еще сильны, но не настолько, чтобы можно было выступать с позиции силы вместе с Османской Портой. «К сожалению, западная коалиция «перетянула» Османскую Порту на свою сторону. Поэтому Крымская война, в основе которой лежал всего лишь повод греко-латинского спора: кому будут принадлежать преимущественные права на христианские святыни в Вифлееме и в Иерусалиме, привел к тому, что Россия была вынуждена вступить в этот конфликт», - сказал автор монографии.  

Выставка из Архива внешней политики Российской империи

Бесценным звеном в презентации была выставка, подготовленная Историко-документальным Департаментом МИД РФ. Оригиналы и копии документов XIX- начала XX веков, фотографии, рисунки, акварели этого периода вплоть до Первой мировой войны, из Архива внешней политики Российской империи МИД РФ, были представлены в витринах. Побуревшие от времени странички отражают картину того, как формировалась российская политика в отношении Османской Порты, а закладывалась она в конце 20-х годов XIX века. Записка Д.В.Дашкова – советника в Константинопольской миссии - победила записку К.В.Нессельроде – опытнейшего дипломата, канцлера Российской империи. К.В.Нессельроде занимал пост министра иностранных дел Российской империи дольше, чем кто-либо другой. Он предлагал расчленить Османскую территорию, подчинить себе остров Родос, который можно было бы использовать как перевалочный пункт для паломников из России на Святую Землю. Императора Николая I это не устраивало. Сложный процесс вызревания единственно верного решения этого вопроса и представлен был в письменных и фото свидетельствах экспозиции АВПРИ МИД РФ.

Гости презентации могли видеть среди прочих подлинников «Записку» действительного тайного советника Д.В.Дашкова - «Обозрение главнейших сношений России с Турциею и начал, на коих долженствует оные установить на будущее время» (1828 год); две секретные информационно-аналитические записки «О Святой Земле» (Петроград, 18.03.1915 год) и «О Вселенной патриархии» (Петроград, 6.10.1916 год) Г.С.Фонвизина, который был ведущим экспертом по восточному христианству в МИД России в этот период. В застекленных витринах - от руки написанное «Донесение российского консула в Дамаске Б.Н.Шаховского российскому Послу в Константинополе Н.В. Чарыкову о торжественном освящении старинного храма Св. Георгия Победоносца в селении Эзраа Хауранской епархии, который был восстановлен при финансовой поддержке России. 20.07.1911 года».

Интересны несколько документов, адресованных императору Николаю I и удостоенных его резолюции. Например, письмо от 7 ноября 1838 года обер-прокурора Святейшего Синода Н.А.Протасова вице-канцлеру К.В.Нессельроде об обращении в Синод Антиохийского и Александрийского патриархов с просьбой о защите от происков католиков и униатов. В письме адресат сообщает о том, что о прошении патриархов доведено до сведения императора Николая I. Или - «Всеподданнейший доклад канцлера К.В.Нессельроде Российскому императору Николаю I о положении Антиохийской патриархии». В нем содержится сообщение о завершении строительства Николаевского собора в Дамаске. 26.10 1846 год. Рукой Николая I выведено: «Согласен».

Секретную переписку составляло множество документов. В частности, «Донесение Российского Генерального консула в Бейруте К.М.Базили посланнику В.П.Титову. Направляя письмо патриарха Иерусалимского Кирилла, сообщает о нежелательности русского участия в спорах вокруг Храма Гроба Господня между представителями различных христианских церквей». К этому донесению в экспозиции есть «Приложение» копии перевода с греческого на русский язык и переложение на русский язык письма патриарха Иерусалимского Кирилла  на имя К.М.Базили о греко-латинском споре в Иерусалиме. (24.02.1849 год).

В открытом доступе – «Секретная записка Управляющего МИД В.М.Ламсдорфа К.П.Победоносцову об утверждении Мелетия в патриаршем сане». (19.10.1899 год). А рядом – «Всеподданнейший доклад министра иностранных дел Н.К.Гирса от 19.06.1899 год и Записка с кратким описанием Вифлеемских Святынь». Н.К.Гирс просит Императора Николая II о разрешении уведомить российского посла в Константинополе об одобрении действий последнего во время столкновения в Вифлееме между православными греками и латинянами. На 23-ем листе помета Императора: «Хорошо».

Интересно ответное письмо Великой княгини Елисаветы Феодоровны Антиохийскому Патриарху Григорию о получении его благодарственного письма и о передаче ходатайства патриарха относительно патриарших школ на усмотрение Совета Императорского Православного Палестинского общества от 31.08.1913 года. Каким благоговением к священному сану и вместе с тем - любовью к России пронизаны строки Великой Княгини! В своем послании патриарху Антиохийскому Великая Княгиня Елисавета Феодоровна пишет: «Ваше Блаженство! С сочувствием глубокого умиления читала письмо Вашего Блаженства, в коем Вы изливаете восторженную благодарность нашей возлюбленной России и Богом хранимому Венценосному Вождю ея за тот горячий сердечный прием, какой Вы встретили со стороны всех ея обитателей – от Царя до простолюдина – в достопамятные дни Вашего пребывания на исторических торжествах по случаю 300-летия царствования Дома Романовых. Ваше усердные святые молитвы и любвеобильные горячие пожелания дорогой России и живущим в ней приемлются с живою радостию всеми и дают отрадную надежду в лице Вашего Блаженства иметь и впредь непрестанного усердного молитвенника за Русь Святую и ея царствующий Дом. Два письма Вашего Блаженства по вопросам о поддержании школ патриарха переданы Мною на усмотрение Совета Императорского Православного Палестинского общества. Испрашиваю Вашего архипастырского благословения и святых молитв Ваших». ЕЛИСАВЕТА.

Возвращаясь к презентации монографии «Антиохийский и Иерусалимский патриархаты в политике Российской империи. 1830-е – начало XX века» М.Якушева, отметим, что книга дает возможность и специалистам, и заинтересованным в изучении вопроса читателям понять историю и логику развития взаимоотношений Российской империи с Иерусалимским и Антиохийским патриархатами, а также – с Османским правительством. В основе этих взаимоотношений лежат не стяжательские мотивы, а христианские заповеди, которые актуальны во все времена. В наши дни, когда остро стоит вопрос о защите христиан и христианских ценностей, когда по основным центрам христианства, и православия особенно, наносятся удары в прямом и переносном смыслах, мы наблюдаем преемственность позиций Российского государства и Русской Православной Церкви в отношении христиан в странах Ближнего Востока и всего мира.

Фотогалерея

Ключевые слова: МИД РФ

Версия для печати