На днях прошли переговоры на высоком уровне между КНДР и Южной Кореей. Итогом данного этапа диалога стало окончательное решение провести встречу членов разделенных семей 20-25 февраля в Кымгансане. О переговорах между Сеулом и Пхеньяном нашему журналу рассказал старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Петр Топычканов.
Вопрос: Петр, расскажите, пожалуйста, о межкорейских отношениях на сегодняшний день и о прошедших переговорах между КНДР и Южной Кореей.
- Отношения между Южной и Северной Кореей переживают регулярные кризисы. Эти кризисы сопровождаются демонстрацией силы, что в нынешних условиях приобрело большую опасность ввиду серии ядерных испытаний, которые в последние годы провела Северная Корея. Таким образом, ядерное оружие стало неизбежным фактором межкорейских отношений.
Еще один фактор, который важен для понимания текущей ситуации на Корейском полуострове, заключается в том, что после смены руководства Северной Кореи молодому лидеру Ким Чен Ыну пришлось утверждать свою власть, в частности, за счет более жесткой внутренней политики.
И если говорить о Южной Корее, то в Сеуле крайне популярны различные националистические лозунги.
И в этих условиях, конечно, переговоры очень нужны обеим сторонам. Я думаю, что эти переговоры помогут поддерживать какие-то каналы связи между Сеулом и Пхеньяном.
Я не жду от них каких-то прорывов или решений по межкорейским отношениям, но если такие переговоры будут стабильные, то они помогут Пхеньяну и Сеулу все-таки поддерживать какой-то уровень понимания и предсказуемости в отношениях друг с другом.
Договоренности между Южной и Северной Кореей достигаются крайне тяжело, и то, что по итогом второй встречи между двумя странами удалось сдвинуться с места – это, в общем, большое достижение.
Но если оптимизм здесь и присутствует, то он очень осторожный, потому что история межкорейских отношений знает немало случаев, когда после достижения договоренности между Пхеньяном и Сеулом происходил снова какой-то кризис, и стороны угрожали друг другу вплоть до применения силы.
Поэтому даже та договоренность, которая сейчас достигнута, не свидетельствует о том, что программа воссоединения разлученных семей заработает в полную силу. Теперь, на данном этапе, после дипломатического решения требуется согласование всех деталей на уровне бюрократов, и это тоже займет время.
А, во-вторых, к сожалению, возможны кризисы и откаты назад, потому что как в Северной Корее, так и в Южной Корее есть группы, заинтересованные, чтобы отношения между двумя странами никогда не нормализовались.
Но если удастся сохранить тот тренд, на котором сейчас уже находятся Южная и Северная Корея, то в дальнейшем возможны и другие договоренности, включая политический диалог между двумя странами.
Но это все далекое будущее, достичь которое возможно лишь путем этих малых, но очень важных договоренностей между двумя странами, как те, что были достигнуты на этой неделе между Пхеньяном и Сеулом.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs