Глава МИД РФ Сергей Лавров на встрече с министром иностранных дел Германии Франком-Вальтером Штайнмайером заявил о том, что оппозиция на "Женеве-2" готова обсуждать только лишь создание переходного органа власти. Ситуацию, которая сложилась в ходе переговоров на конференции, нашему журналу прокомментировал эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.
Вопрос: Аждар Аширович, как Вы можете прокомментировать ситуацию, которая сложилась в ходе переговоров на «Женеве-2»?
- Когда ведутся переговоры, то стороны должны стремиться к компромиссу, а не ставить заведомо неприемлемых решений.
С точки зрения сирийской оппозиции, причем только ее части, переговоры могут вестись исключительно на тему ухода правительства Башара Асада и создания некоего переходного органа.
А с точки зрения официальной сирийской власти на переговорах должны прежде всего ставиться вопросы гуманитарного характера, то есть вопросы о ликвидации действий тех радикалов-террористов, которые сейчас воюют в Сирии.
Естественно, что такие позиции являются не просто противоположными, а взаимно неприемлемыми. И надеяться на положительный исход переговоров в этом случае явно не приходится.
Стороны должны все-таки понять, что сам смысл переговоров состоит в поиске взаимоприемлемых решений. И в этом смысле непримиримость оппозиции одной из сторон является тем препятствием, которое не сможет преодолеть противоречия, а таким образом теряется весь смысл проведения данных переговоров.
Я думаю, что российское внешнеполитическое ведомство в лице министра Сергея Лаврова правильно ставит вопрос перед своими западными партнерами о том, что нужно воздействовать на переговорщиков таким образом, чтобы они заняли более конструктивные позиции.
В противном случае, если будет продолжаться нынешняя ситуация, когда несколько раундов переговоров не приведут ни к чему, то результатом будет разочарование и, соответственно, возобновление тех действий, то есть гражданской войны, которые мы все видели на протяжении длительного периода времени. И тогда уже достаточно сложно будет перейти к мирному разрешению конфликта.
Вопрос: Как вы думаете, есть какая-то возможность повлиять на сложившуюся ситуацию сейчас, в рамках «Женевы-2»?
- Да, безусловно, возможности воздействия всегда существуют. Ведь противоборствующие силы действуют не сами по себе, особенно если мы имеем в виду сирийских повстанцев.
Они получают и материальную, и финансовую, и политическую поддержку со стороны внешних сил. Если внешние силы действительно заинтересованы в мирном разрешении конфликта, то они могут оказать влияние на позиции сторон переговорного процесса.
Но как раз этого-то и не происходит. По всей видимости, среди этих внешних сил есть люди, страны, политики, которые заинтересованы не в мирном исходе, а в победе радикальной оппозиции в Сирии любой ценой. И такое положение дел только осложняет перспективы мирного урегулирования в этой стране.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs