В Афганистане стартовала предвыборная компания на пост главы государства, к которой участвуют более 10 кандидатов. День выборов назначен на 5 апреля. На вопросы журнала «Международная жизнь» в интервью ответил председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
Вопрос: Чем отличается нынешняя избирательная кампания от предыдущих и как это может повлиять на исход голосования?
- Главной интригой является то, что, конечно, сам нынешний президент Хамид Карзай не может быть избран в третий раз. И, соответственно, встает вопрос о его преемнике.
И второе – то, что в 2014-м году официально должны быть выведены основные части войск НАТО, прежде всего, США, из Афганистана И, соответственно, совершенно нестабильный, сколько можно говорить в целом о нестабильном Афганистане, год с непредсказуемыми последствиями.
Предстоящие выборы зависят, конечно, от поддержки стоящих войск НАТО в регионе. Еще одной интригой выборов является то, что выборы президента и подписание важнейшего договора стратегического соглашения с США обусловлены тем, сумеют ли США и НАТО обеспечить преемственность власти Карзая.
Вопрос: У кого, на ваш взгляд, из кандидатов больше всего шансов на победу?
- Представляется, что в чрезвычайно децентрализованной стране, в условиях глобальной нестабильности говорить о выборах в общем-то некорректно.
Это все-таки, в основном, будет некая система манипуляций, где основную роль будут играть не реальное наличие политической силы, поддержки электората, а все-таки манипуляция голосами. И мы видим, что, конечно, основной силой так или иначе является национально-освободительное движение в Афганистане, и оно имеет наибольшее влияние.
Но по факту нынешний президент будет по-прежнему стараться примирить силы, которые условно можно назвать сторонниками Талибана, или силами талибской ориентации, с бывшим Северным альянсом, который, конечно, находится в жестком противостоянии с силами проталибской ориентации.
Эти две могущественные силы всегда решают судьбу Афганистана в последние годы. Но здесь все зависит от искусства господина Карзая.
Вопрос: Останется ли после 2014 года в Афганистане американский контингент?
- В официальном заявлении президента Обамы о том, что в случае подписания стратегического соглашения, а вряд ли стоит сомневаться в его подписании, останется контингент минимум шесть-семь тысяч военных НАТО, но преимущественно, наверное, это будут военные силы Соединенных Штатов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs