Франсуа Олланд стал самым непопулярным президентом за всю историю Франции. Это первый раз, когда главу государства поддерживали менее 30% французов. Скандал с изменой французского президента привел к тому, что его рейтинг прекратил падение и начал расти. Об этом свидетельствуют итоги опроса, проведенного компанией HS2 для журнала Le Nouvel Observateur. За комментариями по поводу этой ситуации наш журнал обратился к профессору кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД РФ Евгении Обичкиной.
Вопрос: Эксперты утверждают, что основной причиной падения популярности Франсуа Олланда являются неудачи его экономической политики. Вы с этим согласны?
- Низкий рейтинг популярности французского президента, который, действительно, достиг за годы Пятой республики своего минимума, был достаточно предсказуем еще в период избирательной кампании.
Дело в том, что Олланд одержал победу главным образом на волне массового разочарования избирателей в попытках правительства президента Николя Саркози предотвратить или как-то снизить последствия мирового финансового, а затем и экономического кризиса.
Это массовое разочарование, в общем-то, и обеспечило победу Франсуа Олланду. Но его обещания, по сути дела, достаточно серьезно противоречили очень важной задаче - задаче нового экономического роста, то есть преодоление кризиса на основе создания предпосылок для нового экономического роста. Его программа заключалась в том, что касалось фискальной системы, касалось социальных обязательств государства была в интересах электората левых сил.
Но это расходилось с тем, что составляет притягательность рыночной экономики того или иного государства для инвесторов. С одной стороны - высокие налоги с прибыли и крупных состояний, с другой - соблюдение финансовых и социальных обязательств государства, что означает поддержание высоких отчислений с предпринимательской деятельности во всякие социальные фонды.
Такое положение дел создавало, естественно, неблагоприятную среду для инвестиций и почву для бегства крупных капиталов из-под эгиды французского фиска. Ну и, конечно, очень негативный общий фон для инвестиционного климата во французскую экономику, и, как следствие, отсутствие экономического роста и высокая безработица.
Сейчас борьба с безработицей является одним из главных приоритетов Олланда. Поэтому последствия мирового экономического кризиса во Франции сказываются достаточно серьезно, что ведет к массовому разочарованию избирателей в тех, кого они избрали: жить становится все труднее и труднее, доходы сокращаются, безработица увеличивается, и жизненные ожидания французов в целом очень пессимистичные.
Франция - президентская республика, вернее, республика смешанного типа, но с очень большой и серьезной ролью президента, который определяет, по сути дела, политику нации и основные ориентиры политики, в том числе экономической. Поэтому спрос с Франсуа Олланда большой, и ножницы, в которые он был поставлен в ситуации кризиса, привели к резкому падению уровня его популярности.
Вопрос: Как отразилось на популярности Франсуа Олланда разрешение однополых браков?
- Наиболее демонстративные жесты и, по сути дела, главные его достижения - это брак для всех, в том числе для сексуальных меньшинств. Но вряд ли в огромной массе французов это могло повысить его рейтинг: все-таки Франция - страна с христианскими традициями. Франсуа Олланд настаивает, что Франция, в первую очередь - светское государство.
Действительно, республиканская Франция - это светское государство. Но все-таки в значительной доле электората христианские культурные традиции достаточно сильны. Кроме того, сильны традиции и в мусульманской диаспоре, большая часть которой, в принципе, была электоратом Олланда.
Другое дело, что, конечно, и гомосексуальные меньшинства, которые тоже горячо поддерживали Олланда на выборах, получили удовлетворение своих нужд.
Вопрос: Каков Ваш прогноз, удастся ли Франсуа Олланду повысить рейтинг популярности?
- По большому счету, рейтинг Олланда может как-то кардинальным образом повыситься, только если ему удастся найти волшебный рецепт преодоления мирового экономического кризиса. На социал-демократических путях найти такой рецепт довольно трудно. Об этом свидетельствует весь опыт правления Франсуа Миттерана, который тоже пришел к власти на волне разочарования в результате мирового экономического кризиса середины 70-х годов.
В результате Франсуа Миттеран должен был отказаться от политики, характерной для левых сил, для того, чтобы позиционировать социалистическую партию власти в первую очередь как партию, управляющую рыночной экономикой.
Как правило, все-таки удачным является рецепт преодоления кризиса на таких неолиберальных и неоконсервативных путях. Это очень серьезная экономия на социальных расходах, чего Олланд, если он хочет сохранить популярность в своем традиционном электорате, позволить себе не может. И он об этом уже заявил и в своей речи перед французами, и в новогоднем послании.
А в то же время сегодня уже в этом новогоднем послании, он пообещал некоторое снижение налогового бремени. Четко еще пока эта программа не определена. Каким будет это снижение, с каких категорий налоги будут снижаться, не совсем понятно.
Но тогда возникает вопрос: а за счет чего тогда будет пополняться государственный бюджет, ведь экономия за счет социальных нужд – это вряд ли тот путь, который будет популярен у электората Олланда.
Поэтому прогнозировать что-либо в ближайшее время, пока четких рецептов преодоления экономического кризиса не найдено, трудно. А в такой стране, как Франция, особенно.
Первое время правления Франсуа Олланд противопоставлял свой образ образу прежнего президента, такого вездесущего, постоянно появляющегося на экранах, очень серьезно растиражированного в таблоидах, очень активного в медиа-пространстве. В отличие от Николя Саркози и как раз в противопоставление ему Франсуа Олланд заявил, что он будет президентом с образом среднего француза, более дискретным.
Но дело в том, что средний президент, средний француз, средний президент Пятой республики - это фигура, вероятнее всего, не может быть популярной. Потому что президент Пятой республики - это арбитр по определению, стоящий над социальными, экономическими, этническими, всякими партийными распрями, это, в общем, фигура, которая венчает собой государственную пирамиду. И маргинализировать эту фигуру было, мне кажется, со стороны Олланда неверно. Потому что это расходится с духом Пятой республики. А создать Шестую ему пока не удалось.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs