Ближайшие перспективы Таможенного союза будут определяться отчасти возможностью расширения его состава. Для того, чтобы добиться наибольшей экономической эффективности, организации нужно увеличить численность своих граждан вдвое. По понятным причинам это можно будет сделать только за счет вхождения в организацию новых членов.
Наибольшие шансы вступить в Таможенный союз имеет, конечно, Армения. После принятия в прошлом году соответствующего политического решения руководства страны государство добилось существенного прогресса, выгодно отличаясь в этом плане, например, от Киргизии. Разумеется, экономическое положение Армении не столь уж заманчиво в плане интеграционных усилий, следует обратить также внимание на численность населения и отсутствие общих границ со странами-членами Таможенного союза. Впрочем, чисто технически последнее обстоятельство критическим не является. Политическое влияние противников евразийской интеграции также едва ли можно принять за фактор, который будет негативно сказываться на уже идущем процессе.
Внешне кажется, что позитивное значение возможного вступления Армении в Таможенный союз почти полностью исчерпывается политическими факторами. Это не так. Соответствующие расчеты показывают, что Таможенный союз приобретет от присутствия Армении в своем составе не только политически, но и по целому ряду других параметров, в том числе экономических. Очень велика вероятность, что через год численность Таможенного союза увеличится за счет этой закавказской республики.
Куда сложнее с Киргизией. Безусловно, что она нуждается в поддержке, учитывая геополитические последствия вывода войск западной коалиции из Афганистана. Однако следует учитывать и другие факторы. Власть в стране фрагментизирована, зачастую значение местной куда выше, нежели Бишкека. Есть проблемы с культурой труда, значение киргизского рынка для Таможенного союза куда меньше, чем, например, армянского. Крайне спорен вопрос об отношении в стране к иностранным инвестициям.
Наводит на размышления тот факт, что руководство страны начало переговоры с Таможенным союзом куда раньше, нежели Ереван, однако на сегодняшний момент достигло меньшего. Отношение Бишкека к Дорожной карте присоединения к евразийской интеграционной организации также вызывает вопросы. Четыре известных дополнения к ней со стороны Киргизии очень характерны. Суть их проста: Бишкек хочет деньги и различные преференции. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал по этому поводу довольно жестко: «Евразийская интеграция бесплатных конфет не дает, как некоторые думают… Мы строим свое объединение. Никто в нее насильно не тянет, а все вступают добровольно».
Разумеется, всем известно значения мегарынка «Дордой», который так или иначе обеспечивает существование значительной части жителей Бишкека. А ведь есть еще и такие рынки как «Кара-Суу» и «Мадина». Однако странно полагать, что страны Таможенного союза закроют глаза на предстоящий вал контрабанды через Киргизию или не будут обращать внимание на перспективы увеличения наркоторговли. Что касается фонда поддержки предпринимателей, создания которого требует для своих граждан Бишкек, то Россия уже направила в Киргизию сотни миллионов долларов, причем влияние их на экономическую жизнь страны пока отчетливо не прослеживается.
Общий вывод в отношении перспектив вступления Киргизии в Таможенный союз на этом фоне выглядит довольно просто: может быть, но не в ближайшие годы. Или же должно произойти чудо. Бывает и такое в политике.
Очень много дебатов по поводу вхождения в Таможенный союз Украины. Совершенно очевидно, что с экономической точки зрения ей нужна интеграция. Либо с будущим Евразийским экономическим союзом, либо с ЕС. Резкие повороты политики официального Киева связаны как раз с необходимостью выбрать что-либо одно. Да еще в условиях давления со стороны обеих заинтересованных сторон.
Если быть откровенным, то Украина сегодня не подарок для любой из сторон. Очень плохо обстоит положение дел в экономике и финансах. Если бы не недавняя помощь со стороны России, то следовало бы ожидать дефолта уже в будущем году. Пробуксовывает промышленность. Имеет место крайне специфическая политическая ситуация, которая усиливает экономический кризис. Фрагментизация страны усиливается. Что-то не в порядке с законодательством и отношением к нему со стороны властей, допускающих открытое несоблюдение общественного порядка и неоднократные нападения на сотрудников силовых ведомств. Возможно, не случайно в этой ситуации ЕС категорически отказался рассматривать возможность финансовой помощи Киеву.
Однако, даже в таких условиях Украина представляет собой существенный интерес для Таможенного союза. Главным образом с точки зрения потенциала экономики и опять же потенциала рынка. Немаловажно, конечно, соседство с Россией.
Экономически Украине однозначно выгодно связать свою судьбу с Таможенным союзом, а потом с Евразийским экономическим союзом. Однако есть хорошо известные политические проблемы. Если часть страны готова перебросить на Майдан сотни тысяч человек, протестующих против вступления в Таможенный союз, если местные власти отказываются повиноваться «незаконным» решениям центра… да, по поводу этого следует задуматься. И не только Киеву, но и Таможенному союзу.
На мой взгляд, в ближайшей перспективе можно не ожидать вступления Украины в Таможенный союз. Быть может, постепенный подход даст больше результата. Впрочем, как уже говорилось выше, в политике возможны и чудеса.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs