В Бухаресте прозвучало очередное громкое заявление по поводу Молдавии. Президент Румынии Траян Бэсеску заявил, что Румыния берет курс на присоединение Молдавии, чтобы помочь ей продолжить путь в Евросоюз. С просьбой прокомментировать эту ситуацию журнал «Международная жизнь» обратился к эксперту Международного института гуманитарно-политических исследований Владимиру Брутеру.
Вопрос: Владимир, ваш прогноз, как будут развиваться события дальше?
- Мой прогноз заключается в том, что в течение года господин Траян Бэсеску окончательно уйдет с поста президента и в следующий период он не будет делать столь безответственных, безосновательных и бессмысленных заявлений.
Что же касается европейской интеграции, она действительно никак не противоречит суверенитету Республики Молдова. Стоит только сказать, что европейская интеграция для Молдовы – это достаточно длинный и не обязательно простой процесс. Никто в настоящий момент не ведет с Молдовой переговоры о вступлении в Евросоюз.
Поэтому евроинтеграция для Молдовы не решает внутренних проблем страны. Не решает проблемы приднестровского урегулирования, не решает проблемы молдавской экономики. И даже, как мы видим, не смогло решить проблему взаимоотношений с соседним государством.
Действительно, Евросоюз должен был бы гораздо более жестко реагировать на заявления Бэсеску, однако официальные лица Евросоюза предпочли сказать о том, что они категорически не согласны с мнением Бэсеску, но он выражал свою собственную точку зрения.
В остальных, похожих на этот, случаях официальные лица Евросоюза ведут себя гораздо жестче. И этот случай показал в том числе и Юрию Лянкэ то, что ждать от Евросоюза какой-то реальной помощи во взаимоотношениях с несколько вышедшим из рамок президентом соседнего государства не стоит.
Это определенным образом повлияло на поведение молдавского премьера в последние месяц-два, и его позиции стали достаточно жесткими. И в то же время я бы сказал, что он теперь правильно понимает, чего и как нельзя делать, когда разговариваешь и с румынскими руководителями, и с европейскими функционерами.
Вопрос: И все же, если говорить о возможности объединения двух государств, насколько это реально?
- Инициатива объединения двух государств может либо принадлежать одновременно двум государствам, чего мы в данном случае не наблюдаем, либо тогда заявления одного из руководителей об объединении означают просто стремление к аннексии, вне зависимости от позиции соседей.
Именно поэтому я считаю, что Евросоюз должен был реагировать гораздо жестче. Так что заявления Бэсеску являются неприкрытым заявлением о желании аннексировать соседнее государство, вопреки его позиции. К сожалению, Евросоюз в данном случае боится говорить прямым текстом о том, что государство, являющееся членом Евросоюза, нарушает его правила и принципы.
Что же касается реальной части вопроса, то, конечно, ни в ближайшее, ни в отдаленное время никакого объединения Румынии и Молдовы не будет. Вообще, этот вопрос никем не обсуждается, за исключением безответственного заявления румынского президента.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs