Несколько дней тому назад газета "Вашингтон пост" со ссылкой на неназванных официальных лиц США сообщила о том, что американские чиновники ознакомились с докладом, подготовленным разведслужбами, в котором говорится, что влияние талибов в Афганистане будет возрастать, а также о том, что Афганистан, скорее всего, погрязнет в хаосе в том случае, если Вашингтон и Кабул не подпишут соглашение о безопасности. Свое экспертное мнение по поводу сложившейся ситуации высказал нашему журналу профессор Военного университета Олег Кулаков.
Вопрос:Олег Вячеславович, Вы согласны с тем, что влияние талибов в Афганистане растет и в стране может наступить хаос?
- Если заключение разведслужб США становится достоянием гласности, значит, в этом есть прямая заинтересованность того, кто это делает.
Это прежде всего те, кто отвечает за операцию в Афганистане со стороны США. И соответственно, они заинтересованы в том, чтобы каким-то образом сформировать в свою пользу общественное мнение. В ином случае никакие заключения разведслужб, как вы понимаете, гласности не предаются.
Поэтому с самого начала задается ракурс восприятия того, что происходит в Афганистане, в интересах одной из сторон. Это распространенный прием, в этом нет ничего страшного.
Есть афганская проблема. Есть ее история. И те, кто достаточно давно занимаются Афганистаном на экспертном уровне, хорошо видят какие-то подводные течения, которые с этим связаны.
И поскольку есть на сегодняшний день мотивация у американцев поступать таким образом, каким они поступают с афганцами, всем на сегодняшний день очевидно и понятно, что операция проваливается. И, судя по всему, они разрабатывают стратегию выхода. Ошибка американцев состоит в том, что они не имели стратегию выхода из Афганистана, когда туда входили. И на этом фоне вопрос, связанный с талибами, для них представляется наиболее приемлемым для того, чтобы их демонизировать.
Кроме того, я думаю, что идет тенденция на наращивание оборотов маховика гражданской войны, и это то, что они называют хаосом. Он действительно есть. Но это никак не связано с той частью, которую они формулируют как угрозу талибов.
То есть я согласен с тем, что гражданская война разгорается, интенсивность ее возрастает, но талибы здесь ни при чем. При этом есть высокопоставленные чиновники НАТО, которые признают, что часть населения, которая поддерживает талибов, составляет не более 15 процентов на сегодняшний день. Я бы и эту цифру назвал немножко завышенной. Но тем не менее, это как раз те цифры, которыми они оперируют на достаточно высоком уровне в НАТО.
Вопрос:Что Вы можете сказать о двустороннем соглашении?
- Что касается заключения двустороннего стратегического соглашения, то здесь идет какая-то своя игра и со стороны Кабула, и со стороны Вашингтона.
Но что такое двустороннее соглашение о стратегическом сотрудничестве?
Оно предусматривает какие-то правовые элементы, связанные с функционированием, узакониванием того уровня отношений, который есть, для того, чтобы дальше эти правовые элементы работали.
Но все эти элементы, в принципе, работали до сих пор и без всяких этих правовых условностей. То есть они вполне могут работать и без этого двустороннего соглашения о стратегическом партнерстве какое-то время, пока оно не будет заключено.
И жизнь не останавливается, мир не перевернется.
И когда это соглашение так активно муссируют в прессе, значит, в этом есть какая-то своя политическая мотивация.
В подтверждение этому можно привести примеры того, как мы несколько раз ставили вопросы перед нашими коллегами в НАТО о том, что надо бы отчитаться о своем присутствии в Афганистане и получить мандат на дальнейшее свое пребывание там со стороны ООН. И удивительно то, как они отвечают очень смело сразу же на эти вопросы: а нам не нужен никакой мандат, и мы ни перед кем не будем отчитываться.
Вопрос:Вы согласны с мнением некоторых экспертов, что происходящая искусственная талибанизация афганской проблемы выгодна Пакистану, чтобы контролировать вопросы, связанные с Афганистаном.
- Я целиком являюсь сторонником этой точки зрения, я ее высказываю на протяжении последних уже, наверное, семи-восьми лет и с удовлетворением отмечаю, что за это время количество экспертов, которые придерживаются этой же позиции, возросло.
Действительно, Пакистану эта стратегия пока выгодна. И они же, судя по тому, как складываются дела, навязали ее и своим партнерам по США, которые долго сопротивлялись этой стратегии. Но на сегодняшний день, как им, видимо, представляется, она является тем переходным моментом, пока будет выработана какая-то другая стратегия.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs