20 декабря пройдет трехсторонняя встреча РФ, США и ООН по подготовке к конференции «Женева-2». О подготовке к этой конференции и сегодняшних проблемах Сирии журналу «Международная жизнь» дал интервью директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО МИД России Вениамин Попов.
Вопрос: Вениамин Викторович, Ваше экспертное мнение по поводу обстановки в Сирии?
- Что я хочу сказать по поводу Сирии - там оппозиция сейчас раскалывается. Причем раскалывается достаточно быстро и по нескольким непонятным объединениям.
Правительственные войска постепенно теснят оппозиционеров практически на всех фронтах, или на большинстве фронтов. Это что касается ситуации с оппозицией.
Также я хочу напомнить, что ВВП Сирии упал в два раза, страна полуразрушена во многих местах. Более двух миллионов беженцев - это официально.
Недавно один из органов ООН объявил, что для того, чтобы прокормить сейчас всех беженцев, нужно шесть с половиной миллиардов долларов, а удается собрать только два.
Вопрос: Какую помощь оказывает Сирии Россия?
- Мы не просто наблюдаем за этим, мы оказываем очень серьезную гуманитарную помощь.
Может быть, мы мало об этом пишем и говорим, но у нас регулярно идут самолеты и в Дамаск, и в Бейрут, и в Амман.
Мы продолжаем активно контактировать и с правительством Сирии, и со всеми оппозиционными группами.
Вопрос: А что Вы скажете о подготовке к «Женеве-2»?
- Что касается подготовки «Женевы-2», то, конечно, после российско-американской договоренности большинство стран Запада и арабских стран настроены на то, чтобы ее провести 22 января, как это было озвучено генеральным секретарем ООН.
Сейчас мы тоже активно работаем со всеми звеньями оппозиции, чтобы «Женева-2» 22 января была созвана.
Это не значит, что после конференции сразу установится мир. Будет еще немало зигзагов, всяких препятствий, поворотов, но тем не менее, мы сейчас вышли на какую-то определенную дорогу, которая должна вести к «Женеве-2».
Мы исходим из того, что Сирия должна оставаться светским, суверенным, территориально целостным государством, где будут обеспечены права всем меньшинствам – этническим, конфессиональным, политическим и так далее.
И в диалоге, который потом последует, должны принять участие все группы сирийского общества, и чем больше, тем лучше. Потому что тогда можно быстрее прийти к консенсусу и, в конце концов, преодолеть эту страшную пору, которую переживает Сирия.
Сейчас наступает важный момент: 20 декабря будет встреча в Женеве, которая должна заняться рассылкой приглашений на эту конференцию.
Вы знаете, что там планируется пригласить примерно 30 государств и все группы сирийского общества. Разумеется, разумные. Режущих головы террористов приглашать нет смысла.
Мы считаем, что сейчас идем по правильному пути, однако нельзя сказать, что есть стопроцентная уверенность в том, что 22 января в Женеве удастся созвать конференцию.
Трудностей очень много, и много подводных течений. Есть крупные силы, которые выступают против этой конференции. Поэтому еще предстоит очень большая активная работа.
Но российская дипломатия активно в это включилась. Я должен сказать несколько добрых слов о моих коллегах-ближневосточниках по Министерству иностранных дел. Их там очень немного, работающих на сирийском направлении, под руководством Михаила Леонидовича Богданова и Вершинина Сергея Васильевича. Они работают много и напряженно, не считаются со временем и добиваются, видите, неплохих результатов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs