Кандидат объединенной левой коалиции «Новое большинство» Мишель Бачелет избрана президентом Чили во второй раз. О вновь избранном президенте рассказал журналу «Международная жизнь» доктор политических наук, профессор, заместитель директора Института Латинской Америки РАН Владимир Сударев.
Вопрос: Ваше мнение о Мишель Бачелет как о президенте и о личности. Какой вклад она уже внесла в развитие Чили?
- Собственно говоря, я считаю, что это весьма позитивное явление, что Мишель Бачелет возвращается к власти. Потому что при ней и внешняя политика страны, и внутренние реформы были куда более сбалансированы, чем при ее предшественнике Себастьяне Пиньере.
Она достаточно интересная и необычная личность со сложной судьбой. Дочь расстрелянного Пиночетом генерала, которая долго жила в эмиграции, потом работала в различных международных организациях.
Мишель Бачелет имеет очень большой опыт общения с представителями других государств. И если вы помните, как только она пришла к власти в 2006 году, то первый внешнеполитический лозунг, который она провозгласила, был: «Назад в Латинскую Америку». Потому что при предыдущем президенте Рикардо Лагосе Чили начали сравнивать со средней западноевропейской страной.
Тогда Чили сделала ставку на развитие связей с Западной Европой, мало уделяя внимания развитию связей со своими соседями, такими, как, например, Аргентина. Все это вызывало настороженную реакцию, и даже иногда приводило к конфликтным ситуациям.
Еще одна проблема - сложнейший и взрывоопасный треугольник - Перу-Чили-Боливия, связанный с выходом Боливии к морю. Вы знаете, что проблема выхода Боливии к морю в течение уже более ста лет дестабилизирует сильнейшим образом отношения в этом треугольнике. Это связано со второй тихоокеанской войной конца XIX века.
Но дело в том, что Чили и Боливия с 1978 года не имеют дипломатических отношений. И то, что Мишель Бачелет поехала на инаугурацию Эво Моралеса, президента Боливии, а тот, в свою очередь, приезжал в Чили, хотя оба государства не имеют дипотношений - достаточно редкий случай.
Начался, наконец настоящий, серьезный диалог между двумя странами о нормализации отношений, который включал и разминирование границы, и проведение мер по пограничной интеграции.
И, самое главное – создана специальная комиссия по рассмотрению вопроса о предоставление Боливии выхода к морю. Сделано то, что чилийская дипломатия в течение ста лет практически отказывалась обсуждать, заявляя, что этой проблемы нет.
Очень важно, что переговорный процесс пошел, и то, что потом он застопорился, когда к власти пришел Себастьян Пиньера, и находится в замороженном состоянии уже несколько лет - очень грустно. Но я считаю, что начало конкретных переговоров по урегулированию этой проблемы было одно из самых главных достижений Мишель Бачелет.
Вопрос: Расскажите, какие реформы собирается проводить Мишель Бачелет?
- Прежде всего – это изменение Конституции. Собственно говоря, это ее главное разногласие со своей противницей по предвыборной борьбе - Эвелин Матеи, которая заявляла: «Ну как же так, у нас такая демократическая страна, у нас такая хорошая Конституция, у Чили такой имидж в мире, и мы сейчас что – все это разрушим и будем создавать все заново?».
А Мишель Бачелет на это отвечала: «Вы посмотрите, что в последние три-четыре года творилось в Чили. Это сплошные студенческие протесты. Это протесты горняков. Это проблема того, что Чили, являясь главным в мире экспортером меди, все же недостаточно внимания, на взгляд многих, уделяет именно вот этой социальной стороне. Необходимо использовать доходы от меди для повышения социального уровня, уровня пенсий и так далее».
Вот это все то, что она собирается сделать. Это много. У нее шансы есть, но я не могу сказать, что они велики, потому что, как вы знаете, в Законодательном Собрании ее коалиция получила чуть больше голосов, чем оппозиция. И для того, чтобы продвигать какие-то реформы, придется искать альянс с некоторыми представителями оппозиции, в общем-то действовать таким образом, лоббируя продвижение вперед этих программ.
Политика Мищель Бачелет - это сбалансированные отношения прежде всего с соседями и, естественно, продолжение тех направлений, традиционных для Чили, как, например, активная позиция в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о перспективах российско-чилийских отношений.
- Вы знаете, еще в конце 90-х годов несколько послов Чили здесь, в России, которых я знал, говорили, что их страна нуждается в переходе к инновационной модели экономики, что ей нужны новые российские технологии, которые и дешевле, и эффективнее. Даже один из послов, я помню, предлагал создать в Чили Дом российской науки. Но, к сожалению, пока это сделать не удалось.
Мишель Бачелет, безусловно, сторонница диверсификации внешнеэкономических связей. Страна подошла сейчас к этапу, когда нужен новый рывок в научно-техническом развитии. И вот здесь как раз Россия очень может помочь.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs