На днях представитель Агентства Национальной Безопасности США Рик Легетт заявил в интервью телеканалу CBS о том, что американские спецслужбы могли быть подумать об амнистии Эдварда Сноудена. Свое мнение по поводу этого заявления высказал нашему журналу заместитель директора Института США и Канады РАН Павел Золотарев.
Вопрос: Павел Семенович, Ваше мнение, что стоит за заявлением Рика Легетта: его личное мнение или обеспокоенность американцев распространением секретных документов, которыми обладает Эдвард Сноуден?
- Я думаю, это личное мнение, в котором частично находит отражение обеспокоенность тем, что еще может Эдвард Сноуден обнародовать. Пока это выражается именно в личном мнении сотрудника АНБ.
Вопрос: То есть маловероятно, что такой вопрос американцами рассматривается?
- Думаю, что вряд ли вопрос об амнистии Эдварда Сноудена рассматривается.
Сложно сказать, с точки зрения внутреннего законодательства США, возможно ли тут какое-то иное решение. В Соединенных Штатах жестко все решается через судебную систему, а не через исполнительную власть. И какой бы высокий пост ни занимал в АНБ сотрудник или даже глава этого ведомства, это не играет роли. Здесь главную роль играет закон. Американское право основано на законах и на судебной системе.
С другой стороны, надо учитывать, что в Америке есть такое понятие как прецедентное право.
Подобных случаев не было в практике. И не исключено, что если дойдет до уровня рассмотрения этого вопроса в судебной системе, может быть, подобный подход и найдет свое понимание. Этого исключать нельзя.
Вопрос: Насколько ситуация с Эдвардом Сноуденом осложняет российско-американские отношения?
- Я думаю, что Америке на Россию нет оснований обижаться из-за Сноудена, хотя, конечно, элементы этой обиды есть. Не исключено, что дипломатический скандал, который возник в последнее время, может быть, и является проявлением подобного рода обиды.
В целом же американцы сами поставили Россию в такую ситуацию, когда мы вынуждены были у себя оставить Эдварда Сноудена.
Как нам нужно было поступить, если его фактически лишили паспорта, и он оказался в положении, когда не мог никуда больше вылететь. Поэтому надо обижаться не только на нас, но и на себя.
У нас столько проблем во взаимоотношениях с США, что Сноуден – это слишком мелкая составляющая этих проблем, чтобы говорить, что она мешает российско-американским отношениям. Есть гораздо более серьезные расхождения с Соединенными Штатами, поэтому я согласен с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым: «Нам это не мешает». Американцам – наверно, нам – нет.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs