В Северной Корее был арестован заведующий орготделом ЦК Трудовой партии Кореи, дядя лидера КНДР Чан Сон Тхэк. О причинах и последствиях этого ареста рассказал журналу «Международная жизнь» региональный директор по Азии и Африке и руководитель управления региональных проектов фонда "Русский мир" Георгий Толорая.
Вопрос: В чем обвиняется и в чем истинная причина ареста Чан Сон Тхэка?
- Надо сказать, что развитие сюжета довольно необычное и неожиданное для северокорейской действительности, поскольку Чан Сон Тхэк был наиболее влиятельный политик в окружении Ким Чен Ына и своего рода регент, который был выбран еще Ким Чен Ыром для того, чтобы помогать молодому лидеру в случае своей кончины.
К тому же это вызов семейным традициям в Северной Корее, поскольку Чан Сон Тхэк - муж тетки Ким Чен Ына. Это вряд ли встретит единодушную поддержку населения и корейского истеблишмента. Так что шаг этот очень необычный и рискованный.
Чан Сон Тхэк был достаточно опытным и знающим управленцем, хорошо осведомленным на протяжении многих лет о событиях в стране и за рубежом. И, конечно, его потеря приведет к тому, что северокорейский государственный партийный аппарат будет работать менее сбалансированно и может «пойти вразнос». Так что это эпохальное событие для Северной Кореи, даже для судьбы самого режима.
То, в чем Чан Сон Тхэка обвиняют: наркотики, разврат – это довольно смешно и напоминает худшие времена сталинского террора. А что касается обвинений по сути, о том, что он разваливал партийное руководство, совершал антипартийные и контрреволюционные акты – это тоже довольно странно, поскольку именно Чан Сон Тхэк стоял за укреплением роли партии в качестве правящей иерархии. Здесь явная попытка найти «козла отпущения», списать на него грехи, в частности, за сложное экономическое положение в стране.
Пока трудно предсказать все последствия события. Мы ожидали, что Ким Чен Ын, конечно, будет заниматься укреплением собственной властной вертикали и расставлять своих людей на ключевые посты, но всем казалось, что это будет происходить достаточно медленно, постепенно, эволюционно, в стиле северокорейского истеблишмента. А такой неожиданный поворот заставляет опасаться за судьбу режима как такового. Также есть опасения, не пойдут ли в этой стране, вооруженной ядерными боезарядами, какие-то очень неприятные процессы.
Вопрос: Какие изменения, по Вашему мнению, произойдут в экономической и политической жизни КНДР после этого ареста?
- Здесь сначала предстоит разобраться в том, вокруг чего возникли противоречия между Ким Чен Ыном и Чан Сон Тхэком. В высокомерии Чан Сон Тхэка, его, так сказать, непослушании и попытки менторства, или в принципиальных разногласиях?
Сообщалось, что якобы Чан Сон Тхэк выступал за реформы по китайскому образцу, а Ким Чен Ын не соглашался с этим. Я думаю, что это чересчур простое объяснение, и вряд ли мы сейчас можем предсказать, куда пойдет Северная Корея.
Ясно, что, в принципе, в экономике КНДР идут подспудно процессы либерализации, и государство принимает линию определенной толерантности. Но я не уверен, что будут объявлены какие-то широкомасштабные реформы в стране, потому что это смертельно опасно для режима, тем более ослабленного такими кадровыми чистками.
Так что, к сожалению, у нас, у экспертов, нет определенного ответа на эти вопросы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs