Общественная Палата: Афганистан после вывода ISAF

15:52 21.11.2013 Григорий Поволоцкий, шеф-редактор журнала «Международная жизнь»

19 ноября прошло заседание Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии при Общественной палате, посвященное ситуации в Афганистане в связи с выводом в 2014 году международных коалиционных сил и меры ОДКБ по обеспечению стабильности в Центральноазиатском регионе.

Модератором дискуссии выступил Председатель Совета Сергей Орджоникидзе, основным докладчиком - Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа.

Во вступительном слове Председатель Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии С.Орджоникидзе отметил, что предстоящая дискуссия должна будет ответить на ряд вопросов. Так зачем США ускоряют вывод войск Международных сил содействия безопасности (International Security Assistance Force; ISAF)[1]? Не является ли это специально подготовленной ловушкой для России? По мнению С.Орджоникидзе в 2014 году существенно изменится уровень безопасности и стабильности во всем прилегающем к Афганистану регионе. Другой вопрос – намерен ли Вашингтон сворачивать свою активность в регионе? Ответ возможен отрицательный. Ведь «уход» войск осуществляется по уже опробованной в Ираке схеме – оставляются американские базы, войска заменяются на негосударственные военные формирования (типа "Блэкуотер"-"Зи-Сервесиз"- "Экэдеми"). Что же ожидает Россию на границе после 2014 года? Существенные военные факторы, с которыми мы столкнемся – увеличение в регионе числа военных объектов. Таким образом, по мнению С.Орджоникидзе истинные планы США сводятся к тому, чтобы законсервировать свое военное присутствие в регионе.

Другой вопрос: как будут сворачивать Мандат ООН войска Международных сил содействия безопасности. Помимо всего США и НАТО не помогли экономическому развитию Афганистана. Напряженная социально-экономическая обстановка там остается. В отличие от громогласных заявлений войскам Международных сил содействия безопасности так и не удалось добиться перелома в борьбе с террористическими и радикальными группировками и стабилизировать обстановку в Афганистане. Таким образом, сделал вывод С.Орджоникидзе, предстоит дальнейшее осложнение ситуации, как в Афганистане, так и вокруг него. Он подчеркнул, что, возможно, намеренно допустил некоторые преувеличения, но ситуация стратегически опасна. Затем С.Орджоникидзе предоставил слово основному докладчику.

Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа подчеркнул, начиная сое выступление, что меры будут приниматься ОДКБ с учетом развития обстановки в Афганистане. Афганистан, отметил докладчик, для нас – зона нестабильности, зона где готовятся, в том числе боевики из числа граждан стран ОДКБ.

ОДКБ, подчеркнул Н.Бордюжа, проводит серьезный и постоянный мониторинг ситуации. Не так давно по поручению президентов было проведено обследование границы Афганистана и Таджикистана. Была зафиксирована напряженная обстановка – появляются крупные соединения талибов, идут боестолкновения, иногда крупные, а общее количество боестолкновений увеличилось за последний год более чем в 2 раза.

В Афганистан за последние годы было вложено более 700 млрд.долл., работает система образования, созданы силовые структуры страны. Но ситуация по нашей оценке деградирует.

В перспективе, отметил Н.Бордюжа, ОДКБ не ожидает крупного вторжения на территорию государств Договора с территории Афганистана, однако давление, судя по всему, будет нарастать. Прогноз аналитиков ОДКБ – негативный. Что предпримет Организация? Будет продолжен постоянный мониторинг ситуации, ОДКБ будет постоянно докладывать о ситуации. Конечно. у ОДКБ существует план по реализации мер. Намечена в том числе конференция в Бишкеке по Афганистану после 2014 года. Создана рабочая группа в рамках ОДКБ не только по вызовам и угрозам, но и по политическим вопросам. Особое значение ОДКБ придает антинаркотической борьбе. Ведется работа и по экстремистским организациям.

Отметил Генеральный секретарь ОДКБ деятельность и в сфере информационной безопасности, в том, что кается афганского направления. Так была проведена операция «ПРОКСИ» по выявлению враждебной деятельности в информационном пространстве.

В рамках последовавшей за выступлением Генерального секретаря ОДКБ дискуссии приняли участие: консультант директора РИСИ Дмитрий Рюриков, член Общественной палаты Вероника Крашенинникова, член Общественной палаты Максим Григорьев, заместитель директора Второго департамента Азии МИД России Алексей Дедов, директор Департамента азиатского и тихоокеанского сотрудничества Бахтиер Хакимов, ведущий эксперт Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ Александр Конузин, шеф-редактор журнала «Международная жизнь» Григорий Поволоцкий, член Общественной палаты Георгий Федоров.

С интересом участниками дискуссии было выслушано выступление директора Института международных исследований ИМИ МГИМО(У) МИД России профессора Александра Орлова. Ученый подчеркнул, что стратегической задачей, которая касается, по сути, всего международного сообщества, является превращение Афганистана в мирное, стабильное государство, откуда не исходят разноплановые угрозы, прежде всего радикальный исламизм, терроризм и наркотрафик. Для решения этой задачи необходимо включить Афганистан в систему мирохозяйственных связей. Без этого все иные меры, включая военные и в сфере безопасности, будут не более чем паллиативом, способным лишь на какое-то время «заморозить» конфликт, отложив его решение на потом. Вполне очевидно, что прогнозируемый рост нестабильности в Афганистане после 2014 г. (неважно, будет ли это носить взрывной характер или развиваться в вялотекущем режиме) затронет, помимо государств Центральной Азии и России, и другие соседние или близкие к Афганистану страны, в том числе Пакистан (где ситуация может обостриться быстро и резко), Индию, Китай и Иран. Все эти страны – так или иначе – заинтересованы в прочном и долговременном урегулировании в Афганистане. Они, вместе с США, государствами Евросоюза, а также ведущими исламскими странами и исламскими экономическими институтами, могли бы стать основными участниками своего рода «плана Маршалла» для Афганистана, предназначенного для решительного и масштабного восстановления этого государства (все нынешние потуги по оказанию экономической помощи – явно недостаточны). Такое развитие могло бы обеспечить реализацию «позитивного сценария» для Афганистана и стать хорошим примером того, что международное сообщество, если оно действует согласованно, способно решать самые сложные задачи. Россия, в свою очередь, могла бы выступить интеллектуально-политическим и дипломатическим мотором этого процесса.

Подводя итоги состоявшейся дискуссии, Председатель Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии С.Орджоникидзе отметил, что уже сейчас необходимо предпринимать усилия на уровне государственной и общественной дипломатии, в военной политической и других областях для нейтрализации нависающей угрозы в непосредственной близости от наших южных границ.

По итогам заседания была подготовлена следующая Резолюция:

«Резолюция по итогам заседания Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии «Ситуация в Афганистане в связи с выводом в 2014 году международных коалиционных сил и меры ОДКБ по обеспечению стабильности в Центральноазиатском регионе» (Общественная палата Российской Федерации, 19 ноября 2013 г.) Мы, участники заседания Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии при Общественной палате Российской Федерации, рассмотрев возможные сценарии развития ситуации в Центральноазиатском регионе вследствие вывода международных коалиционных сил из Афганистана в 2014 году, признавая важность происходящих в регионе событий как неотъемлемого вопроса актуальной международной повестки дня, подчеркивая, что международные силы содействия безопасности (МССБ) находятся на территории Афганистана по решению Совета Безопасности ООН и имеют соответствующий мандат, акцентируя внимание на том, что вывод МССБ с территории Афганистана должен осуществляться по истечении указанного мандата, отмечая отсутствие результативности действий МССБ, основу которых составляют войска США и их союзников, в борьбе с террористическими и радикальными группировками на территории Афганистана, объективно оценивая потенциальную угрозу увеличения наркотрафика, трансграничной преступности, неуправляемых потоков беженцев и мигрантов, что обусловлено отсутствием экономической инфраструктуры и ростом социальной напряженности в Афганистане, учитывая важность предупреждения подрывной деятельности и своевременного пресечения возможных провокаций со стороны террористических и радикальных группировок на территории сопредельных государств, не исключая вероятности военных конфликтов вследствие прогнозируемого обострения межгосударственных противоречий в странах Центральной Азии,

  1. всецело поддерживаем активизацию мер, предпринимаемых Организацией Договора по коллективной безопасности (ОДКБ) в целях недопущения дестабилизации ситуации на центральноазиатском направлении;

  2. признаем важность и равноценность усилий стран-членов ОДКБ по обеспечению стабильности и безопасности в регионе;

  3. приветствуем усилия руководства ОДКБ по планомерной комплексной реализации военного, политического, социального аспектов обозначенной проблемы;

  4. полагаем важным сфокусировать внимание на недостаточном освещении деятельности ОДКБ российскими средствами массовой информации в сравнении с освещением деятельности аналогичных западных структур;

  5. во избежание слабой осведомленности российской общественности о мерах, предпринимаемых ОДКБ по защите норм международного права, призываем средства массовой информации к широкому, качественному освещению соответствующей деятельности ОДКБ».



[1] Международные силы по поддержанию безопасности были созданы в соответствии с резолюцией № 1386 Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2001 года. Их присутствие в стране после свержения режима талибов было необходимо для «оказания помощи афганскому Временному органу в обеспечении безопасности в Кабуле и прилегающих к нему районах, с тем чтобы афганский Временный орган, а также персонал Организации Объединенных Наций могли действовать в условиях безопасности» С августа 2003 года командование ISAF осуществляется блоком НАТО.

Версия для печати