«Содействие развитию государств Центральной Азии: стратегические горизонты российского участия»

16:04 19.11.2013 Мария Грановская, кандидат философских наук


В начале ноября 2013 года в малом зале Международного мультимедийного пресс-центра РИА «Новости» Российский совет по международным делам (РСМД) представил рабочую тетрадь «Содействие развитию государств Центральной Азии: стратегические горизонты российского участия».

В подготовке и выпуске материала принимали участие заместитель программного директора РСМД Тимур Махмутов, директор Центра глобальных проблем ИМИ МГИМО (У) МИД России Виктор Сергеев, директор Аналитического центра ИМИ МГИМО (У) МИД России Андрей Казанцев, а также директор Центра проблем безопасности и развития при ФМП МГУ Владимир Бартенев.

Главная цель представленного издания – выявить интересы России в данном регионе, которые, по мнению его авторов, безусловно, должны быть прагматичными. Оказание внешней помощи государствам Центральной Азии можно считать «формой реализации интересов Российского государства инструментами «мягкой силы», что особенно актуально в той части мира, в которой Россия имеет особые интересы»[1]. Вывод очевиден – Россия должна уточнить свои интересы в рассматриваемом регионе, первое место из которых, занимают интересы геополитические. Среди них, по мнению авторов, важнейшими являются следующие: «поддержание общего геополитического влияния в регионе, способствующего сохранению Россией статуса великой державы и сохранению контроля над постсоветским пространством»[2], так как Центральная Азия попадает в зону интересов не только России, но также Китая, США и Европейского союза. Однако, если помощь ЕС и США в условиях финансового кризиса начинает медленно сокращаться, то КНР становится наиболее активным экономическим игроком в регионе. Помимо того, что Китай оказывает существенную экономическую поддержку государствам Центральной Азии, он ещё и проводит политику «мягкой силы», которая выражается в культурной экспансии. В Кыргызстане, например, действуют уже два Института Конфуция и многочисленные центры изучения китайского языка. Россия, конечно, должна этой экспансии противостоять путём обеспечения региональной стабильности и с помощью увеличения объёмов оказываемой помощи государствам Центральной Азии.

Российские интересы в сфере безопасности должны включать «недопущение «перелива» нестабильности из Афганистана в Центральную Азию, а также нашей стране необходимо противостоять таким угрозам как терроризм, исламский экстремизм и неконтролируемая миграция. Стоит отметить, что Россия является одним из крупнейших рынков сбыта афганского героина, который идёт через Центральную Азию. «Северный маршрут» сбыта наркотиков стал одним из главных маршрутов, по которому наркотики вывозятся из Афганистана[3]. По «северному маршруту» через Центральную Азию «проникло контрабандой около 90 тонн героина, произведённого в Афганистане в 2010 году»[4].

России необходимо содействовать углублению сотрудничества в области безопасности в рамках ОДКБ и способствовать процессам евразийской интеграции в экономической, деловой и культурной сферах.

Одним из главных направлений экономического сотрудничества России с государствами Центральной Азии (Таджикистаном, Кыргызстаном, Узбекистаном) является трудовая миграция. На данный момент Россия заинтересована «в повышении качества приезжающей в Россию рабочей силы»[5], поэтому не приходится сомневаться в том, что её помощь должна быть направлена не только на повышение квалификации приезжающих мигрантов, а также на поддержание стабильности в регионе в связи с тем, что «дестабилизация в Центральной Азии автоматически повлияет на Россию, вызвав новый масштабный приток мигрантов»[6].

Авторы также призывают содействовать созданию новых рабочих мест в Центральной Азии, так как этот шаг мог бы снизить угрозу роста преступности в регионе.



[1] Содействие развитию государств Центральной Азии: стратегические горизонты российского участия: рабочая тетр./Российский совет по международным делам. – М.: Спецкнига, 2013, с. 59.

[2] Там же

[3] Центральная Азия: проблемы и перспективы (взгляд из России и Китая)/Российский институт стратегических исследований. – М.:РИСИ, 2013, с. 92.

[4] Там же

[5] Содействие развитию государств Центральной Азии: стратегические горизонты российского участия: рабочая тетр./Российский совет по международным делам. – М.: Спецкнига, 2013, с. 80.

[6] Там же.

Версия для печати