С Воиславом Коштуницей я пытался встретиться много раз. Белградские друзья говорили мне о том, что Коштуница очень закрытый человек и не любит давать интервью иностранным журналистам. Но каждый свой приезд в Сербию я снова и снова писал письма в Канцелярию Коштуницы, искал помощи у тех, кто был хорошо знаком с ним, но все было тщетно. Наконец в марте 2004 года мне повезло. Премьер-министр Сербии – Воислав Коштуница согласился на встречу с журналистом из Москвы.
- Почему косовские албанцы выступили не только в Косовской Митровице, но повсюду, где компактно проживают сербы?
Коштуница: 17 марта было показано истинное положение вещей и настоящее лицо албанских террористов. Они не побоялись ни 17,5 тысяч солдат и офицеров НАТО, ни нескольких тысяч полицейских ООН, ни мирового общественного мнения, которое всегда было лояльным к любым действиям албанцев, и начали настоящие погромы и убийства. Не знаю, может быть, и была какая-то команда со стороны НАТО на эту операцию. История это покажет, но синхронность событий во всех анклавах, не только в северном Косове, поражает. Получается, что к этому хорошо готовились. Странно, но разведчиков и спецслужб со всего мира в Косово очень много. Они должны были знать о том, что же готовит Приштина. Или знали, но просто промолчали.
Удивительно, но командующий южным крылом НАТО адмирал Джонсон уже после 19 марта заявил на весь мир, что албанцы проводят в Косове этнические чистки и это заранее подготовленная акция. Но как эта акция могла пройти мимо западных спецслужб, мимо НАТО, которые, как они утверждают, держат ситуацию под контролем.
- Есть ли в этих событиях в Косове след “Аль-Каиды”? Ведь Усама бен Ладен в свое время активно действовал в Боснии, говорят, что он оказывал поддержку и “Освободительной Армии Косова”?
Коштуница: На Балканах знают, “Аль-Каида” активно помогала муджахиддинам в Боснии. Там они действовали, практически, открыто. Нельзя исключить, что “Аль-Каида” присутствует и в Косово. Вполне вероятно, что система может функционировать под прикрытием различных религиозных и гуманитарных организаций. И мир должен об этом подумать. С одной стороны американцы воюют с исламским терроризмом по всему миру, а с другой не видят у себя под носом, что они делают в Косове. Запад не понимает, что Косово постепенно превращается в центр организованного и глобального терроризма. В крупных городах террористы имеют одну тактику. У нас в регионе избрали другую - запугивание населения, убийства и так далее. И 17 марта албанцы пошли “ва-банк”. Это была попытка взять всю территорию края под свой контроль.
-Какова, по-вашему, главная цель косовских албанцев? Они хотят создать “Великую Албания”, в которую войдут не только Косово, но часть Боснии, Македонии и Черногории?
Коштуница: Сейчас нет ни одного албанского политика, который бы перед ЕС откровенно признался, что их главная цель - этнически чистый край и независимое государство Косово. Но они стремятся к этому всеми правдами и неправдами. Но, если это произойдет, то границы соседних государств тут же будут перекроены под “Великую Албанию”. Первый шаг к этому уже был сделан в 2001 году в Македонии, когда местные албанцы начали войну против официальных властей. Я просто уверен, если Косово объявит о своем суверенитете, то Тирана тут же поддержит Приштину. Ну, а потом постепенно договорятся об объединении. Это будет, лавина, которая сметет все на своем пути. И тогда “Великая Албания” может стать вполне реальным проектом.
Это удивительно, но Запад и США противились тому, что в регионе была “Великая Сербия”. Тот же "главный американский миротворец" Ричард Холбрук пугал мир сербами, а сейчас Запад потворствует албанцам в их желании создания “Великой Албании”. Сейчас очень важно, чтобы регионе наступила стабильность и не было никаких изменений границ.
17 марта 2004 года окончательно развеял наконец миф о многонациональном Косове. Это был грандиозный обман мирового сообщества. Сейчас нужно много размышлять о причинах, о том, почему албанцы не могут мирно жить с сербами и другими народами в Косове. Почему нельзя найти способ мирного сосуществования всех народов в крае, цивилизованных и нормальных отношений? Конечно, трудно говорить о любви к друг к другу, но главное, чтобы не было ненависти и желания уничтожать все, что связано с православием и сербами.
-Реально ли, чтобы армия Сербии и Черногории вновь вернулась в Косово?
Коштуница: Есть и такой документ о военном сотрудничестве, подписанный в июне 1999 года. В нем оговаривалось, что определенный контингент наших военных мог находиться в Косове. У него есть и определенные функции - коммуникация с KFOR, охрана исторических памятников православия, разминирование территории. Это очень небольшой по численности контингент, но он мог находиться в Косове только по одобрению НАТО. Поэтому в этот момент об этом нет смысла вести разговор. Сейчас куда важнее говорить о возможности децентрализации власти, которая бы создала для сербов хоть какие-то условия их безопасности. Мы сейчас не планируем возвращать нашу армию в Косово. Это исключено.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs