Куда летим, «пламенный мотор»?

00:00 24.05.2010 Андрей Кисляков, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Интересные они люди, эти британцы, американцы и «прочие шведы». Скажем, есть в Великобритании Закон о свободе информации, так хоть умри, но регулярно публикуй всевозможную государственную статистику из жизни туманного Альбиона. Так, в середине мая их министерство обороны рассекретило информацию относительно полетов российских стратегических бомбардировщиков – ракетоносцев Ту-160 в английском воздушном пространстве.

Согласно данным британских ВВС, бомбардировщики РФ появлялись над территорией этой страны уже 64 раза с 2006 года, что составляет приблизительно один раз в месяц. Британским самолетам, говорится в докладе, приходится каждый раз подниматься по тревоге в воздух и препровождать Ту-160 в нейтральное воздушное пространство. В то же время представитель российского посольства настаивает, что это лишь тренировочные полеты в международном воздушном пространстве «и ничего более», и что Россия никогда не вторгалась на суверенную территорию других государств.

Но интересен не сам факт, вторгались или нет. Пусть британская ПВО лишний раз напряжется, и летчики растрясутся после утренней овсянки. В конце концов, невредно потренироваться британским ассам в реальной боевой обстановке, да еще за чужой счет. Интересно другое: нам от этого, какой прок?

 

Все выше, и выше, и выше…

 

…Тугой грохот как всегда неожиданно ударил по ушам. Когда отзвенела посуда в серванте и успокоился воздух, послышалось монотонное гудение, как будто пролетел большой добрый жук, только где-то очень далеко. Но это в небе над рязанской деревушкой истребитель перешел звуковой барьер. – Вернулся бы, - машинально пожелал я невидимому лейтенанту-капитану-майору и т.д.

Конечно, хотелось бы – лейтенанту. Налетает такой двухзвездный «герой» положенное количество часов, - может быть, майором не заблудится при элементарном задании на потеху наших западных «горячих» парней из бывшей «братской семьи советского народа».

Вообще теперь летать стали гораздо чаще. В 90-х иным летом ни один «барьер» не тревожил сонный Мещерский край. Объясняли все просто: денег на керосин, ремонт техники и на развитие и поддержание инфраструктуры нет. Делись куда-то. Сегодня керосин закупили, самолеты, дай бог, еще протянут, ВПП на аэродромах подлатали.

Хотелось бы еще иметь толк от всех этих полетов, морских заграничных вояжей сумасшедшей стоимости и ракетных пусков, которые из десятилетия в десятилетие считаются успешными, отработай лишь маршевые ступени заданное количество секунд. Как обстоят дела с точностью стрельбы – дело десятое. Главное – все видят: вот он ракетно-ядерный щит – в целости и сохранности - готов на корню пресечь происки агрессоров со всеми их ПРО и другими высокоточно-спутниковыми прибамбасами.

Однако сквозь щит этот так и норовят пролезть каверзные вопросы-сомнения. Действительно он то, что нам надо в нынешний электронно-космический век? И что есть у остальных? Ведь особой прыти в отношении наращивания стратегических ядерных вооружений у нашего извечного оппонента не наблюдается. Вовсе наоборот.

Тупик какой-то маячит с этими «ядреными» бомбами и ракетами. Как будто сидишь ты на бочке явно не с медом, и фитилек к ней тянется – то загорится, то притухнет. И сделать ты ничего не можешь, так как твое сидение объявлено делом стратегической важности и значения на погибель супостата…

 

«…А, что у вас? - А у нас в квартире газ…»

 

Но вернемся к нашим Ту. Согласно российским военным справочникам, в частности, Константина Чуприна «Вооруженные силы СНГ и Балтии» (Минск, «Современная школа») от прошлого года, по состоянию на 2007 г. в войсках находилось всего 14 тяжелых стратегических бомбардировщиков Ту-160. Немного, прямо скажем. Вот и занимались бы летчики своим прямым делом – отрабатывали бы приемы бомбометания и ведения ракетной стрельбы. Для этого не надо далеко летать. Наша территория вполне позволяет вести длительные многочасовые полеты стратегической авиации в рамках боевой подготовки.

Возразят: разведывательные миссии… Согласен. Но для этих целей существует другая авиация. Хочешь прощупать ближнюю северную акваторию? Пожалуйста. Всепогодные тактические/стратегические разведчики МиГ-21Р и МиГ-25Р с вполне приличным радиусом действия до 1100 км к вашим услугам. Захотелось поглубже? Имеется десяток дальних самолетов-разведчиков Ту-22 МР.

Зачем гонять в таком случае дорогущую безоружную, к тому же, машину за тридевять земель – ума не приложу. Что-то кому-то в очередной раз продемонстрировать и доказать? Себе дороже выходит. Позволю себе выдержку из уже упомянутого справочника Чуприна.

«…Пополнение ВВС новыми образцами авиатехники носит смехотворный по масштабам характер (считанные единицы – например, 9 самолетов и 8 вертолетов в 2006 г.), а сами они представляют собой машины, спроектированные еще во времена СССР».

Может, что-то изменилось к сегодняшнему дню? Незаметно. Согласно официальным сообщениям декабря прошлого года, «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П.Чкалова (НАПО) передало ВВС России предусмотренные гособоронзаказом 2009 г. два серийных фронтовых бомбардировщика Су-34. Самолеты уже прибыли в Липецкий центр боевого применения и переучивания летного состава ВВС. В соответствии с подписанным в прошлом году с министерством обороны РФ пятилетним государственным контрактом до 2013 г.г. объединение произведет 32 бомбардировщика Су-34».

Интересно, всего два самолета в рамках гособоронзаказа. Выходит, что либо за четыре последующих года госзаказ должен взлететь в разы, либо десятки машин уйдут «налево» по зарубежным контрактам. Остается, правда далеко не беспочвенное чувство, что не «вытянет» НАПО еще 30 самолетов. Между прочим, разрабатывать Су-34 начали 22 года тому назад…

Если с истребительной авиацией дела обстоят не самым лучшим образом, то авиация системы ПВО находится просто в удручающем состоянии. Из года в год тянутся споры относительно самой структуры отечественной ПВО. Между тем, складывается такое впечатление, что российское воздушное пространство – одна сплошная «прореха».

Еще раз обратимся для наглядности к справочнику Константина Чуприна. «…Саратовскую область с расположенными на ее территории ракетной дивизией РВСН, аэродромом стратегической авиации (где сконцентрированы все имеющиеся в ВВС России тяжелые бомбардировщики Ту-160), складом ядерных боеприпасов и крупнейшей в стране Балаковской АЭС прикрывает всего лишь ОДИН (курсив мой, - А.К.) зенитный ракетный полк». Что же тогда творится на других, «менее значимых» территориях?

Дополнительные комментарии вряд ли нужны, в таком случае. Кроме последнего, пожалуй. Нефть и газ – дело хорошее и прибыльное, если только доходы от них не пускать на тренировку и так поджарых английских летчиков.

Версия для печати