Стратегическое прогнозирование и планирование будущих военных операций НАТО, осуществляемое главным образом его военными структурами с привлечением правительственных институтов, академических кругов и мозговых центров стран-членов, рассматривается руководством альянса и правительствами его ведущих государств-членов в качестве одного из ключевых направлений деятельности Североатлантического союза. На основе прогнозных разработок и рекомендаций странами блока принимаются все более амбициозные программы и стратегические инициативы, нацеленные на ускорение создания современных вооружений с использованием новейших и прорывных технологий - Emerging and disruptive technologies (EDT) и планы будущих военных операций.

При прогнозировании будущего развития глобальной и региональной ситуации стратегами блока применяется несколько методов, главный из которых - стратегическое предвидение (strategic foresight). В его основе лежит стремление заглянуть за пределы ожиданий сегодняшнего дня, принимая во внимание вероятные тенденции будущего развития с тем, чтобы определить последствия для современной политики1. Неотъемлемой частью процесса предвидения являются методы «Сканирование горизонтов» (СГ), предполагающие использование способов предвидения вызовов и планирования военных операций на базе инновационных разработок.

Методология «Сканирование горизонтов» описывается как гражданскими, так и военными исследователями на Западе как способ выявления видимых признаков потенциально важных изменений ситуации или процессов посредством систематического изучения назревающих угроз и возможностей в результате появления новых технологий и их влияния на рассматриваемую проблему2. При практическом применении методов «Сканирование горизонтов» особое внимание уделяется анализу критически важных собранных данных.

В военной сфере западные аналитики используют методологию СГ для выявления признаков и характера будущих кризисов и конфликтов, определения возможного участия в них стран НАТО, а также распознавания потенциальных тенденций появления новейших технологий, оценки возможностей и угроз, которые они представляют для военного потенциала и боеготовности как стран альянса, так и его потенциальных противников3. Применение методов СГ может, по их мнению, способствовать обеспечению вооруженным силам НАТО технологического превосходства, а также выработке инновационных практик и приобретению новых навыков их использования, новых идей, технических средств и методов. Это в том числе помогает совершенствованию процессов планирования, оперативности принятия решений, поддержанию военных преимуществ и снижает риски быть застигнутыми врасплох новым развитием событий в мире4.

В рамках НАТО функцию стратегического предвидения выполняет Объединенное командование по трансформации - Allied Command Transformation (ACT), которое периодически представляет доклад «Стратегическое  предвидение-анализ» - «Strategic Foresight Analysis»  (SFA), последний из которых был опубликован в 2017 году. В докладе среди прочего излагаются долгосрочные политические, социально-экономические и технологические тенденции, формирующие стратегическую обстановку в мире до 2035 года, включая судьбу глобализации, перераспределение стратегической мощи, будущее искусственного интеллекта (ИИ) и др. Этой структурой также готовятся доклады, посвященные развитию ситуации в различных регионах мира, на основе которых вырабатываются Рамки будущих операций альянса - Framework for Future Alliance Operations (FFAO).

Характеризуя будущую глобальную ситуацию в мире, авторы доклада SFA-2017 указывают на растущее могущество и влияние Китая и других нарождающихся центров силы на формирование мирового порядка и ослабление доминирования Запада. Вместе с тем они убеждены, что, несмотря на происходящий глобальный сдвиг в сторону многополярности и нарастание в мире, в том числе и в западных странах, антиглобалистских настроений, натовские союзники все еще смогут влиять на эволюцию грядущей обстановки в сфере безопасности, реализуя принимаемые на данном этапе стратегические решения. Однако превосходство НАТО и коллективного Запада, по их мнению, видимо, будет подвергаться все более усиливающемуся оспариванию со стороны растущего числа мощных государств и созданных ими все более влиятельных межгосударственных структур, таких как БРИКС и региональная организация АСЕАН5.

Ключевым фактором стремительных изменений в мире в докладе названо также расширение использования новейших инновационных технологий, которые, с одной стороны, способны помочь человечеству решать проблемы на глобальном уровне, а с другой - чреваты негативными последствиями различного характера для человеческого общества и могут даже привести к демонтажу существующего миропорядка6.

В свою очередь, в подготовленном в ноябре 2020 года докладе Группы западных экспертов, созданной генеральным секретарем НАТО, утверждается, что поддержание технологического превосходства стран альянса обеспечит им возможность сдерживания угроз и защиты от них. В этой связи, как подчеркивают авторы документа, обладание странами альянса новейшими технологиями и их внедрение в военный потенциал блока является фундаментальной задачей НАТО. А обеспечение преимущества стран - членов блока в ключевых сферах новых и прорывных технологий названо в докладе стратегическим приоритетом для альянса7.

Разработку рекомендаций, касающихся освоения EDT и их внедрения в военную сферу, осуществляет с использованием методологии «Сканирование горизонтов» Организация НАТО по научным исследованиям и технологиям (Science and Technology Organization - STO), которая подчиняется Военному комитету и Конференции руководителей национальных ведомств по вооружениям. Прогнозируя вызовы для альянса в технологической области, продвигая инновации и способствуя их внедрению в его военный потенциал, STO выполняет решающую роль в поддержании научного и технологического преимущества НАТО в интересах выполнения ею своих коренных задач8.

Наиболее важным документом, периодически выпускаемым STO, является доклад «Тенденции развития науки и технологий» («Science and Technology Trends») на двадцатилетний период. В подготовленных ею докладах на период до 2043 года, опубликованных соответственно в 2020 и 2023 годах, отмечается критический рост геополитических вызовов альянсу в последние несколько лет в результате стремительных и глубоких изменений глобального ландшафта и прогнозируемое усиление конкуренции между НАТО, с одной стороны, и Россией и Китаем - с другой, а также ее дальнейшее возрастание в течение предстоящих двух десятилетий вследствие ускорения темпов внедрения новейших военных технологий соперниками блока. Причем Россия в этих докладах названа самой значительной и прямой угрозой безопасности союзников и влиянию НАТО в мире, а Китай, хотя не представляет прямой угрозы блоку, дескать, бросает вызов евроатлантической безопасности и обвиняется в стремлении подорвать «мировой порядок, основанный на правилах».

Наибольшее влияние на развитие военных потенциалов в течение ближайших 20 лет, по оценке авторов этих документов, будут оказывать комбинации и комплексное взаимодействие прорывных технологий в таких сферах, как синергия автономных средств, больших данных, ИИ и сенсоры, ИИ, большие данные и биотехнологии, данные, ИИ и материалы, данные и квантовые технологии, космос и квантовые технологии, а также космос, сверхзвуковые технологии и материалы.

Новейшие технологии изменят также облик и характер будущих военных конфликтов. Военный потенциал государств будет приобретать все более автономный, сетевой, многосферный и высокоточный характер. А определяющую роль в военно-технической сфере будут играть разведка, взаимосвязь родов войск, их децентрализация и цифровизация. Комплексное же освоение этих технологий при тесной межгосударственной и внутригосударственной кооперации с гражданскими коммерческими и исследовательскими структурами и частными производственными компаниями, считают они, расширит способность альянса проводить операции во всех средах. В этой связи подчеркивается острая необходимость ускоренного внедрения новых и прорывных технологий в военный потенциал и операции блока и его адаптации к стремительно меняющейся глобальной ситуации9.

В то же время достаточно тревожные для НАТО оценки будущего международного развития содержатся в аналитических материалах экспертов американского мозгового центра «Рэнд корпорейшн», в частности его Европейского центра исследований будущего и прогнозирования. Ссылаясь на возникновение и широкое распространение в мире новейших технологий в нынешнем десятилетии в результате происходящей беспрецедентной революции в сфере информации и коммуникаций, аналитики этого центра предупреждают о нарастании гибридных, кибер- и других угроз для единства и функционирования НАТО, а также проводимых ею военных операций.

В целях эффективного противодействия этим угрозам они указывают на необходимость срочного принятия альянсом ряда мер организационного, инфраструктурного и разведывательного характера, включая создание дополнительных бюрократических структур, нацеленных на ускорение адаптации НАТО и его деловой практики к новым требованиям, выработку правовых и регулирующих стандартов в использовании новейших технологий, а также создание адекватных механизмов их применения. Особо подчеркивается важность использования таких методов, как стратегическое предвидение, сканирование горизонтов, планирование сценариев и проведение аналитических игр10.

На основе упомянутых докладов подготовлено целое «семейство» директивных документов долгосрочного планирования военных операций на случай участия альянса в будущих конфликтах. Главным из них является «Концепция сдерживания и обороны Евро-Атлантического региона» - Concept for Deterrence and Defense of the Euro-Atlantic Area (DDA), обновленный вариант этого засекреченного документа утвержден главами государств и правительств на Вильнюсском саммите блока 11 июля 2023 года.

На основе рекомендаций проводимого сканирования горизонтов, саммитами НАТО, начиная со встречи в Уэльсе в 2014 году и всеми последующими заседаниями Совета Североатлантического союза, угрозы безопасности альянсу из космоса и в киберпространстве признаны все более частыми, сложными и разрушительными. С учетом этого обеспечение доминирующих интересов в космосе, киберпространстве и использовании искусственного интеллекта провозглашено не только жизненно важной задачей и ключевым направлением коллективной обороны, но эти среды объявлены сферой военных и политических операций блока.

Поскольку способность НАТО выполнять провозглашенные задачи в возрастающей степени зависит от внедрения цифровых технологий, чтобы укрепить свой потенциал проводить операции в различных сферах, обеспечивать оперативную совместимость и повышать осведомленность об обстановке, на саммите в Вильнюсе в июле 2023 года была утверждена стратегия реализации цифровой трансформации блока11. Как обычно, эти решения мотивированы прежде всего якобы возросшими угрозами со стороны Китая, России и других потенциальных противников в использовании новых и прорывных технологий против коллективного Запада.

Практическими шагами альянса по реализации упомянутых решений саммитов НАТО и рекомендаций ее экспертов стал запуск командными структурами блока целого ряда профильных стратегических инициатив по использованию упомянутых сред в интересах альянса.

В частности, в 2019 году была принята новая Космическая политика НАТО - Space Policy, а на саммите блока в Брюсселе в 2021 году одобрена Всеобъемлющая политика по вопросам киберобороны - Comprehensive Cyber Defence Policy (CCDP). Оба документа нацеливают страны - члены альянса на активное проведение операций по сдерживанию, защите и противодействию всему спектру угроз из космоса и в киберпространстве на политическом, военном и техническом уровнях, как в мирное время, так и в случае кризиса или конфликта. При этом в этих документах продекларировано, что злонамеренные действия в отношении космических объектов стран НАТО и кибератаки на их критически важную наземную инфраструктуру при определенных обстоятельствах могут быть приравнены к вооруженному нападению и, возможно, потребуют принятия коллективных военных действий в соответствии со Статьей V Североатлантического договора12.

Эта позиция подтверждена и принятой Мадридским саммитом НАТО 2022 года Стратегической концепцией блока - 2022, в которой заявлено о намерении укрепить способность НАТО эффективно действовать по предотвращению, обнаружению, противодействию и реагированию на полный спектр киберугроз и нападений в космосе, используя все имеющиеся у нее инструменты, включая задействование упомянутой Статьи V натовского Договора13.

В свою очередь, в рамках начатой трансформации командной структуры НАТО руководство блока создало Космический центр (NATO’s Space Centre) в Рамштайне (ФРГ), Центр киберопераций (Cyberspace Operations Centre - CyOС) в Монсе и Центр передового опыта в области космоса во Франции, задачей которых является отслеживание ситуации в космосе и киберпространстве, сбор и анализ стратегически важной информации, планирование и координация операций и миссий альянса в этих средах. Кроме того, сформированы Компьютерная структура реагирования на киберинциденты - NATO Computer Incident Response Capability (NCIRC) и Группы быстрого киберреагирования повышенной готовности. А в интересах дальнейшей интеграции трех уровней киберобороны НАТО - политического, военного и технического - в Вильнюсе утверждена концепция повышения вклада киберзащиты в общий потенциал сдерживания и обороны14.

Сбором и обработкой критически важных данных и информации занимается Наземная служба разведки альянса - NATO’s Alliance Ground Surveillance (AGS), а также формируемая отдельная Служба Постоянного наблюдения альянса из космоса - Alliance Persistent Surveillance from Space (APSS). Объявлено также о запуске еще одного разведывательного механизма, призванного объединить национальные и коммерческие спутники слежения в единую разведывательную систему «Aquila». А для обеспечения быстрого и безопасного обмена полученной информацией между союзниками Брюссель решил инвестировать в развитие космических средств связи 1 млрд евро на период 2020-2034 годов, предложив правительствам государств-членов вносить свои взносы в эту программу.

В целях выполнения упомянутых решений странами - членами блока взяты коллективные обязательства укреплять защиту своего космического потенциала, кибероборону и национальную устойчивость к различным угрозам, а также принять меры по защите космических объектов и собственных сетевых инфраструктур, участвовать в кибероперациях блока и предоставлять взаимопомощь друг другу, если они подвергнутся нападению в космосе или из космоса и кибератакам со стороны противников.

В рамках подготовки к проведению собственных космических и киберопераций ежегодно проводятся коалиционные учения, налажено обучение участников киберопераций на натовском киберполигоне в Эстонии. В столице этой страны также создан исследовательский Кооперационный центр передовых знаний в области киберобороны - Cooperative Cyber Defence Centre of Excellence (CCDCOE), который разрабатывает рекомендации и документы по киберпроблематике для стран-членов и образовательных учреждений альянса в Португалии, Германии и Риме15. Подготовленный Центром в 2022 году «Стратегический обзор в сфере киберпространства 2030: сканирование горизонтов и анализ» рассматривается натовским руководством в качестве важного подспорья всей практической деятельности НАТО и стран-членов на этом направлении.

Для ускорения исследований в странах - членах альянса в области критически важных технологий и их внедрения в военную и гражданскую сферы деятельности НАТО приняла «Дорожную карту» по развитию новейших и прорывных технологий путем налаживания трансатлантического сотрудничества и тесного взаимодействия с научными и гражданскими кругами и частным сектором, включая создаваемые для целей внедрения EDT в военную сферу стартапы. А в интересах обеспечения совместимости таких технологий в рамках блока союзники одобрили инициативы создания Ускорителя оборонных инноваций для Северной Атлантики (Defenсe Innovation Accelerator for the North Atlantic - DIANA) и многонационального Оборонного инновационного фонда НАТО (Defence Innovation Fund) в 1 млрд евро, в который члены блока могут вносить взносы пока на добровольной основе. На данный момент такие обязательства взяли на себя 22 страны, однако давление на других союзников будет, разумеется, усиливаться.

В дополнение к согласованным стратегиям в области ИИ и автономных систем на саммите в Вильнюсе-2023 заявлено, что НАТО разработает также стратегии квантовых технологий, биотехнологий и «совершенствования человека», чтобы рассмотреть возможности и риски, которые они представляют16.

Область новых прорывных технологий и их ускоренного внедрения в военную сферу становится также важной частью усиленного партнерства НАТО с Евросоюзом и странами - сателлитами  в АТР, что отражает стремление превратить альянс в глобальный бастион сохранения миропорядка, основанного на правилах коллективного Запада.

Реалистически мыслящие западные эксперты, однако, сомневаются в том, что планы натовских стратегов по обеспечению абсолютного военного превосходства альянса будут выполнены в полной мере. К примеру, аналитики авторитетного американского Центра Стимсона вообще называют их химерой, ссылаясь на опыт гонки вооружений в XX веке, который наглядно показывает, что как только отдельные государства вырывались в этом соревновании вперед, соперники их быстро нагоняли и восстанавливали нарушенный баланс сил17.

На серьезные опасности осуществления упомянутых инициатив НАТО по поспешному, неконтролируемому и нерегулированному внедрению таких инновационных технологий, как ИИ, автономные системы или биотехнологии, в военную сферу указывают и многие американские и западные специалисты в области прорывных технологий, обращая внимание властей на их разрушительный характер и способность подорвать или даже разрушить устои не только потенциальных противников, но и коллективного Запада, да и всей земной цивилизации. Так, согласно опросу, проведенному Институтом искусственного интеллекта Стэндфордского университета, 57% ученых допускают, что при нынешней скорости развития технологии ИИ может произойти переход генеративного ИИ к созданию искусственного общего интеллекта, то есть появления системы, способной точно имитировать или даже превосходить возможности человеческого мозга. Учитывая вероятность возникновения подобной перспективы, 36% научных сотрудников этого университета не считают развитие ИИ положительным, предупреждая, что решения, принимаемые ИИ, могут привести к катастрофе ядерного уровня18.

Тем не менее, несмотря на все более явную неспособность НАТО адаптироваться к новой геополитической ситуации в мире и реальным потребностям в области безопасности, на саммитах блока в Вильнюсе-2023 и Вашингтоне-2024 одобрены новые милитаристские планы и программы, касающиеся ускорения создания вооружений на основе новейших технологий, нацеленных на усиление агрессивного потенциала на всем операционном пространстве блока (на суше, в море, воздухе, космосе и киберсреде). Заслуживают также внимания подписанные министрами обороны блока в 2021 и 2023 годах Стратегия в области искусственного интеллекта - Artificial Intelligence Strategy (AI Strategy) и Квантовая стратегия, формализующие намерение НАТО ускорить коллективное внедрение этих технологий в военную сферу, обеспечив их развертывание и защиту от возможных угроз, которые они могут создавать.

Участниками встречи в Вильнюсе были также утверждены разработанные военным командованием альянса три всеобъемлющих и детальных региональных плана нового поколения объемом в 4500 страниц для сдерживания России на севере, в Атлантике, в центральной части Европы, Черноморском и Средиземноморском регионах19, а также «Требования к формируемой новой структуре сил блока». Эти документы, как подчеркнул председатель Военного комитета НАТО адмирал Бауэр, нацелены на подготовку проведения масштабных операций по защите «каждого дюйма» территории альянса20. Они предусматривают унификацию национального планирования сил союзников, построение их мобильных оборонных потенциалов, модернизацию командования и управления и указывают, что конкретно потребуется от членов альянса в случае кризиса. В упомянутых регионах планируется разместить дополнительные средства ПВО/ПРО и ударные системы, создать значительные запасы вооружений и техники, постоянные базы их хранения, повысить пропускную способность транспортной инфраструктуры государств Балтии и Восточной Европы для переброски в этот регион войск и военных грузов с территории Германии и других стран альянса.

НАТО уже практически осуществляет принятые милитаристские программы и планы ускоренного усиления военного потенциала блока на его восточном фланге, резко активизировав свою военную активность у российских и белорусских границ. При этом нынешняя агрессивность Запада по отношению к России и ее союзнику Белоруссии буквально зашкаливает, превосходя даже самые кризисные периоды холодной войны.

Множатся также факты подготовки НАТО к развязыванию большой войны против России уже в среднесрочной перспективе. Фактически нынешняя война альянса «по доверенности» на Украине только первый этап в стремлении закрепить свое стратегическое положение в Европе и серьезно ослабить Россию. Поражение Украины в этом конфликте, которое не вызывает сомнений у реалистически мыслящих политических деятелей и политологов, в том числе и на Западе, тем не менее рассматривается альянсом как собственное неприемлемое поражение и усиление России, поскольку, безусловно, негативно скажется на авторитете и позиции НАТО на мировой арене. В такой ситуации вполне возможно, что горячие головы ведущих стран блока могут решиться на безумный шаг открытого прямого военного столкновения с Россией в попытке взять реванш за свой провал на Украине.

Таким образом, принятые в последние годы амбициозные решения Совета НАТО и их практическая реализация рассчитаны, как это открыто признается руководством альянса, на перманентную вражду с Россией и Китаем, обеспечивая таким образом поддержку всеми странами блока сохранения и укрепления военного союза, продолжения политики жесткого сдерживания России и даже нанесения ей стратегического поражения и усиления военно-политического и экономического давления на Китай. А для оправдания столь безумных и опасных действий собственному обществу, в том числе и для самих стран - членов блока, Россия объявлена «самой значительной и прямой угрозой безопасности союзникам»21, а Китай - нарастающей угрозой их безопасности.

Тем самым России и Китаю брошен серьезный вызов, который требует тщательно взвешенных ответных действий наших стран в обеспечении сохранения военно-технологического и военно-политического баланса на международной арене и, таким образом, недопущения развязывания Западом мирового конфликта.

 

 

1Uecker S. Foresight in Defense and Security Policy - Try again. Fall again. Fail better. February 2022 // marshallcenter.org/en/publications/perspectives/foresight….

2Campagnie L. Military Foresight abroad: Trends, approaches and challenges of Western Nations. Note de Recherche Prospective, Armee de terre, Centre de doctrine et d’enseignement du commandement // cdec.terre.defence.gouv.fr/images/multimedia/photo/une/20220704_PEP_prospective_militaire-a-l-etrranger/20220704_NP_CDEC-PEP_Military Foresight_abroad.pdf

3Grand-Clement S. How Horizon scanning can give the Military a Technological Edge. Commentary // rand.org/blog/2019/02/how-horizon...html

4Ibid.

5SFA-2017.

6Ibid.

7Analysis and Recommendations of the Reflection Group Appointed by the NATO Secretary General. NATO-2030. 25 November, 2020.

8Science and Technology Trends 2023-2043. Report by NATO Science and Technology Organization // nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2023/3/pdf/stt23-vol.1.pdf

9Science and Technology Trends 2020-2040 and 2023-2043 // https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2020/4/pdf/190422-ST_Tech_Trends_Report_2020-2040.pdf; https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2023/3/pdf/
stt23-vol2.pdf

10Bellasio J., Silfversten E. The Impact of New and Emerging Technologies on the Cyber Threat Landscape and Their Implications for NATO. Cyber Threats and NATO-2030: Horizon Scanning and Analysis // ccdcoe.org/library/publications/cyber-threats…

11Vilnius Summit Communique. July 11, 2023 // nato.int/cps/en//natohq/official_texts_217320.htm

12Brussels Summit Communique issued by NATO Heads of State and Government. 14 June, 2021 // https://www.nato.int/cps/en/natohq/news/185000/htm?selected/Locale=en

13NATO 2022 Strategic Concept adopted by NATO Heads of State and Government at the NATO Summit in Madrid. 29 June, 2022 // https://www..nato.int

14Vilnius Summit Communique…

15NATO - Cyber defence. 17 April, 2023 // https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics/78170htm?selected/Locale=en...?

16Vilnius Summit Communique…

17Grieco K., Manning R. The Chimera of Technological Superiority. Why a New Offset Strategy Will Not Succeed Stimson Center. Red Cell Project // Stimson.org/2023/red-cell…

18Романов В. Ученые предрекли «катастрофу на ядерном уровне» из-за ИИ. 2023. 14 апр. // www.gazeta.ru

19NATO Secretary General’s Annual Report 2023. P. 25.

20Speech by the Chairman of the NATO Military Committee admiral Bauer at the US Army War College. 6. 06. 2024 // nato.int/cps/en/natohq/opinions_226238.htm?selectedLocale=en

21NATO Strategic Concept 2022 // nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2022/6/pdf/290622-strategic-concept.pdf