Международный режим наркоконтроля переживает не самые простые времена. Легализация рядом государств наркотиков вопреки их обязательствам по конвенциям ООН, популистская интерпретация целей конвенций в пользу либерализации подходов как к наркопотреблению, так и незаконному наркообороту, политизация антинаркотического сотрудничества подрывают международные усилия в борьбе с глобальной наркоугрозой и доверие между государствами.
Основы действующего глобального режима наркоконтроля
Международная система наркоконтроля основана на трех имеющих практически универсальный характер конвенциях ООН: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года (154 участника1), Конвенция о психотропных веществах 1971 года (1842), Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. (1923).
Согласно конвенциям государства обязаны принимать меры по предупреждению злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами и ограничению их использования исключительно медицинскими и научными целями, по предотвращению утечек таких веществ в незаконный оборот, а также осуществлять международное сотрудничество и контроль для реализации этих принципов и целей.
В соответствии с Единой конвенцией 1961 года для мониторинга выполнения государствами их антинаркотических обязательств создан независимый, квазисудебный орган - Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН), в состав которого избираются 13 представителей в личном качестве от различных государств4.
В 1946 году резолюцией E/RES/1946/9(I)5 ЭКОСОС учредил Комиссию по наркотическим средствам (КНС), в первоначальный состав которой сразу вошел СССР. Наша страна неизменно избиралась в этот центральный директивный орган системы ООН по вопросам наркоконтроля.
Единая конвенция 1961 года наделила комиссию функциями обсуждения выполнения договорных обязательств, а также постановки под международный контроль или изменения мер контроля над наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами. Предложения по постановке под контроль могут вносить государства - члены КНС, Всемирная организация здравоохранения или МККН (для прекурсоров)6.
Стартом современному процессу сотрудничества в борьбе с мировой проблемой наркотиков послужила Специальная сессия Генассамблеи ООН 1998 года, по итогам который была принята Декларация о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики7. В 2009 году в рамках КНС были одобрены два новых руководящих документа: Политическая декларация и План действий по налаживанию международного сотрудничества в целях выработки комплексной и сбалансированной стратегии борьбы с мировой проблемой наркотиков8. Их главным вкладом стало четкое определение понятия «мировая проблема наркотиков», включающего «незаконное культивирование, производство, изготовление, сбыт, спрос, оборот и распределение наркотических средств и психотропных веществ, включая стимуляторы амфетаминового ряда и прекурсоры, а также связанную с этим преступную деятельность». Кроме того, закреплялись три базовых направления работы: сокращение спроса на наркотики, сокращение предложения наркотиков и международное сотрудничество, включая борьбу с отмыванием наркодоходов и взаимную правовую помощь.
В 2016 году по инициативе Гватемалы, Колумбии и Мексики Генассамблея ООН вне утвержденного КНС графика мероприятий провела Спецсессию по наркотикам, однако добиться ревизии ранее принятых обязательств этим странам не удалось. Заключительный документ спецсессии9 содержит перечень оперативных рекомендаций по пяти направлениям работы (к трем основным добавились вопросы доступности наркотиков в медицине и социально-экономические аспекты наркопроблемы). Среди общих вопросов отдельным блоком прописаны права человека. Принятые в КНС по итогам обзоров высокого уровня декларации 201910 и 2024 годов11 подтвердили все действующие политические обязательства и определили проблемные вопросы, по которым требуются дополнительные усилия государств. Очередной полноформатный обзор планируется в 2029 году.
Российские подходы к решению мировой проблемы наркотиков
Основным документом, на который опирается наша страна в борьбе с глобальной наркоугрозой, является утвержденная президентом в 2020 году Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года12.
В качестве внешних угроз в Стратегии-2030 обозначены легализация наркотиков в других странах и попытки дестабилизировать международно-правовую систему наркоконтроля.
Россия отводит важную роль профилактической работе с молодежью в дружественных странах, содействию формированию в обществе осознанного негативного отношения к незаконным наркотикам. Эта задача осуществляется через совместную с Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП) Молодежную антинаркотическую инициативу, в рамках которой с 2012 года в Вене при российском донорском содействии проводится Молодежный форум. Кроме того, запущенная УНП и Россией в 2021 году в Ташкенте региональная сеть молодежи поддерживает усилия по вовлечению подрастающего поколения в процесс принятия решений и построению свободной от наркотиков Центральной Азии. Такой подход совместно с центральноазиатскими партнерами удалось закрепить в единогласно принятой на 78-й сессии Генассамблеи ООН в июне 2024 года резолюции 78/28413.
Используем ежегодный добровольный взнос в УНП (2 млн долл. США), а также помощь по двусторонним каналам для оказания техсодействия соседним с Афганистаном странам (Центральная Азия, Иран, Пакистан), партнерам в Латинской Америке (обучение в образовательном центре МВД России в Никарагуа) с целью пресечения контрабанды наркотиков в Россию. Успешно сотрудничаем с АСЕАНАПОЛ в сфере подготовки правоохранительных кадров для государств Юго-Восточной Азии.
Обеспечение наркосодержащими медикаментами
Россия занимает активную позицию по вопросу обеспечения доступности наркосодержащих обезболивающих препаратов в медицинских целях. С 2014 года эта тематика находится на особом контроле Правительства Российской Федерации. В 2020 году была утверждена новая «Дорожная карта» по повышению качества и доступности паллиативной медицинской помощи до 2024 года14, в рамках выполнения которой устранены или минимизированы правовые и системные барьеры в бесплатном предоставлении нуждающимся пациентам сильнодействующих лекарств путем обучения медицинских работников, расширения номенклатуры обезболивающих препаратов, упрощения правил рецептурного отпуска, в том числе в сельских районах.
Активно делимся национальным опытом в этой области по линии совместного с Международным комитетом по контролю над наркотиками проекта «МККН-обучение». За счет российского финансирования организованы образовательные курсы по разъяснению порядка выполнения соответствующих положений профильных конвенций, включая тематику доступности наркотиков в медицине, для компетентных органов Армении, Азербайджана, Белоруссии и стран Центральной Азии в 2019 году в Москве15, для государств Латинской Америки и Карибского бассейна (Аргентина, Боливия, Венесуэла, Куба, Никарагуа, Уругвай и Чили) в Каракасе в 2023 году16, для африканских партнеров (Бурунди, Джибути, Кения, Сомали, Судан, Танзания, Уганда, Эритрея, Эфиопия, Южный Судан) в Найроби в январе 2025 года17.
В рамках КНС актуальность этой тематики существенно возросла благодаря активности ряда стран, включая Россию и африканские государства, которые добиваются предоставления доступных по цене и качеству препаратов, производимых западными фармацевтическими компаниями.
Государства-производители вопросы разумной ценовой политики при поставках наркосодержащих медикаментов в развивающиеся страны нарочито обходят стороной. Это свидетельствует о наличии серьезных коммерческих выгод и незаинтересованности в реальном изменении ситуации в странах Глобального Юга в плане обеспечения доступа пациентов к таким препаратам.
МККН в своих докладах на протяжении многих лет отмечает крайне неравномерное распределение наркосодержащих медикаментов в мировом масштабе: по состоянию на 2016 год 92% морфина потреблялось в государствах с 17% мирового населения - США, Канаде, странах Западной Европы, Австралии и Новой Зеландии18. Комитетом фиксируется еще одна тревожная тенденция, связанная с чрезмерным назначением таких сильнодействующих медикаментов и их злоупотреблением в западных странах, что и послужило причиной разразившегося в Северной Америке опиоидного кризиса.
Легализация как угроза целостности глобального режима наркоконтроля
Наглядным проявлением нарколиберальной парадигмы стал произошедший в ряде стран фундаментальный сдвиг в интерпретации целей и задач конвенций: под прикрытием тезиса о заботе о здоровье и благополучии населения (данный общий принцип заложен в преамбулах к конвенциям) наметилась тенденция к легализации применения наркотиков в так называемых рекреационных целях, то есть отнюдь не для использования в медицине и науке, а фактически для повсеместного индивидуального использования.
С точки зрения последствий легализации наркотиков показателен случай Канады. До прихода к власти лейбористов в 2015 году эта страна придерживалась консервативных взглядов к наркопроблеме, отстаивая необходимость решительных мер по борьбе с ней.
В октябре 2018 года кабинет Дж.Трюдо законодательно разрешил производство и потребление марихуаны в рекреационных целях. Этот радикальный и прямо противоречащий обязательствам Оттавы по трем профильным конвенциям ООН шаг, по словам канадских властей, был призван обеспечить здоровье и благополучие населения, а также общественную безопасность. По замыслу канадцев, доступность «менее вредного наркотика» могла предотвратить эксперименты со смертельно опасными синтетическими веществами.
Спустя семь лет весь мир наблюдает печальные последствия непродуманной наркополитики, основанной на игнорировании норм международного права, интересов канадского населения и здравого смысла. В Канаде с периода пандемии коронавируса бушует кризис злоупотребления синтетическими опиоидами, от которых, по данным Минздрава этой страны, с 2016 года погибло почти 50 тыс. граждан19. Рекордный рост числа смертей от передозировок опиоидами не остановил Оттаву от запуска 31 января 2022 года трехлетнего пилотного проекта по декриминализации тяжелых наркотиков в провинции Британская Колумбия.
Канадские власти неоднократно заверяли мировое сообщество, что во главу угла ставится здоровье населения, а не прибыль крупных компаний, а также в том, что производство рекреационной марихуаны будет рассчитано исключительно на удовлетворение внутреннего спроса. На деле же в сфере здравоохранения сложилась патовая ситуация. Согласно данным Всемирного доклада о наркотиках 2023 года, США и Канада вышли на первое место в мире по процентному соотношению потребителей каннабиса к общей численности населения, а также по количеству инъекционных наркозависимых.
Только за пять лет с момента легализации оборот легального рынка каннабиса вырос в четыре раза - с 1,2 млрд канадских долларов до 4,7 млрд канадских долларов20.
Не удалось сократить и теневой наркорынок. Канадские наркодилеры по-прежнему находят возможность для производства и сбыта незаконной марихуаны, причем не только внутри страны, но и на внешних рынках (согласно Всемирному докладу о наркотиках, страны Юго-Восточной Азии сообщили о том, что основная доля контрабанды каннабиса поступает к ним из США и Канады).
Несмотря на печальные последствия нарколиберальной политики Оттавы, вслед за ней по пути легализации каннабиса пошли и другие западные страны (Люксембург, Мальта, Нидерланды, ФРГ, Швейцария), частично или полностью легализовавшие применение этого наркотика.
Спорная концепция «снижения вреда» от наркотиков
Наряду с вопросами легализации непростая дискуссия на профильных международных площадках ведется вокруг неоднозначной концепции так называемого «сокращения вреда» от наркомании. Истоки этого подхода связаны с начавшейся в развитых странах в 1980-х годах эпидемией ВИЧ/СПИД, одной из причин стремительного распространения которой стало злоупотребление героином инъекционным путем, когда неизлечимая инфекция передавалась через многократное использование зараженных шприцев. Пионерами в продвижении таких подходов, как обмен игл и шприцев, раздача героиновым наркозависимым синтетических опиоидов (метадона и бупренорфина) и создание кабинетов для «безопасного» употребления наркотиков под наблюдением врача, стали власти Швейцарии, столкнувшиеся с беспрецедентным уровнем уличной инъекционной наркомании и принявшие решение пойти на эти далеко не однозначные меры для того, чтобы наркопотребители не представляли угрозу для общества.
Затем подходы «сокращения вреда» стали включаться в национальные стратегии стран ЕС и продвигаться западными неправительственными фондами в Азии и Африке. В 2009 году ВОЗ совместно с УНП и ЮНЭЙДС издает Техническое руководство по профилактике ВИЧ/СПИД среди инъекционных наркозависимых (пересмотрено и дополнено в 2012 г.)21, где рекомендует странам с высокой долей ВИЧ-инфицированных применять девять методик, включая ключевые элементы «сокращения вреда».
Несмотря на активную пропагандистскую деятельность ЮНЭЙДС и других организаций, данные методики применяются лишь в половине стран мира, а в ряде государств они законодательно запрещены22. К последним относится и Россия. Статья 31 Федерального закона о наркотических средствах и психотропных веществах №ФЗ-3 от 8 января 1998 года23 исключает возможность применения опиоидной заместительной терапии (ОЗТ) на основе метадона и бупренорфина, поскольку не допускает использования наркотиков для лечения наркозависимости.
Остальные методики «сокращения вреда» подпадают в нашей стране под действие статьи 230 Уголовного кодекса о наказуемых способах склонения к потреблению наркотиков. Исключение составляет лишь создание пунктов свободной (вне медицинских учреждений) раздачи стерильных игл и шприцев наркозависимым, если эти деяния осуществлялись по согласованию с органами исполнительной власти в сфере здравоохранения и органами внутренних дел. Для нас проблема усугубляется еще и тем, что применяемый в заместительной терапии метадон распространен на незаконном наркорынке (в том числе из-за утечек из программ ОЗТ в соседних западных странах) и является причиной половины смертельных случаев от передозировок24.
Хотя эффективность мер «сокращения вреда» для сдерживания роста наркопотребления не доказана, сторонники этой концепции активно навязывают ее всем странам в качестве чуть ли не панацеи от наркомании. В ход идут псевдоправозащитные аргументы: под предлогом борьбы со стигматизацией и дискриминацией наркозависимых со стороны государства и общества фактически продвигается идея о праве взрослого населения на потребление наркотиков. У представителей консервативного лагеря возникло справедливое опасение, что данную изначально узкомедицинскую концепцию стремятся недобросовестно использовать для оправдания легализации наркотиков и ослабления национальной наркополитики.
В этом подходе западным странам потворствуют женевские правозащитные структуры (Управление Верховного комиссара по правам человека, спецдокладчики о праве на здоровье, против пыток и др.). За последние несколько лет они выпустили целый ряд одиозных докладов с противоречащими антинаркотическим конвенциям призывами декриминализовать, а в некоторых случаях и легализовать отдельные виды наркотиков. В 2019 году ситуация дошла до обращения нескольких граждан против нашей страны в Европейский суд по правам человека за отказ от предоставления наркозависимым ОЗТ. Согласно постановлению суда по делу «Абдюшева против России и две другие жалобы»25, неприменение ОЗТ в России не приводит к нарушению прав человека и дискриминации граждан, страдающих зависимостью. Это решение стало серьезным аргументом в пользу оправданности российских подходов к лечению наркомании, поскольку суд не выявил каких-либо сравнительных преимуществ ОЗТ перед ними.
Политизация мировой проблемы наркотиков и поляризация подходов к ее решению
В целом крайне острая для многих стран наркопроблема становится предметом ожесточенной внутриполитической борьбы за поддержку электората.
В частности, в США с целью привлечения на свою сторону молодежи и избирателей из числа афро- и латиноамериканцев Демократическая партия традиционно делает ставку на послабления в антинаркотическом законодательстве, прежде всего касающиеся декриминализации использования и хранения незначительного количества наркотиков для личного потребления, а также замены уголовного наказания для незначительных правонарушений, связанных с наркотиками.
Из 25 штатов, официально легализовавших рекреационное употребление марихуаны, подавляющее большинство (18) на недавних выборах поддержали кандидата от демократов К.Харрис26. При администрации Дж.Байдена в 2021 году в нижней и в 2022 году в верхней палатах парламента инициировалось рассмотрение законопроектов в отношении легализации марихуаны на федеральном уровне27, предполагающих три важных изменения: исключение каннабиса из списка I Федерального закона о контролируемых веществах 1970 года, введение акцизного налога на марихуану с целью поддержки сообществ, пострадавших от борьбы с наркотиками, прежде всего «цветного» населения, и отмена федеральных обвинительных приговоров, связанных с незаконным оборотом марихуаны.
Ввиду неоднозначности хода рассмотрения законопроектов в октябре 2022 года Дж.Байден распорядился освободить граждан, отбывающих наказание за хранение марихуаны. Продвижение демократами легальной торговли марихуаной отвечает интересам крупных табачных и алкогольных компаний и инвестиционных банков, которые уже подключились к многомиллиардной каннабисной индустрии.
В период администрации Дж.Байдена была создана Глобальная коалиция государств по борьбе с угрозой синтетических наркотиков, которая объединила 163 страны28. Россия в нее приглашена не была, а Китай не присоединился к ней ввиду несправедливых нападок США в связи с бушующим в Северной Америке фентаниловым кризисом, который якобы невозможно преодолеть из-за незаконных поставок китайских прекурсоров.
Приход к власти в Белом доме республиканца Д.Трампа, опирающегося на консервативный электорат, вполне может изменить или, по крайней мере, сдержать охватившие США нарколиберальные тенденции. Назначенный Д.Трампом на пост министра здравоохранения Р.Ф.Кеннеди-мл. еще до официальной инаугурации нового американского президента обозначил в посте в социальной сети «X», что для преодоления опиоидного кризиса необходимы здравомыслящие решения, а не «сокращение вреда»29.
Новые тенденции в антинаркотической сфере наметились и в Латинской Америке после победы в ряде стран региона левопрогрессистов. Колумбия, Мексика и Боливия стремятся взять на себя лидерство в объединении континента вокруг тезиса о необходимости пересмотра «карательной и репрессивной» глобальной системы наркоконтроля. Глубинные причины кризисной наркоситуации в своих странах они связывают с неоколониальным поведением северного соседа, который не может справиться с масштабным спросом своего населения на незаконно производимые в Латинской Америке кокаин и синтетические опиоиды, попустительствует растущему насилию между наркогруппировками путем нелегальных поставок им американского оружия, а также поощряет непродуманную социально-экономическую политику в регионе, ведущую к обнищанию населения и созданию питательной среды для криминальной деятельности.
Наибольшую активность проявляет Президент Колумбии Г.Петро, правительство которого утверждает, что традиционная (основанная на трех конвенциях) парадигма борьбы с наркоугрозой не работает, а запреты лишь приводят к укреплению наркомафии, переправляющей полученную прибыль на север и оставляющей Глобальному Югу только насилие и разруху. Аргументы Колумбии следующие: война с наркотиками проиграна, антинаркотические конвенции ООН устарели, действующий глобальный режим наркоконтроля требует полной ревизии, чтобы лучше охватить смежные по отношению к борьбе с наркотиками сферы обеспечения прав человека, социально-экономического развития и экологии. Поэтому колумбийцы, хотя и «со скрипом», смогли убедить другие развивающиеся государства создать под эгидой КНС, но с широким участием Генсекретаря и международных структур группу независимых экспертов-«мудрецов» для выработки рекомендаций о том, как дальше решать мировую проблему наркотиков. Соответствующий мандат закреплен в принятой 14 марта этого года на 68-й сессии комиссии резолюции 68/6.
Одновременно Боливия развернула активную деятельность в ВОЗ и КНС с целью исключения листа кока из запретительного списка Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года. Спустя десять лет после вступления в силу в 2013 году оговорки к Единой конвенции, которая разрешила Ла-Пасу культивацию листа кока для традиционных целей жевания коренными народами, Боливия в 2023 году обратилась в ВОЗ с просьбой провести критический обзор этого растения на предмет целесообразности нынешнего жесткого международного контроля над ним с учетом его полезных свойств в условиях высокогорья и использования в натуральном виде в законных фармацевтических и иных целях, отличных от производства наркотических средств. В 2024 году заявку Боливии поддержала Колумбия. Свое заключение по данному вопросу ВОЗ планирует вынести во второй половине 2025 года, но уже сейчас ЕС и США не скрывают беспокойства по этому сюжету, опасаясь кратного увеличения контрабанды кокаина в Северную Америку и Европу.
К этому же лагерю примыкают Гватемала, Мексика, Уругвай и некоторые другие симпатизирующие Колумбии латиноамериканцы. Данные страны фактически расписались в своем бессилии перед лицом наркоугрозы, а построение общества, свободного от злоупотребления наркотиков, признали утопией и сфокусировались на минимизации рисков от наркопроблемы вместо решительного противодействия ей.
Несмотря на отсутствие каких-либо реальных подвижек в борьбе с наркотиками в большинстве из этих государств и даже деградацию наркоситуации в них, они напористо навязывают свои либеральные подходы всему миру, в частности требуют смягчения наказаний вплоть до отмены смертной казни за наркопреступления (согласно трем профильным конвенциям ООН определение соответствующих мер является национальной прерогативой). На стороне этой группы стран выступают расположенные в Женеве правозащитные структуры, а также влиятельные нарколиберальные НПО (Глобальная комиссия по наркополитике, Международный консорциум по наркополитике), лоббирующие интересы крупных фармкомпаний, заинтересованных в снятии запрета с наркотиков.
Другую «школу мысли» представляют приверженцы действующего глобального режима наркоконтроля (наряду с Россией его «костяк» составляют Египет, Иран, Китай, Пакистан, Сингапур при поддержке большинства государств Африки, Ближнего Востока, Центральной, Западной и Юго-Восточной Азии, а также некоторых латиноамериканских стран). «Наркоконсерваторы» выступают за неукоснительное соблюдение государствами трех профильных конвенций и политических обязательств в антинаркотической сфере, продвигают комплексный подход к решению наркопроблемы с должным вниманием к правоохранительному сотрудничеству и вопросам сокращения спроса на наркотики, придерживаются принципов «нулевой терпимости» к наркотикам и недопустимости их легализации в немедицинских целях как грубого нарушения конвенций. В отличие от нарколиберального «лагеря», эти страны убеждены, что при наличии политической воли и последовательных усилий всех государств удастся добиться реального прогресса в решении наркопроблемы. Для этого важно сфокусироваться на борьбе с ее первопричинами, а не на преодолении последствий, предотвращении вреда вместо его сокращения.
Наркотические угрозы, с которыми сталкивается Россия, требуют не только тесного правоохранительного взаимодействия с соседними странами для пресечения маршрутов контрабанды наркотиков, но и комплексного укрепления международного сотрудничества на основе общего понимания целей и задач и добросовестного выполнения международно-правовых обязательств. Это особенно актуально в условиях растущего незаконного производства опасных синтетических веществ, не требующего больших затрат, не привязанного
к культивации наркотического сырья и поэтому находящегося в непосредственной близости от мест сбыта и потребления в крупных городах.
Ввиду глобального характера этого нового вызова нам важно продолжить уделять приоритетное внимание координации с единомышленниками из стран Глобального Юга, искать пути взаимовыгодной совместной работы с либерально настроенными государствами Латинской Америки, противодействовать попыткам ослабления действующего международного режима наркоконтроля и оказывать необходимое техническое содействие по повышению антинаркотического потенциала через профильные международные организации. В конечном итоге внешнеполитические меры призваны подкреплять усилия компетентных ведомств по защите территории и населения нашей страны от незаконных наркотиков и построению здорового общества.
1https://treaties.un.org/pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=VI-15&chapter=6 (сайт договоров ООН).
2https://treaties.un.org/pages/viewdetails.aspx?src=treaty&mtdsg_no=vi-16&chapter=6 (сайт договоров ООН).
3https://treaties.un.org/pages/viewdetails.aspx?src=treaty&mtdsg_no=vi-19&chapter=6&clang=_en (сайт договоров ООН).
4https://www.incb.org (официальный сайт МККН).
5https://documents.un.org/doc/resolution/gen/nr0/041/51/img/nr004151.pdf (сайт Управления ООН по наркотикам и преступности).
6https://www.unodc.org/documents/commissions/CND/Scheduling_Resource_Material/19-11955_Drug_Conventions_eBook.pdf (сайт Управления ООН по наркотикам и преступности).
7https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/drugred.shtml (сайт ООН).
8https://www.unodc.org/documents/commissions/CND/CND_Sessions/CND_52/Political-Declaration2009_V0984965_R.pdf (сайт Управления ООН по наркотикам и преступности).
9https://www.unodc.org/documents/postungass2016/outcome/V1603303-R.pdf (сайт Управления ООН по наркотикам и преступности).
10https://www.unodc.org/documents/hlr/19-06701_R_ebook.pdf (сайт Управления ООН по наркотикам и преступности).
11https://www.unodc.org/documents/commissions/CND/2024_high-level_declaration/2414246E-Declaration-2024-eBook.pdf (сайт Управления ООН по наркотикам и преступности).
12http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/ZAgYxcqq1IKueTyaLIjTATA23PraYrDr.pdf (сайт Президента России).
13https://documents.un.org/doc/undoc/gen/n24/162/94/pdf/n2416294.pdf (сайт документации ООН).
14http://static.government.ru/media/files/E6NYAsjmdVYjU7ZKQnAbleEVE8jdEjMr.pdf (сайт Правительства России).
15https://unis.unvienna.org/unis/en/pressrels/2019/unisnar1394.html
16https://www.incb.org/incb/en/news/news_2023/incb-learning-holds-training-for-drug-regulatory-authorities-in-latin-america.html
17https://www.incb.org/incb/en/news/news_2025/INCB_Learning_concludes_regional_technical_seminar_and_workshop_aimed_at_improving_the_availability_of_controlled_substances_for_medical_and_scientific_purposes.html
18https://www.incb.org/documents/Publications/AnnualReports/AR2015/Russian/Supplement-AR15_availability_Russian.pdf (сайт Международного комитета по контролю над наркотиками).
19https://health-infobase.canada.ca/substance-related-harms/opioids-stimulants/
20https://www150.statcan.gc.ca/n1/pub/11-627-m/11-627-m2024012-eng.htm
21WHO-UNODC-UNAIDS Technical Guide for countries to set targets for universal access to HIV prevention, treatment and care for injecting drug users // https://www.who.int/publications/i/item/978924150437
22Ежегодно финансируемая Фондом Сороса неправительственная организация «Harm Reduction International» выпускает доклад «Состояние сокращения вреда в мире» (Global State of Harm Reduction), в котором приводит статистику по применению различных элементов этой концепции. Последний доклад можно посмотреть по ссылке https://hri.global/flagship-research/the-global-state-of-harm-reduction/the-global-state-of-harm-reduction-2024/
23www.kremlin.ru/acts/bank/11860 (сайт Президента России).
24https://research-journal.org/en/archive/12-138-2023-december/10.23670/IRJ.2023.138.7
25Пресс-релиз Постановления Европейского суда по правам человека по делу «Абдюшева против России и две другие жалобы» можно посмотреть по ссылке https://hudoc.echr.coe.int/eng-press#{%22itemid%22:[%22003-6572835-8702708%22]}
26Из списка штатов, на настоящий момент легализовавших марихуану, четыре поддерживают республиканцев (Аляска, Монтана, Миссури и Огайо), три - т. н. «колеблющиеся» штаты (Аризона, Мичиган и Невада).
27«Marijuana Opportunity Reinvestment and Expungement Act of 2021 - MORE Act of 2021» и «Cannabis Administration and Opportunity Act».
28https://www.globalcoalition.us/participating-countries (сайт Глобальной коалиции государств по борьбе с угрозой синтетических наркотиков).
29https://x.com/RobertKennedyJr/status/1846688781899882521?lang=en (пост от 17 октября 2024 г.).
Источники и литература
- http://kremlin.ru (сайт Президента России).
- http://government.ru (сайт Правительства России).
- https://treaties.un.org (сайт договоров и документации ООН).
- https://documents.un.org (сайт документации ООН).
- https://www.unodc.org (сайт Управления ООН по наркотикам и преступности).
- https://www.incb.org (сайт Международного комитета по контролю над наркотиками).
- https://unis.unvienna.org (сайт Информационной службы ООН).
- https://www.who.int (сайт Всемирной организации здравоохранения).
- https://echr.coe.int (сайт Европейского суда по правам человека).
- https://www.globalcoalition.us (сайт Глобальной коалиции государств по борьбе с угрозой синтетических наркотиков).
- https://www.canada.ca (сайт Правительства Канады).
- https://statcan.gc.ca (сайт Статистического ведомства Канады).
- https://health-infobase.canada.ca (сайт Минздрава Канады).
- https://research-journal.org (сайт «Международного научно-исследовательского журнала»).
- https://hri.global (сайт НПО «Международная организация снижения вреда»).