Принятие в июле 2022 года первого ежегодного промежуточного доклада Рабочей группы открытого состава по вопросам безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий и самих информационно-коммуникационных технологий 2021-2025 годов (далее - РГОС, Группа), а также состоявшиеся в декабре того же года неформальные консультации сопровождались дискуссиями, обозначившими достаточно острые противоречия в позициях государств по ключевым вопросам мандата Группы.

Но даже в таких непростых условиях российская сторона надеялась на сохранение на площадке РГОС конструктивного, деполитизированного, ориентированного на конкретный практический результат диалога.

С этими надеждами Россия входила в 2023 год - год 25-летия первой резолюции A/RES/53/70 «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности»1, принятой 4 декабря 1998 года на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе нашей страны. Эта резолюция ознаменовала на площадке Организации Объединенных Наций новую эру проблематики международной информационной безопасности.

Вместе с тем поляризация подходов государств - участников РГОС к решению наиболее острых вопросов, относящихся к компетенции Группы, дальнейшее углубление противоречий в оценке будущего регулярного диалога на площадке ООН и облика системы обеспечения международной информационной безопасности настраивали на сложный переговорный процесс.

Первой проверкой стала четвертая основная сессия РГОС, состоявшаяся с 6 по 10 марта 2023 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. К сожалению, большинство членов российской делегации из-за проблем, связанных с невыдачей американскими властями въездных виз, вновь не смогли принять участие в заседаниях Группы. Однако это обстоятельство не отразилось на действиях делегации России, представившей аргументированную позицию по всем вынесенным на обсуждение вопросам.

Обозначив собственные подходы к оценке угроз безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и самих ИКТ и дав им развернутую характеристику, российская сторона в очередной раз заявила о необходимости в интересах  противодействия этим угрозам вести дело к формированию глобальной системы информационной безопасности под эгидой ООН. При этом «такая система должна выстраиваться на основе соблюдения принципа равной безопасности сторон и мирного урегулирования межгосударственных споров, возникающих вследствие использования ИКТ»2.

В рамках дискуссии о правилах, нормах и принципах ответственного поведения государств российская делегация отметила, что существующих добровольных и необязательных правил поведения недостаточно для эффективного регулирования сферы использования ИКТ. Решение этой проблемы возможно только путем формирования международно-правового режима регулирования информационного пространства посредством разработки под эгидой ООН юридически обязательного многостороннего международного договора.

Такой документ, как отметил представитель делегации России, должен обеспечивать решение задачи предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов, способствовать исключительно мирному использованию ИКТ и создавать основу для сотрудничества государств в данных целях.

В русле этих подходов российская делегация обратилась к председателю РГОС с просьбой распространить концепцию конвенции ООН об обеспечении международной информационной безопасности - инициативы, ставшей закономерным итогом многолетней дискуссии по формированию нормативно-правового режима в области обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ.

Как было отмечено, при подготовке документа учитывались  рекомендации ежегодных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», а также принятые консенсусом доклады РГОС 2021 года и групп правительственных экспертов (далее - ГПЭ) 2010, 2013, 2015 и 2021 годов. Представив концепцию в качестве основы для дальнейшей работы по подготовке проекта будущей конвенции, Россия призвала всех к обсуждению данной инициативы и внесению конструктивных предложений и замечаний.

Российская сторона исходила из того, что проект конвенции должен быть разработан под эгидой ООН с учетом мнений всех государств-членов в рамках переговорного формата, который необходимо создать для этих целей. По замыслу авторов инициативы, будущий договор должен предусматривать механизмы контроля для выполнения положений конвенции, внесения в нее изменений и принятия дополнений, обмена мнениями по реализации, а также урегулирования и мирного разрешения споров3.

В ходе дискуссии по вопросу, как международное право применяется к использованию ИКТ государствами, делегация России подчеркнула  необходимость адаптации и постепенного развития международного права с учетом специфики этих технологий. Главным направлением должно стать формирование справедливого международно-правового режима регулирования информационного пространства путем принятия упомянутой Конвенции ООН об обеспечении международной информационной безопасности4.

При обсуждении мер укрепления доверия российская сторона обозначила приоритетный характер согласования основных параметров глобального межправительственного реестра контактных пунктов в сфере международной информационной безопасности. Также в качестве других возможных мер были предложены обмен информацией о национальной организационной структуре, стратегиях, законодательстве, политике и программах в области обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ; проведение с участием дипломатических и технических контактных пунктов консультаций для снижения вероятности ошибочного восприятия и возможного возникновения политической или военной напряженности; создание специализированного информационного ресурса ООН в интересах укрепления диалога, обмена передовым опытом, повышения осведомленности и наращивания потенциала государств-членов в рассматриваемой области.

Предложив участникам сессии согласовать базовые универсальные принципы мер укрепления доверия, представитель российской делегации заострил внимание на том, что принятие таких мер не должно наносить ущерба безопасности государств-участников и третьих стран; предоставлять какому-либо государству либо группе государств преимущества в военной, разведывательной, политической, экономической или иных сферах; использоваться в качестве инструмента вмешательства во внутренние дела государств, а также для необъективной политической оценки действий и намерений государств в информационной сфере с последующим принятием различного рода ограничительных мер.

Однако наиболее важным стало указание участников заседания на необходимость искоренения практики голословного, бездоказательного вменения ответственности государствам за вредоносную деятельность в сфере ИКТ и недопустимость использования мер доверия для обоснования политической атрибуции компьютерных атак, а также на закрепление механизмов профильного межгосударственного сотрудничества в универсальных юридически обязывающих договоренностях5.

Вновь в центре внимания РГОС оказалась дискуссия о будущем регулярном институциональном диалоге, в ходе которой российская сторона подтвердила центральную роль Группы как действующего под эгидой ООН механизма поддержания межгосударственного диалога по вопросам международной информационной безопасности. Также было представлено российское видение будущего диалога (органа), основанного на следующих базовых принципах:

а) ведущая роль ООН в содействии диалогу по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ государствами;

б) соответствие принципам Устава ООН (суверенное равенство государств, неприменение силы и угрозы силой, мирное разрешение международных споров);

в) принятие решений консенсусом исключительно государствами;

г) нецелесообразность дублирования международных усилий, направленных на обеспечение безопасности в сфере использования ИКТ, в рамках нескольких переговорных площадок;

д) преемственность в отношении наработок и рекомендаций предыдущих профильных групп правительственных экспертов и РГОС.

При этом будущий профильный орган, по мнению российской делегации, мог быть наделен следующими полномочиями:

- практическая реализация выработанных РГОС правил, норм и принципов ответственного поведения государств путем подготовки проекта юридически обязывающего документа об обеспечении международной информационной безопасности;

- реализация мер укрепления доверия путем выработки механизмов практического сотрудничества государств;

- формирование механизмов оказания содействия государствам в повышении возможностей защиты их национальных информационных ресурсов с учетом конкретных потребностей.

Для обеспечения функционирования такого органа предлагалось  создать механизм оперативной формализации решений по мере их согласования (в форме отдельных докладов без привязки к конкретным срокам их утверждения). В этих целях предлагалось поддерживать постоянный информационный обмен между государствами через соответствующий электронный портал. Также было обращено внимание на необходимость взаимодействия нового органа с региональными организациями и объединениями, а также с негосударственными субъектами, участие которых в официальных мероприятиях в статусе наблюдателей допускалось только при наличии  аккредитации (согласования государствами)6.

Таким образом, Россия инициативно предложила не только рамки будущего переговорного механизма на площадке ООН, но и обозначила его ключевые задачи и основные механизмы функционирования.

Однако главным событием четвертой сессии стало представление российской делегацией обновленной концепции конвенции ООН об обеспечении международной информационной безопасности. Цель принятия документа - содействие формированию системы обеспечения международной информационной безопасности на основе равноправного сотрудничества между государствами в области обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ. Приоритетными задачами конвенции должны были стать:

  1. Предотвращение и урегулирование межгосударственных конфликтов в глобальном информационном пространстве, создающих или усугубляющих угрозу международному миру и безопасности, а также способных нарушить мир или спровоцировать акты агрессии.
  2. Укрепление доверия и развитие сотрудничества государств - членов ООН в сфере международной информационной безопасности для преодоления напряженности, возникшей в результате злонамеренного использования ИКТ.
  3. Содействие наращиванию потенциала государств в области обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ.

При разработке будущей конвенции предполагалось исходить из согласованного ранее в рамках РГОС и ГПЭ перечня угроз международной информационной безопасности, которому был посвящен соответствующий раздел концепции. Каждый последующий ее раздел содержал принципы и предложения, которые, по замыслу разработчиков, могли стать основой положений конвенции, регулирующих деятельность государств и определяющих их права и обязанности в части реализации упомянутых задач.

Российская инициатива вполне ожидаемо встретила неприятие стран Запада, настойчиво отстаивавших тезис о достаточности для регулирования деятельности государств по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ необязательных правил, норм и принципов ответственного поведения и отвергающих саму идею разработки юридически обязательного международно-правового акта.

Однако такая реакция оппонентов ни в коей мере не стала препятствием для дальнейшей работы на этом направлении, поскольку число сторонников подходов России к формированию системы обеспечения международной информационной безопасности и созданию в этих целях необходимых правовых основ неуклонно росло.

Примечательно, что 15 мая 2023 года концепция была внесена постоянными представителями Белоруссии, КНДР, Никарагуа, России и Сирии при ООН в качестве официального документа 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН A/77/8947, что подтверждало ее статус уже на качественно новом уровне.

Следующим знаковым этапом на пути к 25-летию со дня принятия  по инициативе России резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» стала пятая основная сессия РГОС, состоявшаяся 24-28 июля 2023 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

Делегация российских экспертов, состав которой вновь был ограничен ввиду очередной невыдачи американскими властями виз главе делегации и ряду ее членов, сразу подтвердила нацеленность на достижение практического результата, отвечающего национальным интересам в рассматриваемой области, и готовность решительно отстаивать собственные подходы.

Российское видение содержания работы РГОС было представлено директором Департамента международной информационной безопасности МИД России А.Р.Люкмановым (ввиду невыдачи визы не смог возглавить делегацию), текст выступления которого был оглашен на первом заседании Группы. Российский дипломат подтвердил, что «основные усилия следует направить на разработку универсального юридически обязывающего инструмента в сфере ИКТ», прообраз которого был представлен в марте 2023 года на четвертой сессии РГОС.

При этом внимание участников заседания акцентировали на том, что «ряд государств как огня боится выработки обязательного для всех договора в области международной информационной безопасности, отстаивая исключительно добровольный характер правил, норм и принципов ответственного поведения государств. Их расчет на то, чтобы с опорой на эти необязательные нормы взять на себя роль арбитров и в лучших традициях оруэлловских министерств правды и мира назначать виновных в противоправном использовании ИКТ по принципу «highly likely» (очень вероятно). Притом что именно эти мнимые поборники порядка активно занимаются милитаризацией цифровой сферы, применяют ИКТ в наступательных целях»8.

Как отметил А.Р.Люкманов, «на этом фоне очевидны истинные замыслы авторов Программы действий по поощрению ответственного поведения в сфере ИКТ (далее - Программа действий), а именно - под предлогом имплементации норм создать трибунал для преследования «неугодных» государств. Неслучайно с момента появления идеи о Программе действий не было представлено никаких практических предложений по ее наполнению, в том числе по вопросам наращивания потенциала и параметрам функционирования. Очевидно и то, что инициатива продвигается в пику РГОС, в обход предпочтений большинства государств - членов ООН относительно универсального переговорного формата по вопросам международной информационной безопасности»9.

Безусловно, такие оценки пришлись не по вкусу российским оппонентам, которые попытались отвлечь участников заседания от конструктивных предложений России, фактически сорвать работу РГОС путем очередных необоснованных антироссийских выпадов.

Ответив на такое поведение оппонентов призывом придерживаться профессионального и конструктивного подхода в интересах успешной и эффективной работы Группы, российская делегация сохранила критический, но одновременно конструктивный подход в ходе дискуссий по основным разделам проекта доклада Группы.

Так, при обсуждении раздела о существующих и потенциальных угрозах было указано, что в тексте документа не нашли отражения многие из ранее высказанных Россией актуальных угроз, в числе которых:

- использование информационных ресурсов, находящихся под юрисдикцией другого государства, без согласования с его компетентными органами;

- выдвижение государствам необоснованных обвинений в организации и совершении противоправных деяний с использованием ИКТ, включая компьютерные атаки;

- необоснованное и намеренное встраивание разработчиками ИКТ недекларируемых возможностей, а также сокрытие производителями этих технологий информации об уязвимостях в их продуктах, используемых   для ведения негласной разведки и слежки за пользователями по всему миру;

- монополизация отдельными государствами и/или при их содействии частными компаниями рынка ИКТ путем ограничения доступа других государств к передовым ИКТ и усиления их технологической зависимости от доминирующих в сфере информатизации государств, увеличения цифрового неравенства;

- использование ИКТ в качестве меры принуждения, в том числе посредством ограничения доступа развивающихся государств к этим технологиям.

Также представитель российской делегации отметил необходимость дополнения данного раздела проекта доклада предложениями других государств. В качестве примеров приводились угрозы, связанные с манипулированием информационными потоками и распространением  ненавистнической риторики, размещением в свободном доступе инструментов проведения компьютерных атак, введением незаконных ограничительных мер против отдельных государств и их СМИ, а также с  проведением дискриминационной политики в отношении частных компаний10.

Подобная реакция российских экспертов была и в отношении раздела доклада о правилах, нормах и принципах ответственного поведения государств, в котором, по их мнению, наблюдался неоправданный перекос в пользу выполнения существующего перечня добровольных и необязательных правил поведения. Более того, государствам навязывались различные, не согласованные под эгидой ООН формы отчетности о соблюдении этих правил.

Россия вновь указала на необходимость согласования всеобъемлющего универсального перечня правил, норм и принципов ответственного поведения и придания им юридически обязывающего характера. Было предложено дополнить раздел положениями об обоснованности выдвигаемых против государств обвинений в совершении противоправных деяний с использованием ИКТ, а также указать, что меры реагирования на компьютерные инциденты не должны быть политически мотивированными11.

Последовательность позиции делегации России прослеживалась и при обсуждении раздела о применимости международного права к использованию ИКТ государствами. Российские эксперты подчеркнули важность дополнения текста документа подпунктом о внесении концепции конвенции ООН об обеспечении международной информационной безопасности и ее последующем обсуждении наравне с другими предложениями по тематике международного права12.

Не менее острые дебаты развернулись в рамках дискуссии о регулярном институциональном диалоге. Российская делегация заявила о нецелесообразности дублирования усилий по обеспечению информационной безопасности в рамках нескольких структур и отметила, что РГОС должна оставаться единым профильным переговорным механизмом под эгидой ООН до завершения ее мандата. По мнению российских экспертов, решение о будущем формате регулярного институционального диалога - путем продолжения деятельности Группы в нынешнем виде или ее трансформации в постоянно действующий механизм - могло и должно было быть выработано на основе консенсуса в рамках действующей РГОС.

Россия поддержала совместное заявление делегаций Бразилии, Индии и ЮАР, а также выступления Вьетнама, Кубы и Пакистана «о недопустимости переноса обмена мнениями по данному вопросу на другие, параллельные площадки, а также навязывания странам готовых решений, выгодных узкой группе государств»13. Справедливой критике было подвергнуто положение проекта доклада о Программе действий, необоснованно выдвинутой на первый план, поданной как решенное дело, несмотря на то что эту идею разделяли не все государства, рассматривающие ее лишь как одно из предложений по организации будущего регулярного институционального диалога.

Также внимание председателя РГОС было обращено на предложенное Россией на четвертой сессии Группы видение параметров такого диалога, оставшееся «вне поля зрения». Суть российских предложений сводилась к необходимости фокусирования усилий будущего органа на выполнении рекомендаций РГОС и возможности разработки в его рамках проекта юридически обязывающего инструмента в области обеспечения  безопасности в сфере использования ИКТ.

Понимая, что инициативы России встретят активное  противодействие со стороны ее оппонентов и стремление продвигать собственные подходы, отвечающие интересам узкого круга стран, российская делегация подчеркнула исключительно важную, ключевую  роль принципа консенсуса при принятии решения о формате будущего  профильного переговорного механизма в ООН.

На заключительном этапе обсуждения проекта доклада Белоруссия, Бурунди, Венесуэла, Иран, Китай, КНДР, Куба, Никарагуа, Россия, Сирия и Судан выступили 27 июля 2023 года с совместным заявлением в отношении подготовки итоговой редакции текста документа. В заявлении указывалось, что проект доклада «по-прежнему в значительной степени посвящен внедрению правил, норм и принципов ответственного поведения государств при использовании ИКТ и игнорирует приоритетную задачу по дальнейшему развитию этих норм»14. Отмечалось отсутствие упоминания об инициативе по разработке юридически обязательного документа, о концепции конвенции ООН об обеспечении международной информационной безопасности, представленной в качестве официального документа 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Также подтверждалось твердое желание России и ее партнеров подготовить по-настоящему сбалансированный доклад с учетом их ключевых интересов.

В этот же день российская делегация обозначила собственную позицию в отношении текста проекта итогового документа, с сожалением констатировав, что «ключевые озабоченности… изложенные в совместном заявлении группы единомышленников 27 июля, учтены не были. Проект доклада по-прежнему содержит серьезный перекос в пользу имплементации правил, норм и принципов ответственного поведения государств в ущерб не менее приоритетной для РГОС задачи выработки новых норм»15.

В выступлении представителя делегации России было отмечено, что попытки переписать, исказить мандат, «размыть» его ключевые вопросы в угоду интересам узкой группы государств для нашей страны категорически неприемлемы, и вынесенный на рассмотрение итоговый проект доклада не может стать основой для консенсуса.

Такая достаточно жесткая позиция принесла желаемый результат.  Доработанный текст доклада, поддержанный всеми государствами, в целом отвечал российским подходам. Вместе с тем на заключительном заседании 28 июля 2023 года на закрытии пятой сессии российская  делегация выразила обеспокоенность избирательным подходом ряда стран к трактовке мандата РГОС, перекосом в сторону выполнения добровольных правил, норм и принципов ответственного поведения в ущерб разработке новых. Была подчеркнута готовность России решительно отстаивать строгое соблюдение мандата Группы и не допустить подчинения ее работы интересам отдельных государств16.

Принципиально важным для нашей страны стало включение в текст документа пункта 32 о возможности разработки в будущем, при необходимости, дополнительных имеющих обязательную силу обязательств. В связи с этим в докладе указывалось на необходимость рассмотрения вопроса о том, существуют ли какие-либо пробелы в вопросах применения действующего международного права к использованию ИКТ, а также  дальнейшего изучения вопроса о разработке дополнительных юридически обязывающих обязательств.

В русле российских предложений в пункте 53 доклада отмечалось выдвижение предложений по определению общих элементов, которые могли лечь в основу разработки любого будущего механизма регулярного институционального диалога по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ17.

Согласно изложенным в докладе рекомендациям РГОС, государства в принципе одобрили общие элементы будущего механизма регулярного институционального диалога:

- во-первых, это одновекторный, возглавляемый государствами постоянный механизм под эгидой ООН, подотчетный Первому комитету Генеральной Ассамблеи ООН;

- во-вторых, целью его будет дальнейшее содействие созданию открытой, безопасной, стабильной, доступной и мирной ИКТ-среды;

- в-третьих, в основу его работы будут положены консенсусные договоренности о рамках ответственного поведения государств в области использования ИКТ, содержащиеся в предыдущих докладах РГОС и ГПЭ;

- в-четвертых, это будет открытый, инклюзивный, транспарентный, устойчивый и гибкий процесс, способный развиваться в соответствии с потребностями государств, а также с учетом изменений ИКТ-среды.

При этом государства признали важность принципа консенсуса как в отношении учреждения самого будущего механизма, так и в отношении процессов принятия решений в рамках этого механизма.

Следует отметить, что в целом, несмотря на существенные различия в подходах разных стран к рассматриваемой в рамках пятой сессии проблематики, делегатам удалось сблизить позиции и принять итоговый доклад. Как отметила австралийская делегация, этот доклад является свидетельством настойчивости председателя, важности, которую все правительства придают этому вопросу, и совместной приверженности каждой делегации сохранению динамики в наших дискуссиях.

Итоги четвертой и пятой сессий РГОС, состоявшихся в 2023 году в преддверии 25-летия принятия 5 декабря 1998 года по инициативе России первой профильной резолюции A/RES/53/70 «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», свидетельствовали о дальнейшем продолжении в рамках Группы напряженных дискуссий и бескомпромиссном отстаивании национальных подходов к формированию системы обеспечения международной информационной безопасности.

25-летняя история российской инициативы в ООН продолжается…

 

 

1Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» A/RES/53/70 от 4 декабря 1998 г. // URL:// https://digitallibrary. un.org/record/265311?ln=ru&v=pdf

2Выступление российской делегации на четвертой основной сессии РГОС (обсуждение существующих и потенциальных угроз). Нью-Йорк, 6 марта 2023 г. // URL:// https://docs-library.unoda.org/Open-Ended_Working_ Group_on_Information_and_Communication_Technologies_-_(2021)/RUS_ Russian_statement_Threats.pdf

3Выступление российской делегации на четвертой основной сессии РГОС (обсуждение правил, норм и принципов ответственного поведения государств). Нью-Йорк, 7 марта 2023 г. // URL:// https://docs-library.unoda. org/Open-Ended_Working_Group_on_Information_and_Communication_ Technologies_-_(2021)/RUS_Russian_statement_Rules_norms_and_ principles. pdf

4Выступление российской делегации на четвертой основной сессии РГОС (обсуждение применимости международного права к использованию ИКТ государствами). Нью-Йорк, 7 марта 2023 г. // URL:// https://docs-library.unoda.org/Open-Ended_Working_Group_on_Information_ and_Communication_ Technologies_-_(2021)/RUS_Russian_statement_How_ international_law_applies.pdf

5Выступление российской делегации на четвертой основной сессии РГОС (обсуждение мер укрепления доверия). Нью-Йорк, 8 марта 2023 г. // URL://https://docs-library.unoda.org/Open-Ended_Working_Group_on_ Information_and_Communication_Technologies_-_(2021)/RUS_Russian_ statement_CBMs.pdf

6Выступление российской делегации на четвертой основной сессии РГОС (обсуждение регулярного институционального диалога). Нью-Йорк, 10 марта 2023 г. // URL:// https://docs-library.unoda.org/Open-Ended_ Working_Group_on_Information_and_Communication_Technologies_-_(2021) /RUS_Russian_statement_Regular_institutional_dialogue.pdf

7Обновленная концепция конвенции Организации Объединенных Наций об обеспечении международной информационной безопасности / Приложение к письму постоянных представителей Беларуси, Корейской Народно-Демократической Республики, Никарагуа, Российской Федерации и Сирийской Арабской Республики при Организации Объединенных Наций на имя Генерального секретаря ООН. A/77/894 от 15 мая 2023 г. // URL:// https://digitallibrary.un.org/record/4012277?ln=ru&v=pdf

8Выступление от имени директора Департамента международной информационной безопасности МИД России А.Р.Люкманова на пятой основной сессии РГОС. Нью-Йорк, 24 июля 2023 г. // URL:// https://docs-library.unoda.org/Open-Ended_Working_Group_on_Information_and_ Communication_Technologies_-_(2021)/Russia_-_OEWG_ICT_security_-_ statement_by_A.Lyukmanov_24.07.2023_-_RUS.pdf

9Там же.

10Выступление российской делегации на пятой основной сессии РГОС (обсуждение существующих и потенциальных угроз). Нью-Йорк, 24 июля 2023 г. // URL:// https://docs-library.unoda.org/Open-Ended_Working_Group_ on_Information_and_Communication_Technologies_-_(2021)/Russia_-_ OEWG_ICT_security_-_statement_-_threats_24.07.2023_-_RUS.pdf

11Выступление российской делегации на пятой основной сессии РГОС (обсуждение правил, норм и принципов ответственного поведения государств). Нью-Йорк, 25 июля 2023 г. // URL:// https://docs-library.unoda. org/Open-Ended_Working_Group_on_Information_and_Communication_ Technologies_-_(2021)/Russia_-_OEWG_ICT_security_-_statement_-_norms_ 25.07.2023_-_RUS.pdf

12Выступление российской делегации на пятой основной сессии РГОС (обсуждение применимости международного права к использованию ИКТ государствами). Нью-Йорк, 25 июля 2023 г. // URL:// https://docs-library.unoda.org/Open-Ended_Working_Group_on_Information_and_ Communication_Technologies_-_(2021)/Russia_-_OEWG_ICT_security_-_statement_-_IL_25.07.2023_-_RUS.pdf

13Выступление российской делегации на пятой основной сессии РГОС (обсуждение регулярного институционального диалога). Нью-Йорк, 26 июля 2023 г. // URL:// https://docs-library.unoda.org/Open-Ended_Working_ Group_on_Information_and_Communication_Technologies_-_(2021)/Russia_-_OEWG_ICT_security_-_statement_-_regular_dialogue_26.07.2023_-_RUS. pdf

14Совместное заявление Российской Федерации от имени группы государств по проекту ежегодного  доклада РГОС (APR 2 rev. 2) от 27 июля 2023 г. // URL://https://docs-library.unoda.org/Open-Ended_Working_Group_ on_Information_and_Communication_Technologies_-(2021)/Joint_Statement_on_the_second_APR_OEWG_(final_draft)_-_group_of_states_27.07.2023_-_ENG.pdf

15Выступление российской делегации на пятой основной сессии РГОС (обсуждение проекта ежегодного доклада РГОС). Нью-Йорк, 27 июля  2023 г. // URL:// https://docs-library.unoda.org/Open-Ended_Working_Group _on_Information_and_Communication_Technologies_-_(2021)/Russia_-_OEWG_ICT_security_-_statement_on_final_draft_APR_-_27.07.2023_-_RUS. pdf

16Выступление российской делегации на пятой основной сессии РГОС (обсуждение итоговой редакции проекта ежегодного доклада РГОС). Нью-Йорк, 28 июля 2023 г. // URL:// https://docs-library.unoda.org/Open-Ended_ Working_Group_on_Information_and_Communication_Technologies_-_(2021) /Russia_-_OEWG_ICT_security_-_statement_on_APR_(reservations)_-_28.07. 2023_-_RUS.pdf

17Доклад Рабочей группы открытого состава по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ 2021-2025. A/78/265 от 28 июля 2023 г. // URL: // https://digitallibrary.un.org/record/4020967?ln=ru&v=pdf