Принятие консенсусом в июле 2022 года первого промежуточного доклада новой Рабочей группы открытого состава по вопросам безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий и самих информационно-коммуникационных технологий 2021-2025 (далее - РГОС, Группа) стало результатом компромисса ради сохранения положительной динамики деятельности Группы и перспектив достижения договоренностей, способствующих формированию системы обеспечения международной информационной безопасности.

Насколько такое решение российской стороны было оправданным, должны были показать последующие заседания РГОС, а также характер возможных инициатив других делегаций.

Однако первые выводы с точки зрения оценки дальнейшего развития этой ситуации стали возможными после рассмотрения в октябре-ноябре 2022 года в Первом комитете 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН проектов профильных резолюций, внесенных Россией и Францией.

В ходе состоявшихся тематических обсуждений по блоку вопросов «Другие меры в области разоружения и международная безопасность» многие делегации обозначили позиции в отношении деятельности новой Группы и приветствовали единогласное принятие ее первого ежегодного доклада. Представители различных стран также высказали мнения о формате обсуждения продвигаемой Францией программы действий по поощрению ответственного поведения государств при использовании информационно-коммуникационных технологий в контексте международной безопасности (далее - Программа действий) и ее перспективах.

Данный вопрос стал предметом дискуссий 24 октября 2022 года в ходе пленарного заседания Первого комитета неслучайно, поскольку наряду с традиционной инициативой России о принятии резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» Францией участникам заседания был представлен проект резолюции «Программа действий по поощрению ответственного поведения государств при использовании информационно-коммуникационных технологий в контексте международной безопасности».

Данный шаг французской стороны и ее сторонников фактически дезавуировал ранее достигнутые договоренности о едином формате регулярного институционального диалога по вопросам безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий и самих информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), исключающем возможность одновременного существования в ООН дублирующих друг друга площадок для обсуждения проблем безопасности в сфере использования ИКТ.

Внесенный Францией проект резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, несмотря на всеобщее признание РГОС в качестве ключевого профильного дискуссионного механизма, уже заранее позиционировал Программу действий как будущий единственный в ООН формат регулярного институционального диалога. Так, в документе прямо говорилось, что «Генеральная Ассамблея приветствует предложение об учреждении программы действий ООН по поощрению ответственного поведения государств при использовании ИКТ в контексте международной безопасности в качестве постоянного, всеохватного, ориентированного на практические действия механизма…»1

При этом заявленный мандат Программы действий практически полностью дублировал полномочия действующей РГОС и предусматривал обсуждение существующих и потенциальных угроз, поддержку потенциала и усилий государств по осуществлению и продвижению обязательств, касающихся необходимости руководствоваться основой ответственного поведения государств, которая включает добровольные, не имеющие обязательной силы нормы, предусматривающие применение норм международного права к использованию государствами ИКТ, принятие мер укрепления доверия и наращивания потенциала.

Подобную напористость Франции в ее стремлении продвигать во что бы то ни стало собственную инициативу не сдерживали даже официальные рекомендации в отношении Программы действий, включенные в принятые консенсусом итоговые доклады первой РГОС и Группы правительственных экспертов по поощрению ответственного поведения государств в киберпространстве в контексте международной безопасности (далее - ГПЭ). В этих документах отмечалось, что дальнейшая работа над Программой действий должна быть продолжена «в рамках процесса в формате Рабочей группы открытого состава, учрежденной в соответствии
с резолюцией 75/240 Генеральной Ассамблеи»2.

В докладе ГПЭ предлагалось «продолжить разработку» Программы, а в итоговом документе первой РГОС рекомендовалось ее «доработать». Аналогичные рекомендации о необходимости доработки Программы действий содержались и в принятом в июле 2022 года, то есть всего за три месяца до начала дискуссий в Первом комитете, ежегодном докладе новой РГОС. Особо примечательно в нем указание на то, что «государства признали центральную роль РГОС как действующего под эгидой ООН механизма поддержания диалога по вопросам безопасности при использовании ИКТ»3. Такой вывод фактически подтверждал приоритетный характер Группы и ее перспективы сохранить указанный статус и после 2025 года.

Однако даже эти вполне конкретные и ранее согласованные рамки дальнейшей работы с французской инициативой, стоящей в ряду других инициатив государств, представленных в Группе, не могли сдержать ее авторов в стремлении выдвинуться на авансцену и сменить уже успешно зарекомендовавший и поддержанный большинством мирового сообщества формат РГОС собственным механизмом - Программой действий.

Напротив, российский проект резолюции Генеральной Ассамблеи ООН строго придерживался вышеупомянутых рекомендаций и предлагал при рассмотрении различных предложений по всем аспектам мандата РГОС учитывать взгляды, обеспокоенность и интересы всех государств, рекомендовал продолжать проработку этих предложений в рамках Группы. В документе содержался призыв к государствам-членам продолжать обмениваться мнениями о регулярном институциональном диалоге по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ с целью выработки общего понимания о наиболее эффективном формате будущего регулярного институционального диалога при широком участии государств под эгидой ООН, который будет создан по завершении деятельности РГОС в 2025 году4.

Представляя внесенный Россией проект резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, глава делегации, заместитель директора Департамента международной информационной безопасности МИД России В.А.Шин, подчеркнул, что РГОС является единственным переговорным механизмом по проблематике безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ в системе ООН. Российский дипломат указал, что ценность этого формата в возможности всех государств непосредственно участвовать в процессе принятия решений по вопросам, затрагивающим интересы национальной безопасности, а также обсуждать любые профильные инициативы государств на подлинно демократичной, открытой и транспарентной основе.

Как отметил В.А.Шин, принципиально важно не только закрепить достигнутый в РГОС в 2022 году успех, но и ориентировать Группу на дальнейшие конструктивные переговоры для согласования конкретных мер укрепления мира и безопасности в информационном пространстве, решения задач цифрового развития. Именно поэтому внесенный Россией проект резолюции носит объединительный, неконфронтационный и деполитизированный характер.

По утверждению главы российской делегации, проект нацелен на сохранение РГОС в качестве ключевой переговорной площадки по всему комплексу вопросов международной информационной безопасности под эгидой ООН, на предотвращение растаскивания этой проблематики по параллельным и дублирующим друг друга форматам, что отвечает устремлениям широкого мирового сообщества.

При этом российский дипломат расценил выдвинутый группой государств проект резолюции «Программа действий по поощрению ответственного поведения государств при использовании информационно-коммуникационных технологий в контексте международной безопасности», предлагающий, по сути, альтернативный РГОС формат как очередную попытку подорвать деятельность Группы, политизировать переговоры и навязать преждевременное решение о формате будущей работы на данном направлении.

В.А.Шин заявил, что такой подход категорически неприемлем и противоречит логике и интересам подавляющего числа стран. Он призвал поддержать российский проект, направленный на сохранение формата РГОС, способного продолжить конструктивное межгосударственное взаимодействие и ориентированного на результат в интересах укрепления мира, безопасности и стабильности в информационном пространстве.

Внесение двух проектов резолюций, безусловно, поставило перед участниками дискуссий в Первом комитете 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН сложную задачу, что наложило отпечаток на характер выступлений представителей делегаций. Часть из них строго следовала ранее достигнутым договоренностям о продолжении дискуссий о Программе действий в рамках новой РГОС, в то время как некоторые государства преследовали другую цель - продвижение Программы в качестве единственного будущего формата регулярного диалога в ООН5.

Отдельные делегации уклонились от оценок проектов, ограничившись лишь одобрением результатов работы Группы, а также рассматриваемой в ее рамках Программы действий. Так, чилийский представитель Видаль одобрил деятельность РГОС и Программу действий и заявил о поддержке документов, направленных на укрепление доверия, и всех органов, в рамках которых государства могут обмениваться мнениями и обозначать свои приоритеты и потребности, укрепляя безопасность, повышая устойчивость ИКТ и содействуя их мирному использованию.

Однако общее для многих государств желание, которое они испытывали в сложившейся ситуации, но не решались выразить публично, озвучил малайзийский дипломат С.Айдид, который высказал сожаление о представлении на текущей сессии Первого комитета различными делегациями рекомендаций, касающихся основных идей и существенных преимуществ предложений, выдвигаемых другими сторонами.

При этом глава делегации Малайзии выразил надежду на то, что заинтересованные стороны приложат все усилия для конструктивного взаимодействия друг с другом и не допустят утраты с таким трудом достигнутого консенсуса, который, несмотря на свой хрупкий характер, способствует продвижению вперед работы РГОС, необходимость сохранения целостности и авторитета которой признают все стороны.

С.Айдид подчеркнул центральную роль Группы в качестве универсальной площадки для дальнейшей выработки норм, правил и принципов ответственного поведения государств и средств их реализации, а также для поддержки постоянного взаимодействия государств с заинтересованными сторонами. При этом глава малайзийской делегации подчеркнул твердую убежденность в том, что РГОС является наиболее подходящей структурой для обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ и важнейшим механизмом укрепления доверия, которому необходимо дать возможность полностью реализовать свой потенциал в соответствии с мандатом Группы.

Подобных подходов придерживался и ряд других государств. Так, делегация ЮАР приветствовала разработку Программы действий в рамках работы РГОС и отметила, что именно Группа - наиболее подходящий форум для формулирования и внедрения этой инициативы.

Посол Китая по вопросам разоружения Ли Сун подчеркнул, что достигнутый между странами консенсус заключается в том, что в рамках ООН должен существовать только один процесс по вопросам кибербезопасности - РГОС. Китайский дипломат отметил необходимость уважения авторитета Группы как единственного в ООН процесса обеспечения безопасности в сфере ИКТ в соответствии с ее мандатом, а также призвал воздерживаться от попыток создать новую Программу действий вне Группы и не допускать дублирования процесса ООН в области киберпространства на параллельных направлениях.

Одним из важных и всеохватных механизмов ООН назвал РГОС представитель Бангладеш Молла, подтвердивший стремление к конструктивному взаимодействию в целях обеспечения успеха Группы.

Делегация Сенегала, которую возглавлял дипломат Диак, признала РГОС в качестве основного механизма ООН по кибербезопасности и отметила важность обсуждения Программы действий в рамках РГОС, а также заявила о готовности работать над решением всех вопросов в рамках Группы, являющейся единственной площадкой для открытого и конструктивного обсуждения вопросов кибербезопасности.

Подобные оценки роли РГОС дала алжирская сторона, представитель которой - дипломат Халди - отметил, что новая Группа является единственным инклюзивным механизмом, основанным на консенсусе и предусматривающим активное и равноправное участие в его работе всех государств, представляет собой уникальный форум, позволяющий продолжить коллективную работу по преодолению угроз в сфере использования ИКТ. При этом, по мнению Алжира, Группа остается оптимальной площадкой для обсуждения и согласования всех инициатив по поддержанию мира и безопасности в киберпространстве.

Глава индийской делегации Субхашини настоятельно рекомендовала воздерживаться от учреждения официальных параллельных процессов для всех межправительственных обсуждений по вопросам ИКТ, относящихся к сфере ведения РГОС, до завершения ее работы.

В ходе дискуссии наряду с поддержкой Группы как единственно возможного формата продолжения профильного диалога на площадке ООН, обеспечивающего участие всех государств на равных условиях, делегации отдельных государств, в частности Кубы, призвали к согласованию имеющих обязательную юридическую силу инициатив, направленных на недопущение милитаризации киберпространства.

Аналогичную позицию высказал кувейтский делегат Салмин, призвавший от имени Кувейта все государства направить усилия на разработку имеющего обязательную силу и пользующегося консенсусной поддержкой международного документа, который бы регулировал использование киберпространства.

В то же время позиции сторонников французского проекта резолюции о Программе действий были неоднородными и варьировались в оценках ее перспектив от осторожной поддержки инициативы до безоговорочного призыва к признанию Программы единственно возможным форматом будущего профильного дискуссионного механизма в ООН, что фактически дезавуировало ранее достигнутые государствами в рамках первой РГОС и ГПЭ договоренности.

Примером осторожной поддержки инициативы Франции стала позиция Сальвадора, посчитавшего, что Программа действий дополнит усилия Группы и позволит в будущем создать прикладной постоянный дискуссионный механизм для государств - членов ООН.

Аналогичный подход продемонстрировала представитель Республики Корея - соавтора французского проекта, подчеркнувшая необходимость создания в рамках ООН постоянного механизма, например Программы действий, для активизации применения норм на практике и содействия обмену передовым опытом и наращиванию потенциала.

Японская делегация ограничилась заявлением о поддержке французского проекта резолюции. Такую же позицию занял представитель Румынии.

Делегация Великобритании указала на необходимость налаживания профильного регулярного институционального диалога. Глава делегации Пейдж приветствовала представленный Францией проект резолюции, предусматривающий, по мнению британцев, для государств - членов ООН четкий и транспарентный путь продолжения обсуждения возможной будущей киберпрограммы действий. Однако британский дипломат указала на необходимость этой работы в рамках РГОС.

На этом фоне заслуживает внимания позиция турецкой стороны, поддержавшей французский проект резолюции и выразившей надежду на продолжение обсуждений в будущем в рамках Программы действий, служащей постоянным, инклюзивным и ориентированным на действия механизмом. Однако эта поддержка сопровождалась неловким оправданием, что инициатива Франции якобы не направлена на дублирование работы действующей РГОС или конкуренцию с ней. Более того, глава делегации Турции Айдиль подтвердил, что РГОС, имеющая универсальный членский состав, является уникальной площадкой и сама ее работа представляет собой меру укрепления доверия.

Более решительно в поддержку Программы действий высказался глава итальянской делегации Де Мартин Топранин, указавший, что ее учреждение необходимо для разработки ориентированной на конкретные действия повестки дня, и отметивший разумный, инклюзивный и сбалансированный характер данного проекта как возможной основы диалога о практической деятельности.

Ранее достигнутые договоренности о приоритетной роли РГОС в продолжении дискуссии о проблемах безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ фактически «обнулила» эстонский дипломат Э.Лыхмус, заявившая о решительной поддержке учреждения Программы действий в качестве постоянного, всеохватного и ориентированного на практические действия механизма.

Вторил ей и глава швейцарской делегации Йоттеран, перешедший от поддержки Программы действий к критике российского проекта резолюции, который, по мнению швейцарца, вызывал у него серьезные сомнения и представляется ненужным как дублирующий текст председателя РГОС, а также как вызывающий вопросы по существу, поскольку не опирается на консенсусные формулировки и использует избирательный подход, чреватый подрывом достигнутого в рамках новой Группы.

После подобных высказываний глава российской делегации В.А.Шин воспользовался правом на ответ и выразил сомнение в искренности позитивных оценок деятельности РГОС, данных представителями США, Великобритании, Франции, ЕС и Австралии, напомнив о позициях этих государств, решительно отвергавших в 2018 и 2020 годах российские предложения о создании первой и второй Группы и создавших в то время коалицию государств, проголосовавших против соответствующих резолюций Генассамблеи ООН.

Как отметил российский дипломат, упомянутые страны и сторонники «напористо продвигают резолюцию по Программе действий и говорят, что это делается в интересах РГОС», при этом игнорируется мандат Группы, согласно которому любая инициатива должна обсуждаться в рамках ее заседаний. По утверждению В.А.Шина, согласованный порядок работы РГОС предоставляет «возможность сообща выработать понимание о целесообразности создания такого формата, его возможной сфере охвата и модальностях его функционирования, а действия Франции и ее партнеров выглядят как попытка создать механизм, который будет удобен только некоторым - преимущественно западным - государствам и в котором они будут принимать решения, а затем навязывать их широкому большинству». Как образно выразился представитель России, «в таком виде данная инициатива выглядит как манифест киберколониализма».

Пытаясь сохранить лицо французской инициативы, представитель Франции Макинтайр в ответ на замечания российской стороны заявила о значительном улучшении проекта резолюции, в котором учтены многочисленные предложения, внесенные делегациями, а также обратила внимание на возможность обсуждения в рамках РГОС условий Программы действий, прежде чем государства - члены ООН смогут приступить к ее принятию, если они того пожелают.

Итогом дискуссий по проектам резолюций, внесенных Россией и Францией, стало принятие 2 ноября 2022 года на 29-м пленарном заседании Первого комитета решений по всем проектам резолюций и решений, представленным по пункту 94 повестки дня 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности»6.

В своем выступлении представитель Франции Пети отметила роль Программы действий для реализации конкретных проектов по повышению устойчивости государств, обратившихся с соответствующей просьбой, и сокращению растущего цифрового разрыва между государствами. Дипломат подчеркнула значимость французской инициативы для поддержки государств в их усилиях по внедрению нормативной базы ответственного поведения, проведения консультаций с другими заинтересованными сторонами.

Осознавая неоднозначное отношение к Программе действий, Пети все же вынуждена была упомянуть о рекомендациях в докладах первой РГОС и ГПЭ 2021 года об обсуждении инициативы в рамках новой Группы. Французский дипломат пыталась завуалировать истинные планы о смене профильного дискуссионного формата в ООН с РГОС на Программу действий, отметив, что инициативное внесение проекта резолюции нацелено на придание нового импульса обсуждению этого вопроса с целью разработки Программы действий только к концу 2025 года.

Однако указанный проект форсировал данный процесс, поскольку проект резолюции содержал просьбу к Генеральному секретарю ООН подготовить и представить уже в следующем году, на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи, доклад о содержании будущей Программы действий и методах ее реализации, учесть региональные консультации, которые предложено организовать Управлению по вопросам разоружения, и дополнить их консультациями в рамках РГОС по мере укрепления доверия.

Доклад может послужить основой для дальнейшего обсуждения предлагаемой программы действий в рамках РГОС без создания параллельного переговорного процесса или предвосхищения результатов этих обсуждений.

Представляя российский проект резолюции, заместитель директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России К.В.Воронцов подчеркнул, что Российская Федерация неизменно выступает за обеспечение международной информационной безопасности на прочной правовой основе принципов суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние дела. Цель внесенного проекта - закрепить за РГОС роль ключевой переговорной площадки по всему комплексу вопросов безопасности в сфере использования ИКТ под эгидой ООН, обеспечить продолжение переговоров во исполнение ее мандата, а также закрепить необходимость принятия в рамках действующей Группы решения о будущем формате и механизме профильного регулярного институционального диалога, который может быть запущен лишь по завершении деятельности РГОС в 2025 году.

Как заявил дипломат, российский проект резолюции носит фактологический, деполитизированный и объединительный характер в отличие от французского проекта, направленного на подмену Группы другим, отвечающим интересам стран Запада форматом. Одновременно предпринимаются попытки вымарать из внесенного Россией проекта ключевые тезисы о сохранении центральной роли РГОС и другие принципиально важные положения о предотвращении конфликтов в информационном пространстве и выработке норм юридически обязывающего характера.

К.В.Воронцов выразил сожаление, что повестка дня в области международной информационной безопасности с каждым годом становится все более политизированной, и предложил при принятии решений опираться на долгосрочные интересы национальной безопасности государств, а не на сиюминутную геополитическую конъюнктуру.

Накануне голосования по проектам резолюций, которое было намечено на 7 декабря 2022 года, начала работу неформальная сессия РГОС, в ходе которой были обсуждены все вопросы мандата Группы.

Российская делегация представила развернутую позицию по всем аспектам проблематики обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ.

Прежде всего, это касалось инициативы России о создании Реестра контактных пунктов, идею создания глобального межправительственного справочника которого поддержали все государства7. По мнению российской стороны, реализация этой инициативы способна улучшить взаимодействие и сотрудничество между государствами и их компетентными органами, снизить напряженность и предотвратить конфликты.

При обсуждении существующих и потенциальных угроз делегация России предложила двигаться в направлении создания под эгидой ООН глобальной системы обеспечения международной информационной безопасности, основанной на принципах равной безопасности сторон и мирного разрешения межгосударственных споров, возникающих в связи с использованием ИКТ8.

В ходе дискуссии о применимости международного права российские эксперты отметили отсутствие в РГОС единого мнения относительно полной и автоматической применимости существующих международно-правовых норм к сфере использования ИКТ и акцентировали внимание на необходимости адаптации и поступательного развития международного права с учетом специфики этих технологий.

В практическом плане российская делегация предложила разработать международную, юридически обязывающую базу, предоставляющую всем государствам равные права на использование глобального информационного пространства, а также внесла предложения о порядке работы для достижения этой стратегической цели9.

Однако наиболее важной оказалась дискуссия о будущем регулярном институциональном диалоге, состоявшаяся после принятия 7 декабря 2022 года на 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН двух профильных резолюций - A/RES/77/36 «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности»10 и A/RES/77/37 «Программа действий по поощрению ответственного поведения государств при использовании информационно-коммуникационных технологий в контексте международной безопасности»11, внесенных Россией и Францией соответственно.

Ссылаясь на резолюцию A/RES/77/36, глава российской делегации сделал акцент на центральной роли РГОС в качестве единственного механизма в рамках ООН для диалога по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ, в рамках которого предлагалось продолжить обмен мнениями в границах Группы о профильном регулярном институциональном диалоге с целью выработки общего понимания относительно наиболее эффективного будущего механизма с широким участием государств под эгидой Всемирной организации после завершения работы РГОС в 2025 году.

В качестве практического вклада в упомянутую дискуссию российская сторона обозначила собственное видение параметров будущего механизма, который, по мнению России, должен:

1) учитывать центральную роль ООН в содействии диалогу по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ;

2) носить межправительственный характер;

3) соблюдать универсальные принципы международного права, в частности суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела других государств, неприменение силы или угрозы силой, мирное урегулирование споров;

4) принимать решения консенсусом для равного права голоса каждого государства по важным вопросам международной безопасности;

5) охватывать весь спектр вопросов, связанных с безопасностью в сфере использования ИКТ;

6) быть уполномоченным разрабатывать конкретные, практические, ориентированные на будущее предложения, в том числе по разработке дополнительных юридически обязательных обязательств;

7) учитывать конкретные потребности развивающихся государств и решать вопросы наращивания потенциала;

8) иметь возможность формализации решений Группы;

9) способствовать укреплению международного сотрудничества в области обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ, в том числе по существующим каналам между компетентными органами власти;

10) предусмотреть формат взаимодействия с региональными организациями и другими заинтересованными сторонами с учетом их консультативного статуса12.

В заключение глава российской делегации выразил надежду, что внесенные в ходе состоявшейся 5-9 декабря 2022 года неформальной сессии РГОС предложения послужат хорошей основой для проведения основных сессий Группы в следующем году, и подтвердил ожидание конструктивных, деполитизированных и ориентированных на результаты дискуссий.

Однако поляризация мнений государств - участников РГОС по ключевым вопросам ее мандата, дальнейшее углубление противоречий в их подходах к будущему регулярному диалогу на площадке ООН и облику системы обеспечения международной информационной безопасности настраивали на сложный переговорный процесс в 2023 году - году 25-летия первой профильной российской резолюции Генассамблеи ООН.

 

 

1Проект резолюции «Программа действий по поощрению ответственного поведения государств при использовании информационно-коммуникационных технологий в контексте международной безопасности» A/C.1/77/L.73 от 13 октября 2022 г. // URL://https:// digitallibrary.un.org/record/3991743?ln=ru&v=pdf

2Доклад Группы правительственных экспертов по поощрению ответственного поведения государств в киберпространстве в контексте международной безопасности A/76/135 от 14 июля 2021 г., пункт 97 // URL://https://digitallibrary.un.org/record/3934214?ln=ru&v=pdf. Доклад Рабочей группы открытого состава по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности A/75/816 от 12 марта 2021 г., пункт 77 // URL://https:// digitallibrary.un.org/record/3908015?ln=ru&v=pdf

3Доклад Рабочей группы открытого состава по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ 2021-2025. A/77/275 от 29 июля 2022 г. // URL://https://digitallibrary.un.org/record/3984905?ln=ru&v=pdf

4Проект резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» A/C.1/77/L.23/Rev.1 от 20 октября 2022 г. // URL:// https://digitallibrary.un.org/ record/3991885?ln=ru&v=pdf

5Тематические обсуждения по блоку вопросов «Другие меры в области разоружения и международная безопасность». 19-е пленарное заседание Первого комитета 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 24 октября 2022 г. Нью-Йорк // URL://https://digitallibrary.un.org/record/4017488?ln= ru& v=pdf

6Принятие решений по всем проектам резолюций и решений, представленным по пункту 94 повестки дня 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». 29-е пленарное заседание Первого комитета 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. A/C.1/77/PV.29 от 2 ноября 2022 г. Нью-Йорк // URL:// https://digitallibrary.un.org/record/4019729?ln=ru&v=pdf

7Выступление российской делегации на неформальной сессии РГОС (обсуждение Реестра контактных пунктов). Нью-Йорк. 5 декабря 2022 г. // URL://https://docs-library.unoda.org/Open-Ended_Working_Group_on_ Information_and_Communication_Technologies_-_(2021)/2022_12_04_ Explanation_of_position_on_POCs_Directory_-_Russian_Federation_-Rus.pdf

8Выступление российской делегации на неформальной сессии РГОС (обсуждение существующих и потенциальных угроз). Нью-Йорк. 8 декабря 2022 г. // URL://https://docs-library.unoda.org/Open-Ended_Working_ Group_on_Information_and_Communication_ Technologies_-_(2021)/Russia_-_statement_on_threats_-_OEWG_intersessionals_08.12.2022.pdf

9Выступление российской делегации на неформальной сессии РГОС (обсуждение применимости международного права). Нью-Йорк. 7 декабря 2022 г. // URL://https://docs-library.unoda.org/Open-Ended_Working_Group_on_Information_and_Communication_Technologies_-_(2021)/Russia_-_ statement_on_international_law_-_OEWG_intersessionals_07.12.2022.pdf

10Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» A/RES/77/36 от 7 декабря 2022 г. // URL: //https://digitallibrary. un.org/record/3997616?ln=ru&v=pdf

11Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Программа действий по поощрению ответственного поведения государств при использовании информационно-коммуникационных технологий в контексте международной безопасности» A/RES/77/37 от 7 декабря 2022 г. // URL: // https://digitallibrary.un.org/record/3997617?ln=ru&v=pdf

12Выступление российской делегации на неформальной сессии РГОС (обсуждение регулярного институционального диалога). Нью-Йорк. 9 декабря 2022 г. // URL://https://docs-library.unoda.org/Open-Ended_Working_ Group_on_Information_and_Communication_ Technologies_-_(2021)/Russia_-_statement_on_regular_institutional_dialogue_-_OEWG_intersessionals_ 09.12.2022.pdf