В 2006 году Европейский союз заявил, что будет выстраивать свою морскую политику на основе «целостного отношения» к океанам и морям1. Последующие действия показали его готовность применить подобную установку ко всему Мировому океану, а не только к отдельным морским акваториям2. Этот вывод подтверждается стремлением ЕС участвовать во всех значимых процессах регулирования глобальной морской деятельности, прежде всего в качестве их инициатора и спонсора3. В дальнейшем принцип первоначального целостного подхода и более поздние концептуальные производные от него стали основой для разработки новых правил функционирования морского хозяйства Европейского союза, которые обеспечивали управление морепользованием на более высоком качественном уровне.

В частности, в 2007 году представлена программа Комплексной морской политики ЕС, нацеленная на организацию централизованного управления морской деятельностью. Она предусматривала создание механизмов выработки общих решений в морской сфере, включая институциональные; обеспечение условий для межотраслевой координации; согласование отраслевых стратегий в единых политических рамках; применение универсальных межсекторальных инструментов4.

С 2012 года Европейский союз начал продвигать концепцию «синей» экономики, которую следует рассматривать уже как систему управления морской деятельностью, применимую в том числе и для последующего ее масштабирования вне рамок ЕС. Содержание этого термина можно условно трактовать как комплекс интегрированных, экологически направленных технологий управления морепользованием, природных активов и хозяйственных субъектов, обеспечивающих эффективное ведение морской хозяйственной деятельности в рамках единой системы на глобальном, региональном, национальном и местном уровнях.

Положения комплексной морской политики остаются актуальными для ЕС5 и по-прежнему служат ориентирами для многих его современных инициатив. Обновленный вариант в виде «синей» экономики поэтапно интегрируется в различные программы и документы (в частности, упоминается в обновленной 10 марта 2023 г. Морской стратегии ЕС по безопасности6). Этим обеспечивается преемственность не только концептуальных, но и директивных документов управления, регулирующих морскую деятельность в ЕС.

С 2021 года ЕС сосредоточился на выполнении задач Зеленой сделки (2020 г.) и обеспечении устойчивого развития морской экономики7. Он стал активнее продвигать на мировой уровень свои разработки в сфере управления Мировым океаном, нацеливаясь на формирование для себя легитимных позиций глобального морского регулятора. Реализация концептуальных положений «синей» экономики обеспечивает ему искомые регулятивно-управленческие функции в морской сфере, в том числе в глобальном измерении, и удовлетворяет8 требованиям резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2015 года №A/70/L.1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».

Таким образом, в 2021 году ЕС взял курс на переход к устойчивой «синей» экономике, содержание которой можно рассматривать как следующий, более совершенный концептуальный вариант «синей» экономики9.

Оценивая действия ЕС, направленные на регулирование собственной и международной морской деятельности, его лидерские амбиции10 и попытки универсализации процессов управления этой сферой, можно сделать следующий вывод. Начиная с 2006 года ЕС продвигается к созданию нового механизма управления морепользованием, который будет обеспечивать комплексный учет основных факторов влияния на него и выстраиваться на системной основе, а также может быть применим на глобальном уровне.

Системные подходы ЕС к управлению морской сферой

Формирование системы управления морепользованием, основанной на критериях «синей» экономики в ЕС, в целом соответствует принципам этапно-уровневого подхода и обеспечивается реализацией ряда концептуальных, нормативно-правовых и программных документов. Примерная графическая схема организации данного процесса в общем виде показана на рис. 1.

По мнению автора, в его рамках идет разработка и практическая апробация концептуальных и директивных документов, что не исключает возможность возвращения на более низкий уровень (предшествующий этап) для корректировки ранее принятых решений. Подобным образом обеспечивается управленческая преемственность и совместимость документов, а также возможность их масштабирования с целью применения на более высоком уровне управления.

Рисунок 1

Этапно-уровневая схема развития в ЕС «синей» экономики

Разработано автором11.

В практическом плане этапно-уровневый подход позволяет контролировать разработку и выполнение тех или иных документов, анализировать и оценивать эффективность их выполнения, координировать деятельность участников и регулировать временные рамки (время, отведенное на «этапы») движения к конечной цели. Можно предположить, что конечный пакет управленческих решений (для ЕС на рис. 1 - №5.7) будет представлять собой многоуровневую систему, удовлетворяющую в целом требованиям классического определения системы по версии советского (российского) ученого В.Н.Сагатовского12. В соответствии с ним система представляет собой «конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделенное из среды с установленной целью в рамках определенного временного интервала»13.

Математически данное определение можно представить выражением (1): S ≡ < A, R, Z, SR, ΔT >, (1) где S - система в целом; А - элементы системы; R - связи (отношения) в системе между ее элементами (отраслями, объектами); Z - цель системы, совокупность или комплекс целей; SR - среда, в которой функционирует система (внешнее по отношению к ней пространство); ΔT - время жизни (период работы) системы14.

В данном случае большое значение имеет отраслевая структура морской деятельности, которая поддается декомпозиции (морское промышленное рыболовство, аквакультура, судостроение, добыча полезных ископаемых), необходимой для детализации управления. Одновременно отмечается ее многоуровневый характер, который имеет выраженные страты15 (местный16, национальный, региональный и субрегиональный, глобальный) и позволяет выстроить хорошо структурированное множество элементов. Указанные особенности, характерные для морской хозяйственной деятельности, предоставляют широкие возможности для моделирования работы системы, по результатам которого можно выполнять прогнозирование и вносить в модель необходимые коррективы.

Рисунок 2

Системные аспекты «синей» (морской) экономики

Разработано автором.

Представляется, что конечный вариант формируемой ЕС модели может включать в себя неограниченное количество собственно морских, а также смежных, сопутствующих и обеспечивающих отраслей. В это же число может быть включен неограниченный перечень отдельных производств, научных и научно-производственных кластеров, органов государственного, регионального и местного управления, а также прочих элементов, объединенных общими связями и интегрированных в единую систему.

Данная модель будет обеспечивать симбиоз экономической и экологической составляющих морской хозяйственной деятельности, удовлетворяющий требованиям концепции «синей» экономики, интеграцию и взаимодействие ее функциональных и региональных элементов, а также универсализацию и стандартизацию процессов управления.

Важное значение в формировании новой системы управления будет иметь качество возможных решений Евросоюза по сопряжению системных уровней управления и функциональных компонентов морской хозяйственной деятельности, проблематика которых представлена графически на рис. 2.

Показательно, что ЕС следует в «фарватере» общемирового курса в данной сфере, однако действует при этом в качестве самостоятельного субъекта управления, определяющего генеральные направления ее развития. По сути, ЕС дублирует все основные шаги мирового сообщества на этом направлении. Тем не менее его собственные разработки и экологические стандарты (например, мониторинг экологического состояния морских вод прибрежных стран ЕС17), опыт их использования, гибкая финансовая поддержка профильных программ, другие наработки дают ему возможность претендовать на лидирующие позиции в формировании глобальной морской повестки18.

Цифровизация как фактор развития среды и связей внутри «синей» экономики

Базовым фактором обеспечения жизнеспособности и воспроизводства новой системы является наличие универсальной цифровой среды функционирования морских и смежных с ними отраслей морской деятельности, создание которой обеспечивается запуском практических мероприятий по цифровой трансформации.

В связи с этим обращает на себя внимание шестой ежегодный доклад по «синей» экономике, подготовленный Генеральным директоратом по морским вопросам и рыболовству и Объединенным исследовательским центром Европейской комиссии 24 мая 2023 года. Обычно он содержит информацию об основных инициативах ЕС, связанных с морской деятельностью. Однако его последний выпуск по формату и содержанию отличается от предыдущих вариантов заметной краткостью.

Комментируя данную публикацию, еврокомиссар по вопросам окружающей среды, океанов и рыболовства Виргиниюс Синкявичюс (Virginijus Sinkevičius) отметил, что с 2023 года указанные доклады будут издаваться в новом, сжатом формате. Выбор такого подхода неслучаен, поскольку он определяется процессами цифровизации и укладывается в логику достижения целей и задач Европейского цифрового десятилетия (2020 -2030 гг.19). В соответствии с его установками, цифровая трансформация ЕС базируется на четырех элементах: цифровых навыках и инфраструктуре; цифровизации бизнеса и государственных услугах20.

Сокращение объемов одного из главных документов ЕС по морской тематике компенсируется переносом части информации в онлайн-сферу. С 2018 года данные по видам морской деятельности, в том числе по странам - членам ЕС, доступны в цифровом виде на сайте «Индикаторы «синей» экономики». Доклады также планируют оцифровать, то есть «подключить и встроить» в деятельность новой структуры - Наблюдательного центра по развитию «синей» экономики21 при Объединенном исследовательском центре Европейской комиссии (EU Blue Economy Observatory), который начал работать 19 марта 2022 года. Его создание предусмотрено планом ЕС по переходу к устойчивой «синей» экономике, опубликованным 17 мая 2021 года22.

Сведения о «синей» экономике будут размещаться на единой информационно-коммуникационной площадке Европейской комиссии. Кроме того, там планируется выставлять материалы Европейского наблюдательного центра за рынком продуктов рыболовства и аквакультуры (EUMOFA), Европейской сети морских наблюдений и передачи данных (EMODnet), системы сбора данных по рыболовству (Data Collection Framework Dissemination Tool), других агентств и организаций. Предполагается использовать прочие коммуникационные возможности.

Фактически Европейский союз сводит вместе и оцифровывает всю информацию, которую можно отнести к «синей» экономике, что дает возможность управлять доступом к ней. Таким образом, в настоящее время формируется универсальная электронная платформа, на которой сосредотачивается в цифровом виде весь тематический функционал, предназначенный для целевой аудитории, прежде всего наборы данных, сервисы для доступа к ним, различные опции
(в том числе уникальные) для их анализа и другие цифровые инструменты, обеспечивающие существенное повышение конкурентоспособности новой системы. Например, с 16 июня 2023 года используется новый сервис, который позволяет оценить влияние топливных затрат на экономические показатели рыболовного флота стран - членов ЕС23. Сервис разработан Объединенным исследовательским центром Европейской комиссии.

При поддержке и с участием24 Европейской комиссии реализуются и другие масштабные цифровые проекты, в частности, «Blue-Cloud-2026» и «AquaINFRA (2023-2026 гг.)». Первый предусматривает создание объединенной инфраструктуры управления данными в рамках реализации «океанской» Миссии ЕС25, задача второго - формирование интерактивной платформы для обмена «междисциплинарными данными и сервисами»26..

Создание универсальной информационно-коммуникационной платформы позволит Европейской комиссии «оцифровать» и интегрировать в систему управления «синей» экономикой неограниченное количество хозяйственных отраслей и субъектов, в том числе не имеющих непосредственного отношения к морской деятельности. Работа данной системы на основе цифровизации обеспечит учет их внешних и внутренних связей, а также имеющихся и потенциальных факторов внешнего воздействия.

Таким образом, в качестве основной внутренней повестки деятельности ЕС по выстраиванию новой системы управления морской деятельностью в настоящее время и в краткосрочной перспективе будет выступать цифровая трансформация.

Другие условия развития «синей» экономики

Создание универсальной цифровой среды «синей» экономики является значимым стимулом для поддержки имеющихся и разработки новых решений, обеспечивающих нормативно-правовые, организационно-технологические и информационные условия ее функционирования. К основным из них можно отнести следующие документы.

Нормативно-правовые условия. К настоящему времени ЕС разработал ряд базовых документов, которые прямо или опосредованно определяют развитие морской сферы и становятся основой для развития различных областей деятельности, прежде всего:

- Водная рамочная директива (2000 г.), в задачу которой входит обеспечение хорошего состояния поверхностных и подземных вод ЕС к 2027 году;

- Директива о воде для купания (2006 г.), которая определяет правила для мониторинга и классификации качества воды для купания.

- Рамочная директива по морской стратегии (2008 г.), которая является одним из самых важных документов в области морской экологической политики ЕС.

- Пакет документов, определяющих развитие общей рыболовной политики (ее положения были реформированы в 2013 г.).

- Директива о развитии морского пространственного планирования (2014 г.).

- Директива о снижении воздействия некоторых пластиковых изделий на окружающую среду (2019 г.).

- План действий по развитию экономики замкнутого цикла (2020 г.).

- Сообщение о новых подходах к устойчивой «синей» экономике (2021 г.) и т. д.

Некоторые документы находятся в стадии обновления и корректировки (например, Рамочная директива по морской стратегии).

Организационно-технологические условия. ЕС активно продвигает различные «тематические» форматы международного сотрудничества. В частности, наращивается взаимодействие со странами - членами ЕС, другими государствами и международными организациями, которые так или иначе связаны с регулированием морской сферы. При этом ЕС зачастую выполняет функции инициатора и координатора данных процессов.

Например, 16 июня 2023 года Европейская комиссия «запустила» Партнерство для государств - членов Европейского союза по энергетическому переходу для рыболовства и аквакультуры (Energy Transition Partnership for fisheries and aquaculture). Его задача - объединить усилия заинтересованных сторон, чтобы обеспечить переход этих отраслей на низкоуглеродные источники энергии и сделать их климатически нейтральными к 2050 году. Авторы инициативы предполагают, что взаимодействие в таком формате станет «центральной платформой» для участников морской деятельности. Они смогут обмениваться «знаниями и решениями», координировать усилия для достижения основной цели (климатическая нейтральность), решать насущные проблемы (обеспечение потребности в новых профессиональных навыках и финансировании; устранение пробелов в знаниях, исследованиях и инновациях)27. Организация подобного сотрудничества находится в плоскости реализации соответствующих планов ЕС, опубликованных 21 февраля 2023 года.

Что касается международных форматов, то ЕС заключил несколько партнерских соглашений по взаимодействию в сфере Мирового океана, в частности с Канадой (18 июля 2019 г.) и Китаем (27 сентября 2018 г.)28.

Партнерства создаются для вовлечения новых членов в сложившиеся схемы ЕС и по своей сути представляют собой форму развития глобализации.

Информационные условия и публичная деятельность. Информационно-пропагандистская активность является еще одним важным направлением деятельности по формированию универсальной цифровой среды «синей» экономики. Европейский союз в числе прочего принимает участие в наиболее значимых международных конференциях и мероприятиях, связанных с решением морских вопросов и Мировым океаном29, а также инициирует учреждение новых дат в честь отраслевых и межотраслевых событий. В частности, в июле 2023 года Европейская комиссия учреждает новую памятную дату - День памяти ЕС о жертвах глобального климатического кризиса. Событие будет отмечаться ежегодно 15 июля и, как считают эксперты ЕС, позволит повысить осведомленность о гуманитарных кризисах и человеческих жизнях, потерянных из-за последствий изменения климата. Установление указанной даты поддержали в ООН. В результате, ЕС обеспечивает себе занятие новых позиций в международной информационной сфере и в очередной раз подчеркивает собственный статус важного актора в области международной политики по борьбе с изменениями климата.

Устремления Европейского союза к занятию позиций глобального управляющего игрока обеспечиваются непрерывным информационно-пропагандистским сопровождением, задачей которого является продвижение собственных подходов к морепользованию и закрепление в международном общественном мнении образа ЕС как авторитетного морского актора и генератора современных технологий управления Мировым океаном.

 

Европейский союз приступил к проведению нового этапа развития управления морепользованием. Его основной задачей является формирование универсальной цифровой среды, обеспечивающей реализацию устойчивой «синей» экономики, как более совершенного варианта предыдущих концептуальных версий регулирования процессов морепользования.

Деятельность ЕС по ее созданию, в свою очередь, стимулировала разработку и принятие ряда решений, направленных на формирование нормативно-правовых, организационно-технологических и информационных условий ее функционирования.

Информационно-коммуникационная платформа, обеспечивающая запуск работы и жизнеспособность формируемой универсальной цифровой среды, будет создана на базе Европейской комиссии.

Решение задачи налаживания коммуникационных связей подобной платформы с интеграцией в нее морских, смежных, сопутствующих и обеспечивающих отраслей происходит в условиях цифровой трансформации, которая становится одним из приоритетных направлений деятельности ЕС в контексте его устремлений на глобальное управление Мировым океаном.

В числе прочего, цифровая трансформация должна обеспечить возможность учета и контроля неограниченного количества хозяйствующих субъектов, в том числе отдельных производств, научных и научно-производственных кластеров, логистических центров и органов управления транспортными коммуникациями различных типов.

Планирование мероприятий по созданию в ЕС новой системы управления морехозяйственной деятельностью осуществляется с использованием этапно-уровневого подхода, предусматривающего последовательную разработку, практическую апробацию и оперативную корректировку ранее принятых решений на каждом уровне.

Продвижение Европейским союзом своих управленческих разработок и отдельных инициатив, как правило, преследует цель закрепления лидирующих позиций ЕС на международном уровне с последующей легитимизацией его функций как глобального субъекта управления.

По мнению автора, создаваемые в рамках новой цифровой среды экономические преференции и взаимовыгодные условия морской хозяйственной деятельности могут стимулировать не входящие в ЕС страны, в первую очередь с прилегающими к нему морскими акваториями, к интеграции в формируемую им систему глобального управления.

В этом случае для Российской Федерации может возникнуть ряд вызовов и угроз, связанных с ресурсными и (или) коммуникационными ограничениями для национальных морских хозяйствующих субъектов. В данных условиях представляется целесообразным проводить линию на активизацию политико-дипломатической работы, связанной с российским участием в международных интеграционных процессах с целью мониторинга принимаемых решений, оценки их соответствия национальным интересам и проведения необходимой корректировки морской политики.

 

 

1Green Paper. Towards a future Maritime Policy for the Union. COM (2006) 275. 07.06.2006. P. 4 // URL: https://europa.eu/documents/comm/green_papers/pdf/com_2006_0275_en_part2.pdf (дата обращения: 05.08.2023).

2Ibid.

3См.: Колесникова М.Л. Экологические амбиции Европейского союза: «синяя» экономика // Аналитические записки Института Европы РАН. 2021. №3 (27). С. 11-18; Колесникова М.Л. Глобальные амбиции Европейского союза: морская повестка // Международная жизнь. 2023. №3. С. 62-73.

4См.: Колесникова М.Л. Морская политика Европейского союза и ее экономические аспекты // Современная Европа. 2017. №4 (76). С. 78-86; Колесникова М.Л. Морское пространственное планирование в ЕС // Аналитические записки Института Европы РАН. №13 (109). 2018.

5European Parliament Resolution of 15 January 2020 on the European Green Deal (2019/2956(RSP) // URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/seance_pleniere/textes_adoptes/definitif/2020/01-15/0005/P9_TA(2020)0005_EN.pdf (дата обращения: 03.08.2023).

6European Commission. Joint Communication to the European Parliament and The Council on the update of the EU Maritime Security Strategy and its Action Plan. «An enhanced EU Maritime Security Strategy for evolving maritime threats». JOIN (2023) 8. 10.03.2023 // URL: https://oceans-and-fisheries.ec.europa.eu/system/files/2023-03/join-2023-8_en.pdf (дата обращения: 03.08.2023).

7См.: Колесникова М.Л. Некоторые итоги реализации морской политики ЕС в 2021 году // Международная жизнь. 2021. №12. С. 92.

8См.: European Union EU voluntary review on the Implementation of the 2030. 2023 // URL: https://commission.europa.eu/system/files/2023-06/SDG-Report-WEB.pdf (дата обращения: 02.08.2023).

9См.: Колесникова М.Л. Системный аспект «синей» экономики ЕС // Международная жизнь. 2020. №12. С. 94-101.

10См.: Колесникова М.Л. Глобальные амбиции...

11Примечание: 1) схема носит предварительный характер, так как в настоящий момент нет возможности учесть все факторы; 2) под социальной группой подразумеваются профессиональные сообщества, например, рыбаки, судостроители и т. д.

12См.: Колесникова М.Л. Системный аспект «синей» экономики ЕС…

13Волкова В.Н. Теория систем и системный анализ: учебник для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2023. С. 20.

14Там же.

15Для разбиения системы на слои или подсистемы используют метод стратификации, т. е. разделение на страты // Буравцев А.В. Стратифицированный метод построения сложной системы // Образовательные ресурсы и технологии. 2017. №3 (20). С. 23 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stratifitsirovannyy-metod-postroeniya-slozhnoy-sistemy (дата обращения: 11.08.2023).

16См.: Шептицкий С.И. Малые и средние предприятия в «синей» экономике // Экономические исследования и разработки. 2023. №3-2. С. 137-145.

17The Central Data Repository of European Environmental Agency. 2023 // URL: https://cdr.eionet.europa.eu/ (дата обращения: 05.08.2023).

18Колесникова М.Л. Глобальные амбиции...

19Europe’s Digital Decade: digital targets for 2030 // URL: https://commission.europa.eu/strategy-and-policy/priorities-2019-2024/europe-fit-digital-age/europes-digital-decade-digital-targets-2030_en (дата обращения: 27.07.2023).

20Proposal for a decision of the European Parliament and of the Council establishing the 2030 Policy Programme «Path to the Digital Decade». COM/2021/574. 15.09.2021 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52021PC0574 (дата обращения: 31.07.2023).

21European Blue Economy report 2023. P. 1 // URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/9a345396-f9e9-11ed-a05c-01aa75ed71a1 (дата обращения: 05.08.2023).

22Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the regions on a new approach for a sustainable blue economy in the EU Transforming the EU’s Blue Economy for a Sustainable Future. COM (2021) 240. 17.05.2021 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=COM:2021:240:FIN (дата обращения: 01.08.2023).

23Fishing Fleet Fuel analysis // URL: https://blue-economy-observatory.ec.europa.eu/fishing-fleet-fuel-analysis_en (дата обращения: 05.08.2023).

24European research area policy agenda: overview of actions for the period 2022-2024 // URL: https://research-and-innovation.ec.europa.eu/system/files/2021-11/ec_rtd_era-policy-agenda-2021.pdf (дата обращения: 31.07.2023).

25Миссия «Восстановим наш океан и воды к 2030 г.» - одна из пяти масштабных программ, которые входят в Девятую рамочную программу «Горизонт Европа»» (рассчитано на период с 2021 по 2027 г.).

26Commission invests €16 million in two major research actions for healthy oceans and waters by 2030. 10 February 2023 // URL: https://research-and-innovation.ec.europa.eu/news/all-research-and-innovation-news/commission-invests-eu16-million-two-major-research-actions-healthy-oceans-and-waters-2030-2023-02-10_en (дата обращения: 06.08.2023).

27Sustainable fisheries: Launch of Energy Transition Partnership for EU fisheries and aquaculture. 16 June 2023 // URL: https://oceans-and-fisheries.ec.europa.eu/news/sustainable-fisheries-launch-energy-transition-partnership-eu-fisheries-and-aquaculture-2023-06-16_en (дата обращения: 06.08.2023).

281st EU-Canada Ocean Partnership Forum: experts cooperate on ocean observation. 10 October 2022 // URL: https://oceans-and-fisheries.ec.europa.eu/news/1st-eu-canada-ocean-partnership-forum-experts-cooperate-ocean-observation-2022-10-10_en (дата обращения: 06.08.2023).

29См.: Колесникова М.Л. Консолидация действий в сфере глобального морепользования // Аналитические записки Института Европы РАН. 2023. №4 (301). С. 28-35.

 

 

Источники и литература

  1. Буравцев А.В. Стратифицированный метод построения сложной системы // Образовательные ресурсы и технологии. 2017. №3 (20). С. 23-32.
  2. Волкова В.Н. Теория систем и системный анализ: учебник для академического бакалавриата. Москва. Изд-во Юрайт, 2017. 462 с.
  3. Колесникова М.Л. Морская политика Европейского союза и её экономические аспекты //Современная Европа. 2017. №4 (76). С. 78-86.
  4. Колесникова М.Л. Морское пространственное планирование в ЕС // Аналитические записки Института Европы РАН. 2018 №13. (109).
  5. Колесникова М.Л. Системный аспект «синей» экономики ЕС // Международная жизнь. 2020. №12. С. 94-101.
  6. Колесникова М.Л. (2021 a). Некоторые итоги реализации морской политики ЕС в 2021 году // Международная жизнь. 2021. №12. С. 92-99.
  7. Колесникова М.Л. (2021 b). Экологические амбиции Европейского союза: «синяя» экономика // Аналитические записки Института Европы РАН. №3 (27). С. 11-18. DOI 10.15211/analytics32120211118
  8. Колесникова М.Л. Глобальные амбиции Европейского союза: морская повестка // Международная жизнь. 2023. №3. С. 62-73.
  9. Колесникова М.Л. Консолидация действий в сфере глобального морепользования // Аналитические записки Института Европы РАН. 2023. №4 (301). С. 28-35. DOI: http://doi.org/10.15211/analytics1420232835
  10. Шептицкий С.И. Малые и средние предприятия в «синей» экономике // Экономические исследования и разработки. 2023. №3-2. С. 137-145.