Цивилизация, как категория, в истории и современности философии и политики имеет целый веер смыслов. Фернан Бродель в своей работе «Грамматика цивилизаций», появившейся в 60-х годах прошлого века, исходил из того, что однозначно определить это понятие невозможно. Он полагал, что, категория «цивилизации» относится к исторически непреходящим фундаментальным основам, которые постоянно меняют свое значение, не переставая эволюционировать на наших глазах1. Действительно, именно непреходящее значение феномена цивилизации объясняет повышение интереса к нему в эпоху нестабильности, когда подвергаются сомнению и трансформации прежние формы существования и функционирования мира.
Современная мировая проблематика цивилизационного развития связана с таким сложным понятийным образованием, каким является «государство-цивилизация». Особый интерес к новому осмыслению этого понятия обусловлен радикальными переменами в мире, изменением конфигурации его центров и условий существования человечества, появлением новых могущественных полюсов сил планетарных масштабов. Эпоха преобладания в геополитическом анализе контента взаимодействия и взаимовлияния формировавшихся, возникавших и исчезавших национальных государств уступает место рассмотрению в глобальной проекции определяющей роли крупных мировых игроков. В их числе сегодня - крупнейшие незападные страны Индия, Иран, Китай, Россия, которые по своей сущности являются государствами-цивилизациями, оказывающими глобальное влияние, или глобалитетами, как выражаются некоторые исследователи2.
Поскольку Россия и Китай выступают локомотивами движения к новому миропорядку, представляется важным рассмотреть ключевые характеристики этих глобалитетов в их схожести и различии для ответа на вопрос о потенциальных возможностях и вероятных пределах их взаимодействия на мировой арене.
Россию и Китай сближает очевидная принадлежность к одному типу цивилизации, которую отечественный философ А.Г.Дугин считает теллурократической, то есть основанной на сухопутном могуществе, с долей талассократических характеристик, производных от обладания возможностями «морской силы»3.
Оба глобалитета обнаруживают схожесть цивилизационных признаков в том, что касается устойчивости социальной этики и семейных ценностей, коллективизма, неприятия духа наживы, стремления к наличию сильной центральной власти. Дуализм евразийства России и Китая и атлантизма Запада определяется отличием их цивилизационных характеристик, что наглядно демонстрируют форматы ШОС и НАТО. Противоположность цивилизационных признаков имеет своим следствием противостояние и конфронтацию. Схожесть цивилизационных признаков, принадлежность к одному типу цивилизаций обуславливают отсутствие фундаментальных оснований для предопределенной враждебности, конфронтационности и противостояния, что позволяет сделать вывод о возможности долгосрочных позитивных отношений между Россией и Китаем.
В то же время, российский и китайский глобалитеты являются разными цивилизациями со своими отличиями в рамках одного типа цивилизаций. В этой связи представляет научный и практический интерес выявление признаков, присущих каждой из этих двух цивилизаций и обуславливающих их глобальность.
Часто цитируемый американский автор С.Хантингтон, который 30 лет назад предрекал столкновение цивилизаций в качестве доминирующего фактора мировой политики4, относил Россию к православно-славянской цивилизации, а Китай - к конфуцианской, позже обозначенной им как «синская цивилизация»5.
Британский историк А.Тойнби, определяя список из 21 цивилизации, называл в качестве одной из них православную христианскую цивилизацию России6.
Продвигавший цивилизационный подход к истории русский геополитик Н.Я.Данилевский в своей работе «Россия и Европа» (1870 г.) писал о «новой славянской цивилизации»7.
Немецкий философ О.Шпенглер в своем цивилизационном списке из девяти мировых культур, отмечает в их числе «русско-сибирскую»8.
Однако в полной мере многогранность российской и китайской цивилизаций не передает ни одно из этих достаточно условных и узких обозначений. Россия является многонациональной и многоконфессиональной страной, впитавшей в себя помимо русской культуры и православия духовное наследие, традиции и конфессии ее народов. Цивилизационная поливалентность, хотя и в меньшей степени, является также присущей Китаю, культурное пространство которого простирается за рамки конфуцианства, открывая себя другим взглядам и религиям. Вопреки Хантингтону, который утверждал, что страны, население которых представляет несколько цивилизационных групп, обречены на распад, Россия и Китай укрепляются и расширяют свое влияние, входя сегодня вместе с США в триаду ведущих мировых держав.
Существует утверждение о том, что «восприятие России в Китае в своей основе базируется на убеждении о сходстве исторического процесса и культур двух стран», высказанное, в частности, в одном из китайских диссертационных исследований9.
Принимая это утверждение, следует отметить, что Россия в последние годы все больше разворачивается в сторону Китая, открывая общность цивилизационных ориентиров и устремлений, хотя еще недавно российский политический истэблишмент исходил из приоритета единения с Западом, которое, впрочем, так и не наступило. Судя по всему, оно и не могло наступить ни для России, ни для Китая в силу того, что Запад никогда не считал их равными себе партнерами, помещая на более низкую цивилизационную ступень и рассматривая как пространство для обслуживания своих интересов. Не встретив готовности подчиниться, Запад объявил обе страны врагами и развязал против них открыто недружественные действия, выступая тем самым катализатором возникновения новой российско-китайской цивилизационной общности противостояния одному противнику.
Цивилизационные основы России и Китая при всех своих отличиях обнаруживают схожие черты, значимые для развития взаимодействия. Православие в России и конфуцианство в Китае утверждают своего рода кодекс ответственности человека за его поступки. Общим является высокое уважение к правителю - во многом, на теологической основе в России, где высшая власть считается от Бога, и главным образом на основе культа государства и государственного устройства в Китае.
Заложенные в глубокой древности цивилизационные черты определяют ментальность народов, которая оказывает значительное влияние на характер и традиции внешней и внутренней политики государств. Сравнительный анализ ментальных характеристик народов России и Китая показывает, что их сближает почитание традиционных ценностей при большем практицизме у китайцев и известной возвышенности восприятия у русского мира. Обе цивилизации имеют традиционалистский характер и привержены чувствам национального достоинства и патриотизма, семье как союзу мужчины и женщины, свободе, имеющей нравственные границы, которые нельзя переступать.
В России и Китае принято апеллировать к авторитетам и искать в традиции подтверждение целесообразности инноваций, поддерживая консервативную стабильность. Материальная выгода второстепенна, уступая духовному началу в России и стремлению к требующему большого труда самоусовершенствованию в Китае. Обе цивилизации отмечены приверженностью к коллективным началам. Однако приоритет групповых интересов над индивидуальными, или общественного над личным, выражен в Китае сегодня больше, чем в России, где он подвергся определенной эрозии в процессах утверждения рыночных начал.
Тем не менее в России традиционно значима готовность к самопожертвованию ради высокой цели в условиях необходимости противостоять все новым угрозам. Потенциал единения двух цивилизаций дополняется с российской стороны умением максимально, хотя и не сразу, собраться в случае необходимости, и с китайской стороны - приматом разума и трезвого расчета над эмоциями. Российской цивилизации свойственно искать причины и следствия во внешнем мире, в то время как Китай концентрирует внимание на внутренней рефлексии, прагматично используя при этом мировой опыт для своего успешного развития.
Общей чертой является то, что российская и китайская цивилизации не имеют сейчас какого-либо комплекса неполноценности в отношении иных цивилизаций, избавившись от иллюзий по поводу Запада и совместно отвергая его гегемонию.
Таким образом, опровергается тезис об отсутствии цивилизационных оснований для дальнейшего сближения России и Китая, навязываемый Западом, который, очевидно, испытывает ужас от перспективы единения двух противостоящих его диктату мировых держав. Успокаивая себя, западные политики объясняют прогрессирующую схожесть геополитических взглядов и стратегий России и Китая временными обстоятельствами и надеются, что им удастся противопоставить эти две цивилизации друг другу.
В настоящее время получают свое развитие перспективные исследования, анализирующие аспекты российского и китайского мировосприятия и возможности взаимодействия цивилизационных ареалов России и Китая10.
Российскую и китайскую цивилизации сближает схожесть их исторической эволюции. Она, в частности, находит свое выражение примерно в равном количестве цивилизационных взлетов и падений. Первый подъем и одной, и другой цивилизации, случившийся в разные исторические эпохи, был связан с их выходом за пределы локальной значимости. Второй состоялся, когда цивилизации обрели свои государственные оболочки, относительно независимые от других государственных образований и отличающиеся собственной культурной уникальностью. Третий подъем характеризовался обретением данными цивилизациями всемирного значения. Четвертый ознаменовался получением ими статуса глобальной державы.
Сходство и различие траекторий российской и китайской цивилизаций отражаются в их самовосприятии как потенциальных союзников в противостоянии общим угрозам и в то же время как соперников на мировой арене. Китайскую цивилизацию при этом отличает ее традиционная стратагемность, то есть насчитывающая не менее 3 тыс. лет особая политическая культура использования ведущей к цели системы тщательно просчитанных непрямых действий психологического противоборства на основе стратагем - кратко сформулированных постулатов мудрости поступков и военной хитрости.
Определяющая особенности китайского стратегического мышления стратагемность допускает ложь и коварство для достижения благой цели, что всегда необходимо учитывать, в особенности, сегодня, когда в Китае дипломатия панды сменяется дипломатией воинов-волков. Российской цивилизации предстоит сложная задача самосохранения и удержания за собой статуса великой державы в условиях непрерывного наращивания Китаем своего потенциала в течение последних десятилетий, выхода на мировую арену новых цивилизационных центров силы и необходимости противостояния Западу и его перманентной агрессии.
Нахождение общего знаменателя для совместного развития российской и китайской цивилизаций и их участия в глобальных процессах переформатирования мироустройства на более приемлемых для них началах становится жизненной необходимостью для России и Китая, определяя взаимозависимость и взаимообусловленность их дальнейших судеб. Важно при этом понимать, что нынешний крестовый поход Запада против России предполагает последующее уничтожение Китая как основного конкурента, что невозможно без геополитической дезактивации Российского государства. При этом укрепление собственной глобальности становится неизбежным условием выживания российской цивилизации, перед которой в противном случае может встать перспектива утраты своих позиций и в конечном счете самостоятельного значения в контексте возвышения других цивилизаций11.
Нахождение такого общего знаменателя, на основе которого мог бы возникнуть долгосрочный устойчивый союз двух государств и цивилизаций, осложняет наличие травм прошлого и их неоднозначное восприятие. В качестве таких травм общей истории выступают:
- разлад эпохи Хрущева, спровоцированный его «разоблачениями», с которыми не согласились в Китае и провидчески предрекли последующий крах советского государства вслед за крахом его правящей партии;
- вооруженные пограничные столкновения эпохи Брежнева;
- предательство дела социализма эпохи Горбачева, как были восприняты в Китае результаты его «перестройки»;
- откровенное следование России в фарватере политики США в начале 1990-х годов эпохи Ельцина.
Китай, остающийся ценностно стабильным, возможно, испытывает определенную неуверенность в отношении России, по историческим меркам достаточно часто пересматривающей и меняющей свои цивилизационные принципы и политические ориентиры. Периодически случающиеся в России отказы от ранее существовавших смысловых и ценностных координат и старты с новых исходных позиций скорее всего вызывает в Китае вопрос о том, чего ожидать от непредсказуемого соседа и насколько можно на него рассчитывать в ответственных геополитических построениях на пути к новому миропорядку.
Китайская цивилизация видит себя в длинном временном измерении, имея горизонты планирования до 50 и 100 лет. Россия, уйдя в начале 1990-х годов от долгосрочного планирования, живет в основном сегодняшним днем.
Утверждая свою глобальность и лидерство, Китай в марте 2023 года предложил миру Инициативу глобальной цивилизации, которая вместе с формулой «сообщества единой судьбы человечества» представляет собой китайское видение дальнейшего пути глобального развития. Китай использует свою цивилизационную идентичность для сохранения и укрепления внутреннего порядка как основы собственной стабильности и безопасности на трудном пути к инициируемому им совместно с Россией новому мироустройству.
Идея о том, что в Китае возникла новая, более совершенная цивилизационная глобальность, была провозглашена в ноябре 2021 года на 6 пленуме ЦК КПК, коммюнике по итогам которого констатирует, что «китайский народ успешно открыл китайский путь модернизации, создал новую форму человеческой цивилизации»12. Появившаяся вскоре резолюция ЦК КПК об основных достижениях и историческом опыте столетней борьбы партии предлагает мировому сообществу китайскую модель, про которую говорится, что она «создала новую форму человеческой цивилизации, открыла развивающимся странам новые пути к модернизации, предоставила совершенно новые альтернативы странам и нациям, стремящимся ускорить свое развитие и желающим сохранить собственную независимость»13.
Китайская цивилизационная модель противопоставляет навязываемому Западом пониманию модернизации как вестернизации свой опыт и выдающиеся достижения национально ориентированного развития в качестве привлекательного ориентира для других стран. Председатель КНР Си Цзиньпин подчеркивает, что новый тип человеческой цивилизации создан в Китае как результат строительства социализма с китайской спецификой14. В Китае рассматривают предлагаемую миру китайскую модель как «путь комплексного развития цивилизации», рекомендуя «китайский проект государствам и нациям мира, стремящимся найти лучшую общественную систему»15.
Модель исходит из новой глобальности китайской цивилизации, созданной достижениями страны, которые позволяют ей претендовать на роль образца и примера для других государств и народов. В отношении России речь идет о стратегическом партнерстве и совместно достигнутом беспрецедентно высоком уровне двустороннего сотрудничества, что не отменяет для России необходимость удерживать с быстро развивающимся Китаем все более трудный цивилизационный паритет, чтобы не превратиться в противном случае в сырьевой придаток последнего. Взаимодействие России с Китаем важно максимально оптимизировать, постоянно и последовательно работая по всей палитре возможностей создания условий для их прочного союза во всех сферах и на всех уровнях, не допуская ситуаций и действий, способных привести к охлаждению отношений, возникновению недоверия, неприязни и конфронтации.
Остро востребованным и давно ожидаемым мировым сообществом представляется выдвижение цивилизационной инициативы России в качестве ее глобального видения необходимого переустройства существующего миропорядка. Россия уже сделала принципиально значимый шаг, позиционировав себя как государство-цивилизацию. Должно последовать раскрытие содержания, которое вкладывается в это понятие, и определение идейно-политических ориентиров, что позволило бы сделать Россию более понятной и привлекательной.
Если руководствоваться известным тезисом, что, прежде чем объединяться с союзниками, необходимо размежеваться с противниками, то первую часть этой задачи можно считать выполненной. Для реализации второй части требуется преодолеть известную реактивность российской внешней политики и занять более четкие позиции, избегая опасной двусмысленности и утверждая глобальность российской цивилизации продуманной долгосрочной последовательностью заявляемых намерений и предпринимаемых действий на мировой арене.
1Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. М.: Весь Мир, 2008. С. 33-53.
2Кондаков И.В. Глобалитет как форма цивилизационной идентичности // Кондаков И.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. М.: Прогресс-Традиция, 2011. С. 134-156.
3Дугин А. Основы геополитики. Теллурократия и талассократия // URL: http://society. polbu.ru/dugin_geopolitics/ch02_i.html (дата обращения: 21.09.2023).
4Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Samuel P. Huntington. The clash of Civilizations // Foreign Affairs, 1993 // URL: https://www.ecocrisis.wordpress. com/miscellanea/clashcivilization (дата обращения: 29.09.2023).
5Хантингтон С. Указ соч. / пер. Т.Велимеева; под ред. К. Королева, Е. Кривцовой. М.: AST Publishers, 2014 // URL: https:// www.litres.ru/semuel-hantington/stolknoveniecivilizaciy/chitat-O9H (дата обращения: 29.09.2023).
6Toynbee A.J. War and Civilization. New York, Oxford University Press, 1950.
7Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.
8Шпенглер О. Закат Европы. М: Наука, 1993.
9Цуй Юн. Образы России и Китая в межкультурной коммуникации: диссертация канд. культурологии. Комсомольск-на-Амуре, 2011 // URL: http://cheloveknauka.com/obrazy-kitaya-i-rossii-vmezhkulturnoy-kommunikatsii (дата обращения: 21.09.2023).
10Чумаков А.Н. Глобальный мир в аспекте российского и китайского восприятия (часть 1) // Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика. 2020 №2. С. 35-48; Там же (часть 2) // Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика. 2020. №3. С. 26-37.
11Хантингтон С. Указ. соч. М.: АСТ, 2003. С. 365-395.
12Коммюнике 6-го пленума Центрального комитета Коммунистической партии Китая //Синьхуа // http://russian.news.cn/2021-11/11/c_1310305235.htm (дата обращения: 12.10.2023).
13Полный текст резолюции ЦК КПК «Об основных достижениях и историческом опыте столетней борьбы партии» // Синьхуа /http://russian.news.cn/2021-11/16/c_1310314781.htm (дата обращения: 06.10.2023).
14Си Цзиньпин. Речь на торжественном собрании по случаю 100-летия со дня основания КПК // Синьхуа // http://www.xinhuanet.com/politics/2021-07/15/c_1127658385.htm (дата обращения: 12.10.2023).
15Цзэн Нань. Цивилизационная вершина нового пути модернизации с китайской спецификой // Жэньминьван // http://theory.people.com.cn/n1/2021/1102/c148980-32271299.html (дата обращения: 12.10.2023).