Европейский союз активно участвует в освоении Мирового океана. Сегодня он позиционирует себя не только как пользователя «океанских ресурсов», но и как лидера устойчивого развития, а также «глобального актора», играющего самостоятельную роль в формировании системы международного океанского управления [1]. ЕС имеет широкий круг многосторонних «стратегических» морских интересов, которые он прежде всего связывает с обеспечением своей безопасности [2:1, 2]. Его морские устремления относятся к пересекающимся сферам деятельности, в том числе политическим, экономическим, функциональным, отраслевым, пространственным и административным. Поэтому для ЕС особое значение приобретает реализация его морской политики.

За последние 15-20 лет Брюссель разработал целый ряд инициатив, прямо или косвенно связанных с морской проблематикой. К ним можно отнести программы в рамках Комплексной морской политики (2007 г.), например, Европейскую стратегию по морским исследованиям (2008 г.); Стратегию «синего роста» (2012 г.); «Зеленую сделку» (European Green Deal, 2019 г.); Морскую стратегию ЕС по безопасности (2014 г.); Глобальную стратегию ЕС в области внешней политики и политики безопасности (2016 г.). Существуют другие инициативы. Часть из них имеет конкретные региональные приложения (Арктика, Антарктика, отдельные морские регионы и бассейны). Брюссель нацелен на достижение соответствия принципам устойчивого развития, что предполагает введение новых экологических требований в отношении его морской экономики, а также контроль их соблюдения. В настоящее время он сосредоточен на реализации нескольких направлений морской политики, включая устойчивое развитие таких отраслей, как рыболовство и аквакультура, «синяя экономика».

Курс на системные преобразования

В перечень из шести приоритетных направлений деятельности Европейской комиссии на период с 2019 по 2024 год входит «Зеленая сделка» [3]. Этот документ представляет собой «Дорожную карту» по декарбонизации экономики ЕС к 2050 году. В Евросоюзе полагают, что в результате выполнения всех его планов изменятся способы производства и потребления энергии [4: 207]. Оценивая задачи, которые ставит перед собой Брюссель, можно полагать, что «Зеленая сделка» повлечет за собой изменения и в других, неэнергетических сферах. В частности, стратегия ЕС «От фермы к вилке» (2020 г.) декларирует переход к устойчивым продовольственным системам, что предусматривает преобразование продовольственных цепочек (производство, транспортировка, распределение, маркетинг и потребление продуктов питания) [5]. Изменится сфера услуг, например работа транспорта, чему будет содействовать стратегия устойчивой и умной мобильности ЕС (2020 г.) [6].

Деятельность ЕС в рамках «Зеленой сделки» приведет к трансформации разных отраслей. Можно прогнозировать, что переход к устойчивым моделям их функционирования на основе новых технологий станет более комплексным, чем считалось первоначально. Вероятнее всего, он выйдет за рамки только лишь энергетических изменений в глобальном масштабе, на которых в первую очередь акцентируется внимание мирового сообщества.

В ЕС считается, что основой реформ станут новые цифровые решения [7]. Например, цифровизация туристической деятельности ускорит переход к устойчивому развитию отрасли [8], что коснется и морской экономики - прибрежного, морского и круизного видов туризма. Одним из финансовых инструментов ЕС, ориентированных на развитие цифровых технологий, является программа «Цифровая Европа». Предусматривается ее синергетическое сопряжение с другими программами, в том числе с Европейским фондом морского, рыбного хозяйства и аквакультуры (European Maritime, Fisheries and Aquaculture Fund) [9], который является одним из основных инструментов ЕС финансирования проектов в морской сфере, включая соответствующие международные обязательства. Фонд создан в июле 2021 года и будет действовать с 1.01.2021 по 31.12.2027 года [10].

Многие инициативы, разработанные в рамках «Зеленой сделки», имеют морские компоненты. В частности, стратегия ЕС в области биоразнообразия (2020 г.) затрагивает вопросы производства морепродуктов, сохранения морских и прибрежных экосистем, морских биоресурсов [11]. Стратегия «От фермы к вилке» определяет задачи устойчивого развития рыболовства и аквакультуры в контексте перехода к устойчивым продовольственным системам. Стратегия по возобновляемой прибрежной энергетике (2020 г.) рассматривает вопросы использования морских акваторий для производства новых видов энергии [12]. Стратегия устойчивой и умной мобильности - меры по декарбонизации морского транспорта и портов и т. д.

Кроме того, Евросоюз планирует разрабатывать и другие программы, например в сфере устойчивого производства и использования водорослей (к 2022 г.) [13]. Все эти документы конкретизируют отраслевые задачи под цели «Зеленой сделки» (сокращение выбросов парниковых газов, обеспечение «нулевого» загрязнения окружающей среды и др.). Отдельные инициативы ЕС общего функционального назначения распространяются на морские вопросы, что демонстрируют План действий по нулевому загрязнению (2021 г.) [14] и пакет «Готовность 55» (2021 г.) [15]. Значительную часть подобных инициатив Брюссель объединил в рамках реализации миссии «Восстановим наш океан и воды» (сентябрь 2021 г.) девятой научно-исследовательской программы «Горизонт Европа» (2021-2027 гг.) [16].

Переход к устойчивой «синей экономике»

В текущем году ЕС сосредоточил усилия на корректировке стратегии развития «синей экономики», имея целью обеспечение ее устойчивости как фактора реализации «Зеленой сделки» [17: 2]. Данное условие может предполагать прежде всего ужесточение требований к морепользованию. В частности, ЕС не исключает введение дополнительных мер для сокращения углеродного следа морской деятельности, например распространение Системы торговли выбросами ЕС на морской транспорт (EU Emission Trading System) [18].

Одним из обязательных условий обеспечения устойчивости в ЕС считается сохранение «критического природного капитала» [19: 118]. В рамках поиска приемлемых решений в научных кругах идет выработка критериев «баланса между экономической деятельностью и окружающей средой» [20: 138]. Можно предположить, что одним из базовых критериев обеспечения устойчивости «синей экономики» может стать соблюдение баланса двух взаимозависимых компонентов «синей экономики» - хозяйственного (морская экономика) и экологического (природный капитал, экосистемные услуги1).

Разработка соответствующей методологии даст возможность оценивать количество экологических ресурсов, используемых в процессе конкретной хозяйственной деятельности, что позволит контролировать состояние окружающей среды и не допускать ее деградации. Основой практической реализации подобной модели могут стать новые управленческие подходы (инструменты «синей экономики») и масштабная цифровизация.

Применение современных форм управления морской деятельностью (например, морского пространственного планирования) и внедрение контроля соблюдения экологических норм на основе цифровых технологий даст возможность ЕС персонализировать доступ к морским ресурсам, акваториям и экосистемным услугам. На данном этапе такая практика может быть установлена для внутренних морепользователей стран ЕС. Одновременно появится возможность персонализировать ответственность за экологический ущерб (например, с учетом критериев соответствия - качественных дескрипторов, qualitative descriptors, - хорошему экологическому статусу морских вод в соответствии с Рамочной директивой по морской стратегии ЕС 2008 года - Marine Strategy Framework Directive) (см. [17]).

Важными элементами реализации перехода к устойчивому развитию могут стать упомянутые выше цифровые технологии, в частности современные системы мониторинга, интегрированные базы данных, а также инновационные прогностические механизмы (например, в рамках проекта ЕС «Цифровой двойник Мирового океана», 2020 г. [22]), и т. д.

Кроме того, заслуживает внимания представленный в 2021 году доклад ЕС о разработке критериев устойчивости для различных видов морской деятельности («Устойчивые критерии для «синей экономики» [23]). Предполагается, что их возможное введение также может ужесточить требования для некоторых морских отраслей.

Отраслевые и региональные подходы

ЕС уделяет особое внимание рыболовной отрасли, для которой текущий год не стал исключением. Ее регулирование осуществляется в рамках Общей рыболовной политики (реформирована в 2013 г.), которая фактически является одним из основных элементов морской политики Евросоюза. В текущем году Брюссель был сосредоточен на совершенствовании системы контроля за рыболовством, включая переход к цифровым методам. Такие меры логичны, поскольку контролирующие функции должны стать ключевым фактором, обеспечивающим устойчивость продовольственных систем. Первоначально предложение о пересмотре данной системы было выдвинуто Европейской комиссией в 2018 году с последующим одобрением его в марте 2021 года Комитетом Европейского парламента по рыболовству.

Поправки касаются введения систем слежения (tracking system) для всех рыболовных судов ЕС, электронной отчетности об уловах, в том числе для любительского рыболовства (recreational fisheries), представления в электронном виде информации о каждой партии рыбной продукции по всей цепочке поставок и т. д. Комитет также выступил за создание централизованного реестра нарушений («Union register» of infringements) и гармонизацию санкций за нарушения правил рыболовства на территории ЕС [24: 2, 8-11].

Другим направлением деятельности ЕС в текущем году стала активизация борьбы с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым рыбным промыслом (ННН-промысел).

Одновременно осуществлялась поддержка устойчивой аквакультуры, которой отводится особая роль в реализации «Зеленой сделки». Подходы ЕС отражены в сообщении Европейской комиссии «Стратегические руководящие принципы для более устойчивой и конкурентоспособной аквакультуры ЕС на период с 2021 по 2030 г.» (2021 г.) [25].

Среди прочих функциональных направлений получило дальнейшее развитие изменение подходов ЕС к работе морского транспорта. В частности, в апреле 2021 года Европарламент принял резолюцию о технических и оперативных мерах по повышению эффективности и чистоты морского транспорта, в которой обращается внимание на необходимость сокращения выбросов парниковых газов при одновременном обеспечении конкурентоспособности морского сектора. В этой сфере озабоченности Брюсселя относятся прежде всего к проблемам несанкционированных выбросов топлива с судов, а также к экологическим рискам, связанным с использованием тяжелых видов мазута в судоходстве [26].

Существенное внимание Европейский союз уделяет региональным направлениям морской политики. Одним из примеров комплексного подхода можно считать практику комплексных рамочных программ, которая используется на региональных направлениях. Стратегии макрорегионов и морских бассейнов ориентированы на сотрудничество между странами в рамках одного морского бассейна (или макрорегиона) для решения общих экономических и экологических задач. К настоящему времени действует несколько стратегий ЕС для макрорегионов.

В текущем году особое внимание уделялось Арктике и Черноморскому региону, что нашло соответствующее отражение в документах ЕС. В октябре 2021 года Европейская комиссия приняла новую арктическую стратегию ЕС [27], развитие получили проекты морского пространственного планирования в причерноморских странах [28] и т. д.

Динамично развивается и внешний вектор морской политики Европейского союза. В своих документах он неоднократно указывает, что намерен продвигать свои экологические наработки, опыт и «правовые нормы» (rule of law) на глобальный рынок [29]. Важно отметить, что Евросоюз является одним из инициаторов развития системы международного управления морскими ресурсами. В частности, в феврале 2021 года он запустил новую инициативу - Глобальный альянс по экономике замкнутого цикла и эффективности использования ресурсов (Global Alliance on Circular Economy and Resource Efficiency) [30]. Практически каждая подобная инициатива ЕС, в том числе с морскими аспектами, имеет международное измерение. Брюссель отводит себе «ведущую роль в поддержке многостороннего сотрудничества» в различных сферах, например в области научных исследований и инноваций («Глобальный подход к европейской стратегии в области научных исследований и инноваций в контексте международного сотрудничества в меняющемся мире», 2021 г.) [31: 22].

 

В Брюсселе нацелены на достижение соответствия принципам устойчивого развития, что, по сути, предполагает введение новых экологических требований в отношении его морской экономики, а также обеспечение контроля их соблюдения. В настоящее время основные усилия сосредоточены на создании условий для устойчивого развития рыболовства (с опорой на Общую рыболовную политику), «синей экономики» и аквакультуры.

Европейский союз предпринимает последовательные шаги, направленные на практическую реализацию принципов устойчивого развития, что касается прежде всего его деятельности в Мировом океане. В текущем году продолжалось выполнение задач, поставленных ранее в рамках достижения целей «Зеленой сделки».

Переход к устойчивой «синей экономике» декларируется Евросоюзом как условие выполнения «Зеленой сделки». При этом достижение устойчивого развития отдельных морских отраслей приобретает формат самостоятельного направления, которое в будущем может стать фактором, определяющим экономический облик и конкурентоспособность Европейского союза.

 

1Экосистемные услуги включают прямой и косвенный вклад экосистем в экономические, социальные, культурные и другие выгоды, которые люди получают от этих экосистем [21].

 

Источники и литература

1. International ocean governance: EU’s contribution for safe, secure, clean and sustainably managed oceans. 10.11.2016 // URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_16_3619 (accessed: 9.11.2021).

2. Lațici T., Stanicek B., Pichon E. Charting a course through stormy waters: The EU as a maritime security actor. 25.02.2021 // URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2021/689342/EPRS_BRI(2021)689342_EN.pdf (accessed: 9.11.2021).

3. The European Commission’s priorities // URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/priorities-2019-2024_en (accessed: 10.11.2021).

4. Марк Л., Пизани-Ферри Ж., Шапиро Дж., Тальяпиетра С., Вульф Г. Геополитика «Зеленой сделки» Европейского союза // Вестник международных организаций. Т. 16. №2 (2021). С. 204-235 // URL: https://www.hse.ru/data/2021/08/14/1433485832/10%20%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4%20204-235.pdf (дата обращения: 15.11.2021).

5. Communication from the commission to the European Рarliament, the Сouncil, the European Еconomic and Social Committee and the Committee of the Regions. A Farm to Fork Strategy. COM (2020) 381. 20.5.2020 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52020DC0381 (accessed: 11.11.2021).

6. Communication from the commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Sustainable and Smart Mobility Strategy - putting European transport on track for the future. COM/2020/789. 9.12.2020 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52020DC0789 (accessed: 10.11.2021).

7. A digital investment plan for Europe. 2021 // URL: https://www.digitaleurope.org/wp/wp-content/uploads/2020/10/DIGITALEUROPE_How-to-spend-it_A-digital-investment-plan-for-Europe.pdf (accessed: 10.11.2021).

8. Commission staff working document. Scenarios towards co-creation of transition pathway for tourism for a more resilient, innovative and sustainable ecosystem SWD (2021) 164. 21.6.2021 // URL: https://www.hotrec.eu/wp-content/uploads/2021/09/SWD2021-164-final-1.pdf (accessed: 10.11.2021).

9. Regulation (EU) 2021/694 of the European Parliament and of the Council of 29 April 2021 establishing the Digital Europe Programme and repealing Decision (EU) 2015/2240. 11.5.2021. ANNEX III (2) // URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2021/694/oj (accessed: 10.11.2021).

10. Regulation (EU) 2021/1139 of the European Parliament and of the Council of 7 July 2021 establishing the European Maritime, Fisheries and Aquaculture Fund and amending Regulation (EU) 2017/1004 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32021R1139 (accessed: 8.10.2021).

11. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. EU Biodiversity Strategy for 2030 Bringing nature back into our lives. COM (2020) 380. 20.05.2020 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1590574123338&uri=CELEX:52020DC0380 (accessed: 10.11.2021).

12. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. An EU Strategy to harness the potential of offshore renewable energy for a climate neutral future. COM (2020) 741. 19.11.2020 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=COM%3A2020%3A741%3AFIN&qid=1605792629666 (accessed: 10.11.2021).

13. Blue bioeconomy - towards a strong and sustainable EU algae sector // URL: https://ec.europa.eu/info/law/better-regulation/have-your-say/initiatives/12780-Blue-bioeconomy-towards-a-strong-and-sustainable-EU-algae-sector_en (accessed: 10.11.2021).

14. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Pathway to a Healthy Planet for all EU. Action Plan: ‘Towards Zero Pollution for Air, Water and Soil’. COM/2021/400. 12.5.2021 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52021DC0400&qid=1623311742827 (accessed: 10.11.2021).

15. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. ‘Fit for 55’: delivering the EU’s 2030 Climate Target on the way to climate neutrality. COM/2021/550 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:52021DC0550 (accessed: 10.11.2021).

16. EU Mission: Restore our Ocean and Waters. 2021 // URL: https://ec.europa.eu/info/research-and-innovation/funding/funding-opportunities/funding-programmes-and-open-calls/horizon-europe/missions-horizon-europe/healthy-oceans-seas-coastal-and-inland-waters_en (accessed: 2.10.2021).

17. Колесникова М.Л. Экологические амбиции Европейского союза: синяя экономика. Аналитическая записка №21. 2021 (№251). ИЕ РАН. С. 1-8 // URL: http://www.zapiski-ieran.ru/images/analitika/2021/an251.pdf (дата обращения: 10.11.2021).

18. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions on a new approach for a sustainable blue economy in the EU Transforming the EU’s Blue Economy for a Sustainable Future. COM (2021) 240. 17.05.2021 // URL: https://eurlex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=COM:2021:240:FIN (accessed: 9.11.2021).

19. The EU Blue Economy Report 2021 // URL: https://blueindicators.ec.europa.eu/sites/default/files/2021_06_BlueEconomy_Report-2021.pdf (accessed: 16.11.2021).

20. Rethinking Innovation for a Sustainable Ocean Economy. OECD. 2019. Р. 1-188 // URL: https://doi.org/10.1787/9789264311053-en (accessed: 15.11.2021).

21. Regulation (EU) 2020/852 of the European Parliament and of the Council of 18 June 2020 on the establishment of a framework to facilitate sustainable investment, and amending Regulation (EU) 2019/2088 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32020R0852 (accessed: 15.11.2021).

22. Колесникова М.Л. Системный аспект «синей экономики» ЕС. Международная жизнь. 2020. №12. С. 94-101.

23. Sustainability criteria for the blue economy. 21.04.2021 // URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/- /publication/893c5ae2-a63a-11eb-9585-01aa75ed71a1 (accessed: 12.11.2021).

24. Revising the fisheries control system. 04-03-2021. Р. 1-8 // URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2019/642281/EPRS_BRI(2019)642281_EN.pdf (accessed: 7.11.2021).

25. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Strategic guidelines for a more sustainable and competitive EU aquaculture for the period 2021 to 2030. COM (2021) 236. 12.05.2021 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=COM:2021:236:FIN#footnote1 (accessed: 22.10.2021).

26. Debyser A., Pernice D. Maritime transport: strategic approach. European Parliament. 2021 // URL: https://www.europarl.europa.eu/factsheets/en/sheet/124/maritime-transport-strategic-approach (accessed: 7.11.2021).

27. Joint communication to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. A stronger EU engagement for a peaceful, sustainable and prosperous Arctic. JOIN (2021) 27. 13.10.2021 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52021JC0027 (accessed: 16.11.2021).

28. Sustainable sea planning for the future: EU supports maritime spatial planning in the Black Sea. 31.08.2021 // https://ec.europa.eu/oceans-and-fisheries/news/sustainable-sea-planning-future-eu-supports-maritime-spatial-planning-black-sea-2021-08-31_en (accessed: 16.11.2021).

29. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions on a new approach for a sustainable blue economy in the EU Transforming the EU’s Blue Economy for a Sustainable Future. COM (2021) 240. 17.05.2021 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=COM:2021:240:FIN (accessed: 29.06.2021).

30. EU launches Global Alliance on Circular Economy and Resource Efficiency. EU launches Global Alliance on Circular Economy and Resource Efficiency. 22.02.2021 // URL: https://ec.europa.eu/environment/news/eu-launches-global-alliance-circular-economy-and-resource-efficiency-2021-02-22_en (accessed: 9.11.2021).

31. Циренщиков В.С. Стратегия международного сотрудничества ЕС в области научных исследований и инноваций. Европейский союз: факты и комментарии. Выпуск 104: март-май 2021 // URL: http://www.edc-aes.ru/data/edcaes/content/user_files/files/104.pdf (дата обращения: 16.11.2021).