История международных отношений знает множество примеров, когда в преддверии тектонических геополитических сдвигов некоторые государства, следуя блоковому мышлению, стремились к созданию союзов, направленных против третьих стран. В то же время Москва в соответствии с многовековыми традициями дипломатии действовала вопреки подобным трендам и предпочитала вступление в союзы, нацеленные на развитие, обеспечение мира и стабильности, воздерживаясь от вмешательства в дела других суверенных стран или подрыва их государственных основ. Причем, делая такой выбор, Россия руководствовалась не только и не столько благородством помыслов, но и прежде всего принципами «realpolitik», а именно практическими соображениями объединения как можно большего числа стран для эффективной борьбы с общими для всех вызовами и угрозами.

Сегодня они все чаще измеряются не численностью войск отдельных стран и уже не количеством ядерных боеголовок, стоящих у них на вооружении. Геополитика перемещается в виртуальное пространство и даже самые мощные в военном отношении страны, не говоря уже о малых развивающихся государствах, не могут побороть невидимого врага в одиночку.

Речь идет об угрозах и вызовах в области обеспечения международной информационной безопасности (МИБ), масштаб которых непрерывно возрастает. И все мировое сообщество осознает серьезность угроз в информпространстве, призывая к решению этой проблемы на глобальном уровне. Так, заместитель Генерального секретаря ООН, Высокий представитель по вопросам разоружения ООН И.Накамицу, выступая на VI Сингапурской международной кибернеделе в октябре этого года, подчеркнула важность объединения усилий всех заинтересованных сторон «под зонтиком» ООН для противостояния угрозам в информпространстве [13]. Россия, будучи инициатором глобальной дискуссии по МИБ, полностью разделяет такие подходы.

В то же время ряд стран, несмотря на декларируемую поддержку универсального процесса по МИБ, инициируют дискуссию по данной тематике на закрытых площадках, выдвигая необоснованные обвинения в адрес других государств. В частности, в коммюнике по итогам саммита «Большой семерки» в Корнуэлле в июне этого года от России заочно требуют предпринять действия в отношении неких лиц, которые якобы совершают кибератаки с ее территории, в том числе с использованием вирусов-вымогателей [10].

С учетом неуклонного роста значимости тематики МИБ очевидно, что на предложенном Вашингтоном «Саммите за демократию» (запланирован на 9-10 декабря 2021 г.) этой проблеме будет уделено повышенное внимание, причем, естественно, в выгодном Западу ракурсе - как противостояние миролюбивых «демократических» и агрессивных «авторитарных» (Россия и Китай) систем. Таким образом, последних можно будет под этим предлогом обвинять во всех без разбора преступлениях с использованием ИКТ [15].

Чужеродно с точки зрения общемировых тенденций по объединению для борьбы с угрозами МИБ выглядит и политика ряда стран Запада в АТР последних лет, которая также имеет явственный оттенок конфронтации.

Складывается впечатление, что США и их союзники стараются привлечь на свою сторону как можно больше стран АТР на почве как антикитайских, так и антироссийских настроений. Идеологической основой такой политики Вашингтона стала так называемая концепция «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» (ИТР), закрепленная в американских официальных документах - Стратегии национальной безопасности 2017 года и Стратегии национальной обороны 2018 года. В следующие годы одноименные концепции были также приняты в Японии, Индии и Австралии, а затем и в других странах - единомышленниках Вашингтона.

США и их союзники не ограничиваются теорией. В этом году дополнительное подкрепление получил «Четырехсторонний диалог безопасности» (Quad), основанный на «индо-тихоокеанских стратегиях» упомянутого квартета и направленный в первую очередь на сдерживание китайского влияния в регионе. В частности, 24 сентября этого года в Вашингтоне состоялся первый очный саммит Диалога [11]. По итогам встречи перечень приоритетных направлений сотрудничества был серьезно расширен: среди прочего в него добавлены кибербезопасность и взаимодействие в области новых технологий.

В заявлении лидеров Quad обозначены основные аспекты сотрудничества четырех стран в данной сфере, включая продвижение универсальных ценностей в киберпространстве, противостояние угрозам критической информационной инфраструктуры, обучение специалистов. Симптоматично, что последним обещают поддержку и спонсирование, однако ставят конкретную задачу - обеспечение информбезопасности в странах Quad и государствах-единомышленниках, что вновь подчеркивает его эксклюзивный (на контрасте с инклюзивными, например асеаноцентричными, механизмами) формат.

Quad уже не единственное объединение в АТР, создатели которого не скрывают его нацеленность против других стран, в данном случае Китая и, вероятно, России. 15 сентября этого года США, Великобритания и Австралия подписали договор о трехстороннем оборонном союзе AUKUS, концептуально продолжающем «индо-тихоокеанскую линию» Вашингтона. И хотя наибольший резонанс в связи с этим произвела новость о поставках Австралии, в соответствии с данным документом, американских атомных подводных лодок, не стоит упускать из внимания другое важное направление сотрудничества трех стран - кибербезопасность. По заявлению Д.Байдена в ходе пресс-конференции по случаю подписания договора AUKUS позволит расширить возможности союзников в области кибертехнологий, искусственного интеллекта и квантовых технологий [12]. Иными словами, с подачи Соединенных Штатов в АТР проводится еще одна разделительная линия в сфере информбезопасности.

Помимо агрессивных по своей природе альянсов, рядом стран инициированы и новые профильные площадки, которые, по всей видимости, призваны стать рупором подобной политики. В частности, Канберра запланировала на 17-19 ноября 2021 года инаугурационный «Сиднейский диалог», который задуман как форум по тематике «новых, критических и кибертехнологий» с участием официальных представителей государств, научного и бизнес-сообществ. Среди заявленных тем - искусственный интеллект, технические средства наблюдения, квантовые, космические и биотехнологии, борьба с дезинформацией и вмешательством в дела других стран с использованием кибертехнологий, устойчивость цепочек поставок и будущее киберпространства.

Первые же анонсы мероприятия раскрывают, что Диалог будет сосредоточен на «индо-тихоокеанской повестке дня» и приоритет при выборе спикеров будет отдан «представителям ИТР», а значит, он фактически исключает из списка участников страны, которые не поддерживают данный географический неологизм [14].

Россия же в своей политике по МИБ придерживается совсем другой линии, всегда следуя принципам открытости, транспарентности и инклюзивности. Проблематика информационной безопасности входит в число приоритетных вопросов, которым руководство нашей страны уделяет повышенное внимание. В ответ на стремительные изменения ситуации регулярно актуализируется российская государственная политика по тематике МИБ. Так, в апреле 2021 года Президент Российской Федерации В.В.Путин утвердил обновленный документ стратегического планирования в данной сфере - Основы государственной политики Российской Федерации в области МИБ [5]. В нем отражены официальные взгляды на сущность вопроса, определены основные угрозы, цель, задачи нашей страны в данной области, а также основные направления ее реализации.

Главной целью политики России в области МИБ является содействие установлению международно-правового режима, при котором создаются условия для предотвращения межгосударственных конфликтов в глобальном информационном пространстве. Для достижения этой цели необходимо решение задач по развитию на глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем уровнях сотрудничества нашей страны с иностранными государствами по вопросам формирования глобальной системы информационной безопасности.

Учитывая трансграничный характер и масштабы угроз злонамеренного использования ИКТ, усилия по противодействию им должны в первую очередь предприниматься под эгидой ООН. Именно Всемирная организация способна предоставить всем без исключения странам - как развитым, так и развивающимся - возможность высказать свои опасения и быть услышанными, а также принять непосредственное участие в процессе выработки необходимых решений.

На этом направлении уже многого удалось достичь. В рамках ООН по российской инициативе запущен ряд системообразующих переговорных процессов.

В этом году на площадке ООН начала свою деятельность Рабочая группа ООН открытого состава (РГОС) по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ 2021-2025, учрежденная по российской инициативе на пятилетний срок в соответствии с Резолюцией Генассамблеи ООН №75/240 «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» [9]. Одним из приоритетов упомянутого документа является выработка правил ответственного поведения государств в информпространстве. Важным аспектом дискуссии станет и международно-правовое регулирование сферы использования ИКТ в целом. Новая РГОС призвана стать ключевой площадкой для прагматичных и конструктивных переговоров, ориентированных на достижение практических результатов.

На направлении борьбы с использованием ИКТ в преступных целях настоящим прорывом стал запуск по инициативе России абсолютно нового глобального переговорного трека - Специального комитета, который займется разработкой под эгидой ООН всеобъемлющей международной конвенции по борьбе с информационной преступностью [8]. В условиях неуклонного роста уровня ИКТ-преступности, которая угрожает безопасности и нашей страны [6], скорейшая подготовка такого документа отвечает интересам всех без исключения государств.

В июле этого года проект указанной конвенции, разработанный российской стороной, был размещен в открытом доступе на официальном сайте Управления ООН по наркотикам и преступности, для того чтобы у всех стран была возможность изучить его и внести свои предложения.

Политика России в области МИБ на региональном уровне, в том числе в АТР, является прямым продолжением инклюзивных, предполагающих привлечение всех заинтересованных сторон подходов Москвы на глобальном уровне. Рассмотрим подробнее российскую работу по МИБ в АТР, куда вслед за экономической активностью постепенно смещается и центр мировой политики.

В соответствии с Концепцией внешней политики России 2016 года, развитие сотрудничества со странами АТР, в том числе в рамках асеаноцентричных механизмов, АТЭС, Форума «Азия - Европа» и других крупных объединений, является одним из наших приоритетов. Следуя этим установкам, Россия активно подключается к профильным региональным механизмам по МИБ, продвигая неконфронтационную, объединительную повестку дня.

Это во многом сближает нас с АСЕАН. Поддерживая центральную роль Ассоциации в Юго-Восточной Азии, Москва, по сути, поддерживает целую мировоззренческую концепцию, когда малые и средние страны АТР объединены для решения общих задач обеспечения мира и безопасности в родном для себя регионе, привлекая к этой работе и своих диалоговых партнеров, в том числе Россию. Процесс присоединения к механизму диалогового партнерства, профильным региональным форумам и конференциям максимально прозрачен и носит неполитизированный характер.

Одна из наиболее крупных таких площадок - Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ). В этом году Россия утверждена сопредседателем механизма межсессионных встреч АРФ по безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ. Совместно с Джакартой и поочередно с Сеулом и Канберрой Москва будет занимать этот пост в 2022-2024 годах, что позволит расширить сотрудничество по наиболее актуальным вопросам МИБ в АРФ.

Кроме того, в 2020 году здесь по российской инициативе и при поддержке асеановских стран были активизированы сразу два направления взаимодействия: дискуссия по ИКТ-терминологии и противодействие информпреступности. Так, совместно с Вьетнамом и Китаем в апреле 2021 года был проведен семинар по борьбе с использованием ИКТ в преступных целях [4], а с Камбоджей в январе - исследование по тематике профильной терминологии среди стран - участниц АРФ.

На августовской министерской встрече АРФ были утверждены два новых концептуальных документа по этим темам, соавторами которых стали Таиланд, Камбоджа и Китай. Они позволяют совместно организовать серию семинаров по данным вопросам с подключением представителей профильных ведомств стран - участниц АРФ, бизнеса и научного сообщества, что, как показывает практика, представляет для асеановцев большой интерес.

Россия также инициирует создание новых механизмов сотрудничества по МИБ с «десяткой». 23 сентября этого года в развитие решения лидеров России и государств - членов Ассоциации был запущен Диалог Россия - АСЕАН по вопросам, связанным с обеспечением безопасности ИКТ. Его основная цель - повышение безопасности информпространства в Юго-Восточной Азии и АТР в целом. Данный формат открывает возможности развертывания практического межведомственного сотрудничества по МИБ - обмена опытом, обучения специалистов, наращивания потенциала.

Уже в этом году Москва должна подключиться и к работе Центра наилучших практик АСЕАН по кибербезопасности (Киберцентр АСЕАН) - структуры, в рамках которой эксперты из стран - партнеров Ассоциации делятся опытом профильных ведомств и институтов с асеановскими коллегами.

Наша страна высоко оценивает и консолидирующую роль крупных региональных конференций по тематике информбезопасности, которые проводят на своей территории государства - члены АСЕАН - Сингапур и с этого года - Малайзия. В 2021 году российские делегации во главе со специальным представителем Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности, директором Департамента международной информационной безопасности МИД России А.В.Крутских приняли участие в инаугурационной Международной конференции и выставке «CYDES 2021» и вот уже в пятый раз - в мероприятиях Сингапурской международной кибернедели. Такие форумы позволяют на регулярной основе проводить обстоятельный обмен мнениями по вопросам МИБ с участием всех без исключения стран региона, что способствует повышению доверия в информпространстве АТР.

Москва также заинтересована в развитии двустороннего взаимодействия по МИБ с иностранными партнерами в АТР. Здесь для нас важно, чтобы диалог строился в доверительном и конструктивном ключе. Существует практика организации двусторонних межведомственных консультаций, в ходе которых представители профильных ведомств России и стран-партнеров могут обменяться мнениями по представляющим взаимный интерес вопросам. Данный формат позволяет экспертам обсудить перспективы расширения взаимодействия с выходом на практическое сотрудничество, выработать дальнейшие конкретные шаги.

Все больше государств осознают необходимость более тесной кооперации в вопросах МИБ и выражают заинтересованность в создании совместной правовой базы для такого сотрудничества. Так, в этом году Россия заключила со своими партнерами уже три профильных межправительственных соглашения о сотрудничестве [1]; [2]. И еще более десяти проектов сейчас находятся на финальной стадии согласования.

Таким образом, наша страна, руководствуясь интересами обеспечения мира и стабильности в информпространстве на глобальном и региональном уровнях, полностью разделяет подходы тех стран АТР, которые нацелены на равноправное, открытое для всех сотрудничество в борьбе с общими вызовами и угрозами.

Безусловно, Россия не оспаривает право отдельных государств выбирать себе союзников или заключать какие-либо договоренности в области безопасности. Однако она выступает за выстраивание всеми странами своей политики таким образом, чтобы избежать закрепления блокового мышления и нагнетания напряженности в информпространстве АТР. Как заметил Президент Российской Федерации В.В.Путин в интервью CNBC, комментируя создание AUKUS, «дружить между собой - это хорошо, но дружить против кого-то - это плохо» [7].

 

Источники и литература

1. О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности // https://www.mid.ru/web/guest/mezdunarodnaa-informacionnaa-bezopasnost/-/asset_publisher/UsCUTiw2pO53/content/id/4600397 (дата обращения: 19.10.2021 г.).

2. О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Никарагуа о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности // https://www.mid.ru/web/guest/mezdunarodnaa-informacionnaa-bezopasnost/-/asset_publisher/UsCUTiw2pO53/content/id/4824633 (дата обращения: 19.10.2021 г.).

3. Об итогах первой встречи Диалога Россия - АСЕАН по вопросам, связанным с обеспечением безопасности ИКТ // МИД России. 24.09.2021 // URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/news/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4865708 (дата обращения: 19.10.2021 г.).

4. Об итогах проведения первого семинара Регионального форума АСЕАН по безопасности по тематике противодействия использованию ИКТ в преступных целях // МИД России. 28.04.21 // URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4715888 (дата обращения: 19.10.2021 г.).

5. Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. №213) // http://www.scrf.gov.ru/security/information/document114 (дата обращения: 19.10.2021 г.).

6. В.Путин заявил, что больше всего кибератак в мире идет с территории США // Агентство ТАСС. 16.06.2021 // URL: https://tass.ru/politika/11667495 (дата обращения: 19.10.2021 г.).

7. В.Путин посчитал, что создание AUKUS подрывает региональную стабильность // Агентство Интерфакс. 14.10.2021 // URL: https://www.interfax.ru/world/797218 (дата обращения: 19.10.2021 г.).

8. Текст резолюции Генассамблеи ООН №74/247 от 27 декабря 2019 г. «Противодействие использованию ИКТ в преступных целях» // https://undocs.org/ru/A/RES/74/247 (дата обращения: 19.10.2021 г.).

9. Текст резолюции Генассамблеи ООН №75/240 от 31 декабря 2021 г. «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» // https://undocs.org/ru/A/RES/75/240 (дата обращения: 10.07.2021 г.).

10. Carbis Bay G7 Summit Communiqué // European Council. 13.06.2021 // URL: https://www.consilium.europa.eu/media/50361/carbis-bay-g7-summit-communique.pdf (дата обращения: 19.10.2021 г.).

11. Joint Statement from Quad Leaders // White House. 24.09.2021 // URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/09/24/joint-statement-from-Quad-leaders/ (дата обращения: 19.10.2021 г.).

12. Remarks by President Biden, Prime Minister Morrison of Australia, and Prime Minister Johnson of the United Kingdom Announcing the Creation of AUKUS // White House. 15.09.2021 // URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/09/15/remarks-by-president-biden-prime-minister-morrison-of-australia-and-prime-minister-johnson-of-the-united-kingdom-announcing-the-creation-of-aukus/ (дата обращения: 19.10.2021 г.).

13. Sixth Edition of Singapore International Cyber Week Concludes Successfully // Singapore International Cyber Week Official Website. 14.10.2021 // URL: https://www.sicw.gov.sg/resources/publications/6th-edition-of-sicw (дата обращения: 19.10.2021 г.).

14. The Sydney Dialogue // Australian Strategic Policy Institute. 01.09.2021 // URL: https://tsd.aspi.org.au/ (дата обращения: 19.10.2021 г.).

15. The Summit for Democracy // U.S. Department of State. 11.08.2021 // URL: https://www.state.gov/summit-for-democracy/ (дата обращения: 19.10.2021 г.).