Темы, связанные с бассейном реки Амазонки, охватывающим половину Южной Америки, занимают видное место в международных дискуссиях о климатических изменениях, истощении природных ресурсов или ухудшении окружающей среды вследствие антропогенного воздействия на природу.

Территория, находящаяся в пределах бассейна Амазонки, является самой большой низменностью на Земле. Она простирается от Анд до Атлантического океана и находится в пределах следующих девяти стран: Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Гайаны, Колумбии, Перу, Суринама, Эквадора и Французской Гвианы1.

В Амазонии проживает 40 млн. человек - представителей 385 коренных народностей, говорящих на 86 языках2. Их образ жизни неразрывно связан с богатым биологическим разнообразием данной экосистемы, на которой расположен огромный массив тропического леса, являющийся одним из важнейших регуляторов мирового климата.

Благодаря реке Амазонке и рекордному по полноводности речному бассейну, там сосредоточено 20% общемировых запасов пресной воды, рост потребления которой может сделать ее главным дефицитным ресурсом Земли, начиная уже с 50-х годов текущего столетия3.  

Что касается биологического разнообразия, то там представлена одна из многочисленных  «коллекций» растений и животных, состоящая из 30 тыс. видов растений, почти 3 тыс. видов рыб, 550 видов рептилий, 350 видов  млекопитающих и около 950 видов птиц4. Это более половины всех наземных видов животных, растений и насекомых5.

Благодаря наличию такого разнообразного количества ресурсов, Амазония признается мировым сообществом как уникальная экосистема, а происходящие на ее территории процессы оказывают влияние на климатические изменения общемирового масштаба. Учитывая стратегическое значение данной экосистемы для мирового развития6, важно знать с какими вызовами сталкиваются расположенные на ней страны, а также проанализировать, какие механизмы разработаны для их решения.

Прежде всего, это проблемы, связанные с охраной окружающей среды и рациональным природопользованием. Вопросы экологии для лидеров южноамериканских государств долгое время являлись второстепенными. Реализуя масштабные планы развития, они рассматривали Амазонию как источник неисчерпаемых природных ресурсов, а именно: дешевой древесины, золота, драгоценных камней и минералов, редких видов флоры и фауны. Как отмечает видный российский ученый доктор политических наук Б.Ф.Мартынов, руководство Бразилии было заинтересовано в первую очередь в реализации крупных гидроэнергетических проектов (ГЭС «Итайпу») и строительстве новых автомагистралей (Трансамазонское шоссе)7.

Наряду с добычей полезных ископаемых и неконтролируемой экономической эксплуатацией экосистемы, происходило расширение территории для нужд земледелия и животноводства. По данным «Global Forest Watch», в 2019 году в пятерку стран, потерявших наибольшее количество лесных ресурсов, вошли три страны Амазонии - Бразилия, Боливия и Перу8. Вырубка приводит к истощению грунта, заиливанию акватории Амазонки и ее обмелению.

Следующая проблема связана с экономическим фактором и активным вовлечением данной территории в сферу деятельности ТНК9. Бразильский эксперт А.Прокопио выделяет активную деятельность со стороны китайских ТНК, которые «закрепились» на золотоносных шахтах Амазонии10. Помимо ТНК, добычу золота ведут нелегально многочисленные старатели, в результате чего происходит загрязнение водных артерий ртутью, попадание которой в реки наносит ущерб соседним странам, способствует ухудшению здоровья местных жителей11.

Кроме этого, данный ареал активно вовлекается в сферу деятельности международных преступных организаций, связанных с производством и оборотом наркотиков. Колумбия, Перу и Боливия являются основными производителями кокаина в Южной Америке, а Эквадор и Бразилия служат «транзитно-перевалочными пунктами»12.

Вышеперечисленные проблемы экологического и экономического характера тесно связаны с вызовами в социальной сфере. Потребительский подход к природным ресурсам вызывает протест со стороны коренных жителей Амазонии13.

Масштабность трансграничных вызовов колоссальна и охватывает страны всего бассейна реки Амазонки. В конце XX века у лидеров данных стран возникла потребность в выработке совместных подходов к решению вышеперечисленных проблем. Примером этого стало подписание восемью странами14 в 1978 году Договора об Амазонском сотрудничестве15, целями которого названы охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов16.

Высшим органом, отвечающим за определение руководящих принципов общей политики, является Совещание министров иностранных дел. Исполнительные функции возложены на Совет по делам амазонского сотрудничества (САС), который состоит из высокопоставленных дипломатических представителей стран-участниц17.

В декабре 1995 года, после внесенной поправки к договору 1978 года, был учрежден Постоянный секретариат со штаб-квартирой в городе Бразилиа (Бразилия), в обязанности которого входит реализация целей, изложенных в договоре. 14 декабря 1998 года, Договор об амазонском сотрудничестве был преобразован в Организацию Договора о сотрудничестве в бассейне реки Амазонки (ОДСА)18. Консультативным и вспомогательным органом САС стал Координационный совет по вопросам амазонского сотрудничества (КСАС)19, в рамках которого работают комитеты по вопросам здравоохранения20; окружающей среды21; по делам индейцев22; транспорта, инфраструктуры и коммуникаций23; туризма24; науки и технологий25.

В рамках ОДСА была принята Программа стратегического сотрудничества26. Она затрагивает вопросы, связанные с устойчивым развитием, климатическими изменениями, жизнью коренного населения, рациональным использованием возобновляемых природных ресурсов, обменом информацией, здравоохранением, инфраструктурными проектами, институциональной и финансовой составляющими ОДСА.

Отдельно хотелось бы отметить реализацию проектов по водным ресурсам27, в результате чего была создана единая система управления водными ресурсами, произведены исследования водоносного горизонта и подземных потоков Амазонки, разработаны альтернативные варианты водоснабжения.

Следует назвать также осуществляемый совместно с Германским банком развития проект по мониторингу различных видов флоры и фауны и борьбе с торговлей исчезающими эндемичными видами28, благодаря которому сведена до минимума возможность подделки документов по выдаче электронных разрешений на торговлю различными видами животных. 

Необходимо упомянуть и реализуемый совместно с Международной организацией по тропической древесине (МОТД), германским обществом по международному сотрудничеству и Генеральным директоратом по международному сотрудничеству Нидерландов проект внедрения интегрированного управления лесным покровом бассейна реки Амазонки29. В рамках совместной программы по мониторингу районов обезлесения созданы специальные пункты наблюдения за амазонским ареалом и реализованы меры в области ответственного лесопользования на территориях стран - членов ОДСА30. Благодаря немецкому и голландскому финансированию выполняются меры по предотвращению незаконной вырубки лесов.

Необходимо назвать и проект, реализуемый совместно с Межамериканским банком развития (МАБР) и Панамериканской организацией здравоохранения (ПАОЗ) по защите коренных народов, находящихся в добровольной изоляции31. В его рамках происходит сбор информации об эпидемиологической ситуации, осуществляются меры с целью устранения болезней среди коренного населения, а также предотвращения воздействия токсичных веществ на коренных жителей Амазонии.

Заинтересованность международных организаций в сотрудничестве с ОДСА обусловлена важностью происходящих в Амазонии процессов, которые отражаются на состоянии экосистемы всей планеты. Кроме этого, ОДСА не обладает достаточными ресурсами для ответа на возникающие в Амазонии угрозы.

В настоящее время страны - члены ОДСА работают над разработкой новой Программы стратегического сотрудничества до 2030 года, куда планируется добавить специальный план по взаимодействию на случай чрезвычайных ситуаций в данном ареале. Кроме того, в обновленной программе должно отводиться больше внимания совместной деятельности в социальной сфере. В первую очередь речь идет о работе с коренными народами, находящимися в добровольной изоляции, и народами, ведущими племенной образ жизни. Вспышка коронавирусной инфекции в Южной Америке придает актуальность сотрудничеству и в сфере здравоохранения.

В 2019 году амазонскими странами был заключен так называемый  «Летисийский пакт»32 (без участия Венесуэлы и Французской Гвианы), где перечислены обязательства принять конкретные меры для защиты Амазонии от пожаров, координации действий по устранению причин обезлесения, а также расширению взаимодействия по борьбе со стихийными бедствиями.

Подписание в 2020 году Рамочного соглашения о сотрудничестве в целях устойчивого развития Амазонии между ОДСА и Экономической комиссией ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) стало новым шагом в укреплении потенциала Амазонского пакта33. В соглашении предусмотрено участие представителей ОДСА в мероприятиях, проводимых под эгидой ЭКЛАК для обмена опытом в борьбе с социальным неравенством.

Ресурсы Амазонии не только побуждают к сотрудничеству, но и порождают притязания на контроль над ними со стороны крупнейших держав мира. Так, например, американский сенатор Альберт Гор в 1989 году заявил, что «Амазония не является собственностью бразильцев, а принадлежит нам всем»34, а в 2006 году министр окружающей среды, продовольствия и сельскохозяйственного развития Великобритании Дэвид Милибэнд предложил «приватизировать» Амазонию35.

Необходимо отметить, что ситуация, которая сложилась в 2019 году на фоне распространения пожаров в Амазонии фактически продемонстрировала политизацию экологических проблем. Подвергая критике действия руководства Бразилии и обвиняя Болсонару в безответственной экополитике, Президент Франции Эммануэль Макрон назвал кризисом международного значения лесные пожары в Бразилии и предложил обсудить эту тему на саммите стран «G7». Помимо этого, Президент Франции отметил, что блокирует ратификацию торгового соглашения между Евросоюзом и странами Южной Америки, пока Бразилия не предпримет больше усилий для борьбы с пожарами в бассейне Амазонки36.

В ответ на такие заявления, Президент Бразилии Жаир Болсонару заявил, что лидер Франции критикует пожары, бушующие в лесах Амазонии, лишь для получения политической выгоды, и обвинил его в колониализме: «Предложение французского президента обсудить вопросы, связанные с Амазонией на «G7», без участия стран региона напоминает колониальный образ мышления, неприемлемый в XXI веке»37.

В данном случае наблюдаются определенные двойные стандарты в подходах Франции применительно к сфере экологической политики в Амазонии. Так, потребности развития территории Французской Гвианы привели к одобрению золотодобычи в районе коммуны Саюль в наиболее охраняемом месте - национальном парке «Гвианская Амазония». А 4 декабря 2019 года правительство Франции, несмотря на протесты экологов, разрешило использовать технологию цианидизации для добычи золота в Гвиане. При этом стоит отметить, что некоторые из электростанций в этом заморском департаменте Франции работают на таком виде биотоплива, как соя, а для ее выращивания необходимо регулярно вырубать тропический лес. В результате лес во Французской Гвиане отдали под вырубку практически одновременно с заявлениями Макрона о необходимости защиты амазонских лесов, обвинениями Болсонару в безответственной экополитике и угрозами заблокировать из-за этого торговое соглашение между Евросоюзом и странами Южной Америки. И это, не говоря уже о деятельности французских банков «BNP Paribas», «Natixis» и «Crédit Agricole», которые принимают активное участие в освоении Амазонии38.

В отличие от такого рода экспансионистских устремлений, Россия готова к налаживанию взаимовыгодного сотрудничества с амазонскими странами. На территории нашей страны есть похожий природный ареал - Сибирь. Недаром по уникальности и важности ресурсов Амазонию часто сравнивают с ней. В данном контексте взаимодействие, связанное с сохранением лесов и предотвращением лесных пожаров, может стать еще одной из сфер сотрудничества России со всеми странами Южной Америки. У нашей страны есть колоссальный опыт в мониторинге водных ресурсов, социализации коренных народов и борьбе с наркотрафиком, которым мы могли бы поделиться со странами региона. В дополнение к этому у России сложились добрые отношения со всеми странами региона, не говоря уже о совпадении подходов к решению общемировых проблем и борьбе с новыми вызовами и угрозами.

 

 

1Доклад «Экологический обзор Амазонии»//Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Официальный сайт. 2009 // URL: https://www.unenvironment.org/ru/node/12159 (дата обращения: 15.03.2021).

2La región Amazónica en cifras // CEPAL. 2018. 17 апр. // URL: https://foroalc2030.cepal.org/2018/sites/foro2018/files/presentations/otca-presentacion_ods_cepal_sela-17abril2018.pdf (дата обращения: 15.03.2021).

3Проблемы пресной воды. Глобальный контекст политики России: экспертно-аналитический доклад / Под общ. ред. А.В.Торкунова. МГИМО (У) МИД России, Институт международных исследований. М.: МГИМО-Университет, 2011. С. 4.

4Nuestra Amazonia // OTCA. 2021 // URL: http://otca.org/la-amazonia/ (дата обращения: 10.03.2021).

5На родине в Амазонии: сохранение биоразнообразия и средств к существованию как единая задача // ФАО. 2021 // URL: http://www.fao.org/in-action/at-home-in-the-amazon/ru/ (дата обращения: 12.03.2021).

6Amazon treaty body hailed as model for regional conservation efforts // UN. 2013. 18 апр. // URL: https://www.un.org/esa/forests/news/2013/04/amazon-treaty-body-hailed-as-model-for-regional-conservation-efforts/index.html (дата обращения: 01.03.2021).   

7Мартынов Б.Ф. Бразилия - гигант в глобализирующемся мире. М.: ИЛА РАН. Наука, 2008. С. 79.

8World Resources Institute (WRI). We Lost a Football Pitch of Primary Rainforest Every 6 Seconds in 2019 // URL: https://www.wri.org/blog/2020/06/global-tree-cover-loss-data-2019  (дата обращения: 02.03.2021).

9Мартынов Б.Ф. «Реликтовые» и потенциальные конфликты в Латинской Америке. Международные процессы. 2006. Т. 4. №2(11).
С. 48-58.

10Прокопио А. Оборотная сторона освоения Амазонии // Латинская Америка. 2011. №7. С. 45-51.

11Проблемы Амазонки // ECOPORTAL. 2016. 28 июня // URL: https://ecoportal.info/problemy-amazonki/ (дата обращения: 07.03.2021).

12Современная организованная преступность в Латинской Америке и странах Карибского бассейна / Ответственный редактор д. полит. н., проф. Б.Ф.Мартынов. М.: Весь Мир, 2017. 272 c.

13Шинкаренко А.А. Экологические проблемы как фактор политического участия в Латинской Америке // Исторические исследования. 2019 // URL: http://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/article/view/216/516  (дата обращения: 15.03.2021).   

14Все страны амазонского ареала, за исключением Французской Гвианы.

15Treaty for Amazonian Cooperation (Amazon Cooperation Treaty (ACT) // Environmental Treaties and Resource Indicators (ENTRI). 1978. 3 июля // URL: http://sedac.ciesin.columbia.edu/entri/texts/amazonian.cooperation.1978.html (дата обращения: 12.03.2021). Другое название - Договор о сотрудничестве в районе Амазонки.

16Борзова А.Ю. Дипломатическая служба Бразилии как инструмент реализации внешней политики страны (1902-2014 гг.). М.: Изд-во РУДН, 2016. C. 372.

17Reglamento del Consejo de Cooperación Amazónica (CCA) // ОДСА официальный сайт // URL: http://www.otca-oficial.info/assets/documents/20160628/60cd6059e20c6144140ed68d7bd51b7c.pdf (дата обращения: 15.03.2021).

18Другие названия: Организация договора об Амазонском сотрудничестве, или Амазонский пакт.

19Comisión de Coordinación del Consejo de Cooperación Amazónica (CCOOR) / /ОДСА официальный сайт // URL: http://www.otca-oficial.info/assets/documents/20160628/40524b5c2370d573c6f58d7bfcd54b61.pdf  (дата обращения: 15.03.2021).

20Comisión Especial de Salud de la Amazonía (CESAM) // ОДСА официальный сайт // URL: http://www.otca-oficial.info/library/details/37 (дата обращения: 15.03.2021).

21Comisión Especial de Medio Ambiente de la Amazonía (CEMAA)//ОДСА официальный сайт. URL: http://www.otca-oficial.info/library/details/38 (дата обращения: 15.03.2021).

22Comisión Especial de Asuntos Indígenas de la Amazonía (CEAIA) // ОДСА официальный сайт // URL:  http://www.otca-oficial.info/library/details/40 (дата обращения: 15.03.2021).

23Comisión Especial de Transportes, Comunicaciones e Infraestructura de la Amazonía  (CETICAM) // ОДСА официальный сайт // URL: http://www.otca-oficial.info/library/details/36 (дата обращения: 15.03.2021).

24Comisión Especial de Turismo de la Amazonía (CETURA) // ОДСА официальный сайт // URL: http://www.otca-oficial.info/library/details/35 (дата обращения: 15.03.2021).

25Comisión Especial de Ciencia y Tecnología de la Amazonía (CECTA) // ОДСА официальный сайт // URL: http://www.otca-oficial.info/library/details/39  (дата обращения: 15.03.2021).

26Agenda Estratégica de Cooperación Amazónica 2010-2018 // ОДСА официальный сайт // URL: http://www.otca-oficial.info/assets/documents/20160629/bfa5dfe5a1ca92b4efdb102ee8e54634.pdf (дата обращения: 15.03.2021).

27Proyecto Manejo Integrado y Sostenible de los Recursos Hídricos Transfronterizos de la Cuenca del Río Amazonas // Проект Глобального экологического фонда совместно с ЮНЕП «Комплексное управление трансграничными водными ресурсами бассейна р. Амазонки с учетом климатических изменений» // URL:  http://otca.info/gef/apresentacao (дата обращения: 02.03.2021).

28Proyecto Regional para la Gestión, Monitoreo y Control de Especies de Fauna y Flora Silvestres Amenazadas por el Comercio (Proyecto Bioamazonía - Conservación de especies amenazadas por un comercio no sustentable) // ОДСА официальный сайт // URL: http://www.otca-oficial.info/projects/details/7 (дата обращения: 15.03.2021).

29Monitoreo de la Cobertura Forestal en la Región Amazónica // ОДСА официальный сайт // URL: http://www.otca-oficial.info/projects/details/1 (дата обращения: 15.03.2021).

30Fortalecimiento de capacidades en gestión forestal sustentable y conservación de biodiversidad // ОДСА официальный сайт // URL: http://www.otca-oficial.info/projects/details/2 (дата обращения: 15.03.2021).

31Marco estratégico para la protección de los pueblos indígenas en aislamiento voluntario y contacto inicial // La Red Amazónica de Información Socioambiental Georreferenciada // URL: https://www.amazoniasocioambiental.org/wp-content/uploads/2018/08/Sistematizacion_Edici%C3%B3n-frida.3.pdf (дата обращения: 15.03.2021).

32Pacto de Leticia por la Amazonía // Plataforma digital del Estado Peruano. 2019. 6 сен. // URL: https://www.gob.pe/institucion/rree/noticias/50579-pacto-de-leticia-por-la-amazonia (дата обращения: 15.03.2021).

33CEPAL y la OTCA firman Acuerdo Marco de Cooperación para el desarrollo sostenible en la Región Amazónica //ОДСА официальный сайт. 2020 // URL: http://www.otca-oficial.info/assets/documents/20200629/e17ccf971afc01592bbf1a0031d2c46b.pdf (дата обращения: 15.03.2021).

34La Amazonia, los límites de la soberanía y el mundo que viene//Política exterior. 2019. 5 сен. // https://www.politicaexterior.com/la-amazonia-los-limites-la-soberania-mundo-viene (дата обращения: 15.03.2021).   

35Безерра М. Окружающая среда и национальный суверенитет. Бразилия под угрозами// Международная жизнь. 2020 // URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2414 (дата обращения: 15.03.2021).   

36Тимофеева Ю.А., Будыкина К.Ю. Пожары в Амазонии и отношения между Mercosur и ЕС // Латинская Америка. 2020. №7. С. 79-88.

37Болсонару обвинил Макрона в колониализме за высказывания о пожарах в Амазонии // Интерфакс. 2019. 23 авг. // URL: https://www.interfax.ru/world/673725  (дата обращения: 15.03.2021).

38Экоцид в Амазонии: как Макрон и французские банки «спасали» леса Бразилии // Федеральное агентство новостей (Riafan.ru). 2021. 11 марта // URL: https://riafan.ru/1402563-ekocid-v-amazonii-kak-makron-i-francuzskie-banki-spasali-lesa-brazilii (дата обращения: 15.03.2021).