В последние несколько лет во Франции вышел целый ряд книг, в которых известные философы, социологи, историки и антропологи анализируют глубокие изменения, происходящие во французском обществе, начиная с 1960-х годов XX века. Все они в той или иной мере пишут про постхристианскую эру и новую Францию, сильно отличающуюся от прежней. Самой известной и уже по-настоящему культовой стала книга Жерома Фурке «Французский архипелаг»1, вышедшая в 2019 году. В ней представлена картина раздробленного, фрагментированного французского общества, из единой и неделимой нации превратившегося сегодня в настоящий мультикультурный «архипелаг». Схожие темы затронуты в сотнях других исследований. Отметим, например, работы философа Алена Финкелькрота, демографа и историка Эрве Ле Бра, историка и антрополога Эммануэля Тодда или историка Гийома Кюше, чья вышедшая в 2018 году книга «Как наш мир перестал быть христианским»2 также получила большую известность.

Уже не христианская Франция

В современной Франции только 7% населения хотя бы раз в месяц ходят в церковь, то есть относятся к практикующим католикам, хотя в 1981 году таких было 17%3. Количество священников в стране за 65 лет сократилось в три раза - со 177 тысяч в 1950 году до 51,5 тысячи в 2015-м. Хотя в момент Французской революции в 1789 году во Франции насчитывалось 170 тыс. священнослужителей, то есть этот показатель не менялся почти 200 лет4. Что касается крещения детей, то еще в 1999 году среди детей в возрасте до семи лет крещеных было 48,8%, а в 2015-м - только 30%5. Сегодня больше половины (53%) практикующих католиков одобряют легализацию абортов, что также говорит о падении авторитета церкви6. Косвенным свидетельством «дехристианизации» Франции можно считать и резкое падение популярности женского имени Мария, которое традиционно ассоциируется с христианской верой. В период Первой мировой войны во Франции это было самое популярное женское имя - 15% девочек при рождении получали имя Мария, в середине XX века - 8%, сегодня - всего 0,3%7.

Кризис католичества во Франции начался в 1960-х годах. Точкой отсчета послужили не события мая 1968 года, хотя именно такой версии придерживаются многие исследователи, а скорее решения Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.), которые привели к значительному изменению литургии в католической Европе.

Отмена латинского языка в качестве обязательного для богослужения и смягчение некоторых религиозных запретов сыграли важную роль и повлияли на отношение к церкви большого количества людей, утратился сакральный характер богослужения. Ничего напрямую не отменяя, решения Второго Ватиканского собора привели к тому, что главным приоритетом в церковной жизни стало «скрупулезное уважение религиозной свободы каждого верующего»8. Иными словами, в умах многих верующих религиозная практика перестала быть обязательной для исполнения.

Попытка модернизации литургии привела таким образом не к привлечению новых людей, а к заметному сокращению количества практикующих католиков. В качестве примера можно привести процесс постепенного смягчения поста перед причастием. В 1953 году Папа Пий XII, оставив запрет на потребление пищи с полуночи перед причастием, разрешил употребление воды. В 1957 году пост был ограничен тремя часами без еды и одним часом без воды. А в 1964 году, в ходе Второго Ватиканского собора, Папа Павел VI ограничил пост всего одним часом, и для еды, и для воды, что, по сути, означало отказ от одного из самых древних церковных правил9.

Уже после Второго Ватиканского собора случились события мая 1968 года и папская энциклика «Humanae vitae» с запретом на использование контрацепции, что в условиях сексуальной революции в Европе вызвало большой резонанс внутри самой католической церкви и негативную реакцию значительной части общества. В итоге именно после решений Второго Ватиканского собора и последующих за ним событий начался постепенный и ставший сегодня очень заметным процесс дехристианизации Франции.

Показательным выглядит изменение восприятия гомосексуализма французским обществом. Если в 1986 году 25% населения воспринимало гомосексуальные отношения как «болезнь, которую надо лечить», то в 1996-м такого мнения придерживались уже 16% населения, а в 2012-м - всего 6%. Соответственно, тех, кто воспринимал однополые связи как «обычный вид сексуальной жизни», в 1986 году было 54%, в 1996-м - 67%, а в 2012-м - 87%10. Ключевым в этом смысле стал период с 1996 по 2000 год, когда активно обсуждался PACS, гражданский договор солидарности, который должен был гарантировать парам, не состоящим в официальном браке, в том числе однополым парам, некоторые личные и имущественные права. Именно тогда произошло серьезное изменение в восприятии гомосексуализма во Франции, и именно тогда начался путь к легализации однополых браков. Еще в 1998 году, за год до принятия закона о PACS, страна была почти поровну разделена на два лагеря: 49% - за предоставление однополым парам права заключать PACS, 48% - против. Уже в 2000 году, через год после принятия закона, 64% населения поддерживают эту инициативу, а в 2003 году - 70%11. Принятие французским парламентом закона о гражданском договоре солидарности стало точкой отсчета дискуссии о дальнейшем расширении прав однополых пар.

После принятия PACS (1999 г.) быстро начало возрастать количество тех, кто выступал за легализацию однополых союзов и усыновления детей гомосексуальными парами. Так, в 1999 году число сторонников однополых браков во Франции превысило 50%, в 2004 году - уже 64%. Вопрос с усыновлением детей, как и ожидалось, оказался более тяжелым, но и здесь динамика изменения общественного мнения прошла тот же путь только с задержкой в несколько лет. На момент принятия PACS всего 33% французов поддерживали легализацию усыновления детей однополыми парами, в 2003 году - 37%, но уже в 2004-м - 49%, а в 2011-м - 58%12.

Именно в 2003-2011 годах вслед за законодательными изменениями большая часть французов начинает поддерживать предоставление однополым парам не только минимальных личных и имущественных прав (PACS), но и легализацию полноценных однополых союзов и усыновления детей. Неслучайно Франсуа Олланд во время президентской кампании 2012 года включил в свою программу пункт о «браках для всех». Для католической части населения закон об однополых браках, принятый в 2013 году, стал двойным ударом. Во-первых, парламент принял закон, нарушающий фундаментальные христианские принципы семьи. Во-вторых, даже массовые манифестации не помешали его принять, что лишний раз подчеркивало, что католики больше не являются серьезной силой13.

После легализации однополых союзов начало меняться, в свою очередь, и отношение французов к предоставлению для лесбийских пар права на вспомогательные репродуктивные технологии (например, на экстракорпоральное оплодотворение - ЭКО), следующей стадии расширения прав однополых пар. В 2013 году только 47% французов поддерживали подобную инициативу (хотя на тот момент 66% выступали за однополые браки), в 2014 году число сторонников превысило 50%, а в 2017-м - 60%14. В итоге в начале 2020 года закон был принят французским парламентом в первом чтении и, видимо, после окончания эпидемии коронавируса будет окончательно принят и вступит в силу.

В целом этот опыт показывает, что действия законодателей и изменения общественного мнения взаимно дополняют друг друга и подталкивают к новым шагам по принципу домино. Кстати, одновременно во французском обществе происходили и другие важные трансформации, свидетельствующие в том числе о снижении роли католицизма в стране. Например, в 2007 году количество детей, рожденных вне брака, впервые во французской истории превысило 50%15, а в 2008 году впервые более половины французов высказались в поддержку кремации16.

Постепенный процесс дехристианизации во Франции не означает «терминального кризиса» католицизма в стране. В действительности 32% населения страны продолжают считать себя католиками17. Известный французский философ Мишель Онфре по этому поводу писал, что французы никогда не были настолько христианами, как тогда, когда внешне перестали ими быть18, а Эрве Ле Бра и Эммануэль Тодд даже ввели во французскую историографию термин «зомби-католики», характеризующий людей, не соблюдающих религиозную практику, но в культурном, ментальном смысле остающихся католиками19. Да и автор «Французского архипелага» Жером Фурке в другой своей книге писал, что легализация однополых браков в 2013 году привела к тому, что французские католики вышли из летаргического сна20.

Действительно, именно католический электорат помог, например, Франсуа Фийону победить в ноябре 2016 года на праймериз правых и центра, что, впрочем, не помогло ему на президентских выборах 2017 года. Таким образом, католики продолжают оставаться заметной силой во Франции, однако в последние 50 лет их влияние заметно снизилось, а Франция вступила в постхристианскую эру.

Еще далеко не мусульманская Франция

Когда заходит речь об упадке католицизма во Франции, обычно говорят о растущей роли ислама в стране. Если католицизм переживает резкое сокращение религиозной практики, то среди французских мусульман наблюдается обратная картина. Во Франции сегодня 65% мусульман выступают за регулярное ношение женщинами хиджаба, а 24% поддерживают ношение никаба, полностью закрывающего лицо. Интересно, что распространенное в Европе представление о том, что женщины носят хиджаб из-за давления мужчин, не подтверждается цифрами. По статистике, женщины в этом вопросе более консервативны (70% - за ношение хиджаба), чем мужчины (58%)21.

Что касается продуктов халяль, то 70% мусульман регулярно покупают подобные товары, 22% делают это иногда и только 6% - никогда. Более 40% французских мусульман22 считают приверженность халяльному питанию одной из главных обязанностей мусульманина, хотя по тексту Корана ни продукты питания халяль, ни ношение хиджаба не относятся к таковым. Что касается употребления алкоголя, то количество мусульман, позволяющих себе употребление спиртных напитков, снизилось с 35% в 1989 году до 22% в 2016-м23. В целом ислам сегодня самая практикуемая религия во Франции. Среди мусульман 2,5 млн. человек регулярно посещают места культа, тогда как среди католиков, которых гораздо больше, - всего 1,35 миллиона24.

Однако степень распространения ислама во Франции сильно преувеличена как СМИ, так и самими французами. По данным масштабного исследования парижского Института Монтеня, проведенного в 2016 году, во Франции проживает 5,7 млн. мусульман (по данным газеты «Фигаро» - больше 6 млн. человек25), что составляет всего 8,6%26 населения. Хотя, по результатам социологических опросов, сами французы считают, что мусульман в стране от 15 до 20 миллионов (всего население Пятой республики составляет примерно 67 млн. человек), в процентном соотношении - 31%27.

Число мусульман во Франции действительно растет. Несмотря на то, что общее количество мусульман в стране не превышает 9%, количество детей 2016 года рождения, которым родители дали арабо-мусульманские имена, составляет 18,8 %28. В последние годы во Франции уже не стесняются говорить о существовании французского ислама, реально влияющего на самые разные аспекты жизни французов и вносящего серьезный вклад во фрагментацию французского общества. Однако Франция еще очень далека от того, чтобы миф об исламизации страны стал реальностью.

Франция фрагментарная

Помимо кризиса католичества и постепенного распространения ислама, во Франции сократилось влияние и некоторых других традиционных для страны институтов, что также ведет к разобщению нации. На протяжении длительного времени, со времен Второй мировой войны и вплоть до 1980-х годов, значительную роль во Франции играла коммунистическая идеология. Для некоторых регионов, где были сильны позиции Французской коммунистической партии, коммунизм был своеобразной религией, «красной церковью», альтернативной католичеству. У французских коммунистов были свои СМИ, свои интеллектуалы, молодежные организации, система социальной взаимопомощи. Однако с окончанием холодной войны и общим кризисом коммунизма в мире влияние французских коммунистов на общество перестало быть заметным.

На президентских выборах 1969 года кандидат-коммунист Жак Дюкло набрал 21,3%, в 1981 году Жорж Марше - 15,35%, в 1995 году Робер Ю. - 8,6%, а в 2007-м Мари-Жорж Бюффе - всего 1,9%. Тираж знаменитой коммунистической газеты «Юманите» опустился со 150 тыс. экземпляров в 1972 году до 34 тысяч в 2017-м.

С точки зрения присутствия на политической сцене некоторое возрождение коммунистической идеологии произошло во Франции благодаря Жан-Люку Меланшону, набравшему на президентских выборах 2017 года значительные 19,5%. Тем не менее Меланшон, несмотря на некоторую близость своих взглядов к коммунистическим, сам себя коммунистом не считает. Учитывая, что в последние несколько лет в стране наблюдается и резкое снижение популярности Социалистической партии (кандидат-социалист Бенуа Амон в первом туре президентских выборов 2017 г. набрал всего 6,3%, а Социалистическая партия на парламентских выборах 2017 г. установила свой антирекорд, получив всего 30 мест в Национальном собрании вместо 280 (2012 г.), можно говорить о том, что не только коммунизм, но и в целом левая идеология переживает сегодня глубокий кризис, хотя еще недавно она играла одну из ключевых ролей в конструировании французской нации. 

Сокращение читателей произошло не только у газеты «Юманите». Во Франции, как и в целом в мире, наблюдается общий кризис доверия к центральным СМИ, которые раньше формировали информационную повестку в стране, и, по мнению Жерома Фурке, это еще одна причина разобщения французской нации. Например, подписка на журнал «Экспресс» (L’Express) сократилась с 433 тыс. экземпляров в 2005 году до 290 тысяч в 2017-м, у известнейшего на весь мир журнала «L’Obs» (раньше назывался «Нувель Обсерватер») количество постоянных читателей уменьшилось с 511 тысяч в 2005 году до 333 тысяч в 2017-м29.

В условиях резкого роста количества источников информации сокращение влияния центральных СМИ приводит к разного рода последствиям, в том числе увлечению людей теориями заговоров и в целом к снижению критического мышления среди населения при обработке информации. Так, например, 32% французов верят, что вирус СПИД был разработан в секретных американских лабораториях, а 17% считают, что в США существует климатическое оружие, способное вызывать бури и штормы в любой точке земного шара30. Степень увлечения людей не только во Франции, но и по всему миру различными теориями заговоров очевидна сегодня для всех, в том числе и на примере того большого количества ложной информации о распространении коронавирусной инфекции, которую люди пересылают друг другу в социальных сетях.

Еще один фактор, способствующий фрагментации французского общества, - прогрессирующее социальное расслоение и окончательное разделение нации на элиту и всех остальных. Во французских городах, особенно в Париже, всегда были так называемые буржуазные и рабочие районы, но раньше они были не так сильно отделены друг от друга.

В 1982 году кадровые сотрудники (люди с высокими доходами) и представители свободных профессий составляли всего 24,7% от общего населения Парижа, в 2013 году - уже 46,3%. Как отмечает Жером Фурке, сегодня «автомобилист, который направляется от Площади Согласия в Париже в западном направлении, может проехать 30 километров и будет проезжать только те районы, в которых процент кадровых сотрудников и представителей свободных профессий больше 40%, а часто и больше 50%»31. Люди, живущие в этих районах, могут почти не пересекаться с населением периферийных районов и тем более пригородов крупных городов.

Социальное расслоение сильно заметно на примере системы школьного образования. Среди состоятельной части французского населения в последние годы стабильно растет процент родителей, отдающих своих детей в частные школы, которые раньше в основном были католическими, а теперь потеряли религиозную составляющую и превратились в платные учебные заведения, в которых в среднем уровень образования выше, чем в государственных школах, и из которых проще поступить впоследствии в одну из четырех самых престижных высших школ Франции (Политехническую школу, Национальную школу администрации, Высшую коммерческую школу Парижа, Высшую нормальную школу). Социальный состав учащихся школ подтверждает эту тенденцию. В 1950 году выходцы из бедных семей составляли 29% учащихся «Большой четверки», уже в середине 1990-х годов этот показатель составлял всего 9%32.

Франция Эммануэля Макрона и Марин Ле Пен

Фрагментация французского общества привела к глубинным трансформациям политической системы. Традиционное противостояние правых и левых партий, на протяжении нескольких десятилетий бывшее стержнем французской политики, постепенно уходит в прошлое. Еще на президентских выборах 2007 года Франсуа Байру с центристской программой набрал значительные 18,5% голосов, что уже тогда говорило о серьезном потенциале центристских идей в стране.

Неудачные президентские сроки Николя Саркози и Франсуа Олланда только усилили этот потенциал. Неслучайно Эммануэль Макрон еще в начале своей президентской кампании объявил себя «не правым и не левым» политиком. Интересно, что большое значение для него имела позиция все того же Байру, который 22 февраля 2017 года объявил о поддержке кандидатуры Макрона. До этого рейтинг Макрона составлял 19%, после 22 февраля он поднялся до 23,5%, что стало решающим вкладом в выход во второй тур выборов и последующей победой над Марин Ле Пен.

Противостояние Макрона и Марин Ле Пен - новый стержень французской политики. В политическом смысле это борьба неолибералов, глобалистов и европеистов с протекционистами, европессимистами и противниками глобализации или, как считает сам Макрон, «прогрессистов с национал-популистами»33. У этого противостояния есть также географическое и социально-экономическое измерение, возникшее из-за прогрессирующей фрагментации французского общества.

Так, например, уровень безработицы, в зависимости от региона, стал одним из главных факторов при голосовании французов в 2017 году. В первом туре Макрон набрал на 10% больше Марин Ле Пен в тех регионах, где уровень безработицы средний или ниже среднего по стране, в то время как Марин Ле Пен набрала на 12% больше там, где число безработных больше среднего.

В более общем смысле во Франции сегодня наблюдается противостояние центра (крупные города с большим процентом кадровых сотрудников и лиц свободных профессий, с высоким уровнем образования и доходов) и периферии (маленькие города и сельская местность, где преобладают простые рабочие со средним уровнем образования и доходами ниже среднего).

В первом туре президентских выборов 2017 года Марин Ле Пен набрала 24-25,5% голосов в коммунах, расположенных в 30-70 км от крупных региональных центров, а в крупных городах - всего 15,4%34. У Макрона, соответственно, наоборот, показатели тем выше, чем ближе к центральным городам. Это две Франции, не часто встречающиеся друг с другом, как и жители буржуазных и рабочих районов Парижа.

На сегодняшний день есть основания полагать, что противостояние Макрона и Марин Ле Пен будет структурировать французскую политическую жизнь и в дальнейшем, как минимум в среднесрочной перспективе. Неслучайно «Национальный фронт» был переименован в «Национальное объединение», поскольку само понятие «фронт» указывало на антисистемность партии, новое же название говорит о готовности стать частью действующей политической системы.

В этих новых реалиях у Макрона есть серьезное преимущество, поскольку значительная часть французского общества по-прежнему не готова голосовать за Марин Ле Пен, что и подтвердили результаты второго тура президентских выборов 2017 года, хотя экономические последствия эпидемии коронавируса могут заметно ослабить позиции сторонников глобализации. Наличие изначального фаворита отличает сегодняшнее противостояние центра и периферии от того, что было раньше, когда правые и левые политические силы сменяли друг друга у власти.

В целом в результате кризиса традиционных институтов, таких как католическая церковь, центральные СМИ или даже коммунистическая идеология, заменявшая раньше некоторым французам религию, а также из-за роста безработицы, социального расслоения и нескольких волн иммиграции с последовавшим за ними ростом влияния ислама в стране, во Франции произошла фрагментация, разобщение нации, что сегодня заметно в самых разных сферах жизни, в том числе и в политической.

Вполне естественно, что исследователи, пишущие о современных тенденциях во французском обществе, часто акцентируют внимание на негативных явлениях и тем самым нагнетают ситуацию, что хорошо видно на примере распространения ислама в стране, которое на самом деле происходит гораздо медленнее, чем кажется многим авторам и общественным деятелям. Однако тенденция по разобщению французской нации действительно существует. Показательно в этом смысле то, что, по опросам общественного мнения, в 2018 году только 24% французов верили, что победа сборной Франции на чемпионате мира по футболу способна объединить нацию и изменить к лучшему отношения коренных французов и арабо-мусульманского меньшинства, хотя после победы Франции на чемпионате мира 1998 года в это верили 54% населения35.

 

 

1Fourquet J. L’archipel français. Naissance d’une nation multiple et divisée. P., 2019.

2Cuchet G. Comment notre monde a cessé d’être chrétien. Anatomie d’un effondrement. P., 2018.

3Le Point. 23.05.2019.

4Fourquet J. Op. cit. P. 27.

5Ibid. P. 25.

6Ibid. P. 43-44.

7Ibid. P. 30-31.

8Cuchet G. Op. cit. P. 138.

9Ibid. P. 138-139.

10Fourquet J. Op. cit. P. 46.

11Ibid. P. 47.

12Ibid. P. 49.

13Fourquet J. A la droite de dieu. P., 2018. P. 33.

14Fourquet J. L’archipel français… P. 53.

15Ibid. P. 41-42.

16Ibid. P. 57.

17Le Point. 23.05.2019.

18Cuchet G. Op. cit. P. 12.

19Bras H. Le, Todd E. Le Mystère français. P. 73-74.

20Fourquet J. A la droite de dieu...

21Karoui el H. L’Islam, une religion francaise. Paris, 2018. P. 49.

22Ibid. P. 79.

23Fourquet J. L’archipel français… P. 164.

24Karoui el H. Op. cit. P. 48.

25Le Figaro. 5 juin 2019.

26Karoui el H. Op. cit. P. 25.

27Finchelstein G. Piège d’identité. Réflexions (inquiètes) sur la gauche, la droite et la démocratie. Paris, 2016. P. 14.

28Fourquet J. L’archipel français… P. 136.

29Ibid. P. 81.

30Ibid. P. 83.

31Ibid. P. 96.

32Ibid. P. 102.

33L’Obs. №2894. 23-29.04.2020. P. 6.

34Fourquet J. L’archipel français… P. 291.

35Ibid. P. 371.