Россия исторически формировалась как многонациональное и многоконфессиональное государство. Пройдя через сложные социальные эксперименты и духовные поиски, которые затронули глубокие основы жизни человека и социума, граждане Российской Федерации утвердились как единый, многонациональный народ, как российская нация. И это, несмотря на величайшую трагедию конца XX века - развал единой страны, Советского Союза, с которой столкнулась историческая Россия, постсоветские государства и народы.
Возвращаясь на «столбовую дорогу развития человечества», народы нашей страны встали перед лицом проблемы обустройства в новых условиях российских народов и конфессий. При всех трудностях и противоречиях этот вопрос был решен в России прежде всего под руководством Президента Российской Федерации В.В.Путина: восстановлены суверенитет и целостность Российского государства, укреплена вертикаль государственной власти, обеспечена управляемость всех сфер российского общества, закреплены основы обустройства народов и конфессий в составе единого Российского государства.
Одновременно укрепляется исторический авторитет России как мировой державы, которая позитивно влияла и продолжает влиять на мировые процессы, в том числе и в исламском мире. Многонациональность и многоконфессиональность России исторически утверждаются в нашей стране как генетическое качество российской цивилизации.
Императрица Екатерина II в конце XVIII века провозгласила политику веротерпимости по отношению к мусульманам. И постепенно происходила взаимная адаптация в России православных и мусульман друг к другу. Как подчеркнул Президент России В.В.Путин в сентябре 2019 года, будучи в Ботлихе, в Дагестане, «у нас многоконфессиональная страна, но, если посмотреть внимательнее, в основе всех наших конфессий ценности-то одинаковые. То, что в наших народах сохраняется такое отношение к этим ценностям, это главный залог нашей государственной устойчивости». И межконфессиональное единство всех верующих россиян - важный фактор единства российской гражданской нации.
Советская власть, хотя и руководствовалась атеизмом, все же наследовала достаточно позитивные традиции межнационального и многоконфессионального взаимодействия народов, культур и религий страны. В обращении Народного комиссариата (В.И.Ленина, И.В.Сталина) «Ко всем трудящимся-мусульманам России и Востока» от 3 декабря 1917 года подчеркивалось: «Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными». Хотя, повторяю, процесс этот был весьма сложным в Советском Союзе.
Со строительством демократического общества в России в полной мере раскрылись возможности межконфессионального диалога россиян всех вероисповеданий на основе Конституции Российской Федерации и закона «О свободе совести и религиозных объединениях» (от 26.09.1997 №125-ФЗ). Более 20 лет в Российской Федерации действует Межрелигиозный совет России, который оперативно отвечает на тревожные вызовы времени. Россия выступает за равноправный диалог представителей всех конфессий и подтверждает это своей политикой и практическими действиями.
В последние десятилетия активно развивается инфраструктура российской мусульманской уммы. Тысячи мечетей, десятки высших исламских учебных заведений созданы в России за эти годы. Большое значение имело для мусульман России открытие 23 сентября 2015 года нового здания Московской соборной мечети, возведенной при поддержке В.В.Путина усилиями председателя Совета муфтиев России шейха Р.Гайнутдина и при финансовой помощи предпринимателя С.Керимова, а также Президента Турции Р.Эрдогана. Тем самым была обозначена роль Москвы не только как центра православия, но и как исламского центра мирового уровня.
Такие же процессы возрождения ислама при всех противоречиях и трудностях проходят в Дагестане, Чечне, Татарстане, Башкортостане, в Сибири и других регионах России. Создан центр - Болгарская исламская академия при поддержке В.В.Путина и активной роли М.Ш.Шаймиева. В древнем Дербенте работает Музей мировых культур и религий. Подобные процессы активного обустройства мусульманской уммы России позитивно влияют и на усиление международных контактов российских мусульманских организаций.
Важную роль во взаимодействии с мусульманским миром играет организованная по инициативе В.В.Путина и под руководством выдающихся личностей Е.М.Примакова, М.Ш.Шаймиева Группа стратегического видения (ГСВ) «Россия - Исламский мир». В настоящее время по поручению президента эту группу возглавляет Президент Татарстана Р.Н.Минниханов. Наиболее активной и авторитетной площадкой взаимодействия с исламским миром стал Международный экономический саммит «Россия - Исламский мир: KazanSummit», проводимый ежегодно в столице Татарстана.
В конце ноября 2019 года состоялось заседание Группы стратегического видения в городе Уфе под руководством Р.Н.Минниханова и при участии заместителя министра иностранных дел М.Л.Богданова, главы республики Башкортостан Р.Ф.Хабирова и заместителя генсекретаря ОИС Самира Бакра Диаба, Верховного муфтия Талгат Таджуддина и др., посвященное, что очень важно, 50-летнему юбилею Организации исламского сотрудничества и проблемам межконфессионального диалога. Планируется проведение следующего заседания ГСВ в Королевстве Саудовская Аравия, встреч руководства ГСВ с руководством КСА и ОИС. Одновременно планируется и проведение в России совместной конференции с участием Русской православной церкви, духовного Совета муфтиев России, Духовного собрания мусульман России и Генерального секретариата ОИС по теме межконфессионального диалога в современном мире с акцентом прежде всего на позитивный исторический опыт Российской Федерации.
Многоконфессиональность и высокий авторитет в мусульманском мире привели Российскую Федерацию в Организацию исламского сотрудничества. Это произошло прежде всего благодаря инициативе Президента Российской Федерации В.В.Путина, который принял участие в Исламском саммите в Малайзии в 2003 году и выступил там с речью.
Саммит высоко оценил намерения России и принял специальную резолюцию, в которой приветствовалось решение о тесном сотрудничестве Организации исламской конференции (ОИК) с Россией. В 2005 году Россия после выступления министра иностранных дел России С.В.Лаврова на Совете министров иностранных дел Организации исламского сотрудничества официально стала наблюдателем при ОИС, что было высоко оценено мусульманами России и всего мира.
В последующем визиты президента в Саудовскую Аравию, Иорданию, Турцию, Иран, Катар, Египет и другие мусульманские страны, а также российско-арабский и российско-африканский саммиты в России активизировали российское взаимодействие с исламским миром, что существенно повлияло в целом на стабильность и безопасность современных международных отношений.
В октябре 2019 года был осуществлен визит Президента Российской Федерации в Королевство Саудовская Аравия (действующий председатель Исламского саммита ОИС), состоялись его встречи с Хранителем двух святынь королем Саудовской Аравии Салманом бен Абдель Азизом и наследным принцем Мухаммадом бен Салманом. Президент также посетил Объединенные Арабские Эмираты, где встретился с наследным принцем Мухаммадом бен Заидом Аль Нахайяном. Состоявшиеся визиты, бесспорно, обозначили новый этап взаимодействия России и исламского мира и его перспективы.
В этом плане можно выделить несколько направлений, которые являются приоритетными для ОИС и по которым мы активно сотрудничаем с Организацией: всестороннее экономическое, научно-техническое, культурное, информационное сотрудничество через различные структуры ОИС, урегулирование многих конфликтов в мусульманских странах и вокруг них, борьба с терроризмом и экстремизмом, мониторинг исламофобии в немусульманских странах, вопросы прав человека и семейных ценностей, а также взаимодействие по многим мировым проблемам. Сотрудничество с исламским миром - это перспективное направление внешней политики Российской Федерации. И, как показала встреча министра иностранных дел России С.В.Лаврова и генерального секретаря ОИС доктора Юсефа аль-Осаимина, во время его визита (2-4 июля 2019 г.) в Москву, у нас во многом общие позиции и подходы к ситуации в исламском мире и в целом к мировым проблемам.
Стороны подтвердили свою приверженность решению палестино-израильского конфликта на основе двугосударственной формулы с Восточным Иерусалимом в качестве столицы Палестины, подчеркнув, что упомянутый вопрос затрагивает весь исламский мир. В ходе визита состоялась беседа генерального секретаря Ю. аль-Усаймина с председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко, а также с председателем Союза муфтиев России Р.И.Гайнутдином.
Была выражена озабоченность ростом напряженности в Персидском заливе, в связи с чем министр вновь озвучил предложение российской стороны о начале прямого диалога арабских стран с Ираном с прицелом на повышение доверия и запуск переговорного процесса по оформлению архитектуры коллективной безопасности в Персидском заливе.
Министр и генеральный секретарь отметили близость позиций в отношении урегулирования конфликтов в Сирии, Ливии, Йемене, Ираке, Судане, Афганистане, констатировав безальтернативность политико-дипломатических методов урегулирования путем национального диалога и с опорой на международное право. Генеральный секретарь приветствовал в целом активную роль России в восстановлении мира и сотрудничества во всем мире.
ОИС подтверждает свою принципиальную позицию по противодействию терроризму во всех его формах и проявлениях, кто бы и где бы его ни совершал, и решительно отвергает все попытки ассоциировать его с какой-либо страной, расой, религией, культурой или национальностью. Такова и наша позиция.
ОИС активно взаимодействует с Российской Федерацией в антитеррористической деятельности и считает важным использовать ее опыт в борьбе с терроризмом. Российская Федерация предложила государствам - членам ОИС стать партнерами созданного ФСБ России Международного банка данных по противодействию терроризму, а также выразила готовность оказать Генсекретариату ОИС техническое содействие Интернет-центру «Голос мудрости».
ОИС твердо и последовательно осуждает деятельность экстремистских и террористических организаций и призывает к объединению усилий всего международного сообщества в борьбе с терроризмом. В этом контексте 25 сентября 2018 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании между ОИС и ООН о сотрудничестве в области противодействия терроризму, который затем планируется дополнить соответствующей «Дорожной картой». Свои подписи под документом поставили заместитель Генерального секретаря ООН, глава Контртеррористического управления ООН В.Воронков и заместитель генсекретаря ОИС по политическим вопросам А.Алим.
На состоявшейся 3 июля 2019 года встрече генсекретаря ОИС Ю. аль-Усаймина во время его визита в Российскую Федерацию с министром иностранным дел России С.В.Лавровым достигнута договоренность о координации деятельности сторон по всему комплексу двусторонних и многосторонних отношений.
Отстаивая мусульманскую идентичность, исламские догмы и святые места, ОИС ведет развернутый мониторинг исламофобии в немусульманских странах, представляемый в ежегодных докладах на сессиях СМИД. Исламофобия, считает ОИС, нарушает большой сегмент прав и свобод мусульман в индивидуальном и коллективном плане по всему миру. Исламофобия в отношении мусульман стала явлением повсеместным и глобальным, что чревато опасными последствиями. По следам состоявшегося 15 марта этого года террористического акта в мечетях Новой Зеландии ОИС созвала чрезвычайное заседание исполкома, на котором было принято решение обратиться совместными усилиями государств - членов в ООН с тем, чтобы классифицировать исламофобию как разновидность расизма.
Согласно докладу ОИС, США возглавляют перечень исламофобских стран, в это число входят также Китай, Германия, Англия, Канада, Норвегия и Дания. В странах Запада исторически ислам нередко портретируется как дикая, жестокая, склонная к кровопролитию религия. Поэтому Организация исламского сотрудничества выражает беспокойство в связи с укоренением в западных странах образа враждебного ислама и подъема популистских антиисламских радикальных движений правого толка.
Осевым, по мнению панисламской организации в борьбе с терроризмом и исламофобией, должна оставаться комбинация международных и национальных усилий с упором на образование, просвещение и культуру в основе стратегии борьбы с исламофобией. В то же время значимым является и культурная интеграция мигрантов, которые в противном случае будут способствовать укоренению исламофобии в государствах своего пребывания. Одновременно не последнюю роль по праву играет и пропаганда умеренного ислама с распространением его высоких нравственных ценностей.
В этом контексте ОИС бесспорно признает богатый исторический опыт мирного сосуществования граждан, который накоплен в многонациональной и многоконфессиональной России. В связи с этим большое значение имеет Мекканская декларация, которая была принята 30 мая 2019 года в Мекке на Международной конференции Всемирной исламской лиги, посвященной теме религиозной сдержанности и умеренности.
В отношении прав человека и семейных ценностей ОИС занимает во многом совпадающие с российскими подходы - в целом по тематике Совета ООН по правам человека в Женеве, в том числе о необходимости признания международных правозащитных обязательств государств в области сохранения института семьи в традиционном его понимании как союза мужчины и женщины, что становится достаточно эффективным механизмом противодействия продвигаемой странами Запада темы прав сексуальных меньшинств и ЛГБТ. Страны - члены ОИС также уделяют внимание проблематике насилия в отношении женщин и детей, рассматривая ее в более широком контексте, в том числе через необходимость ограничения свободы слова, прежде всего в Интернете, так как это может оказывать негативное влияние на развитие детей.
Что касается вопросов культуры, науки, образования и технологий, то Россия и ОИС считает их ключевыми ресурсными аспектами развития наших отношений. При этом в фокус внимания Организации попадают и такие области, как научно-исследовательская работа, культурно-гуманитарные вопросы и межконфессиональный и межкультурный диалог.
В этой связи следует отметить первую с момента вступления России в ОИС встречу постоянного представителя России с генеральным директором Исламской организации по вопросам образования, науки и культуры (ИСЕСКО) С. аль-Маликом в штаб-квартире организации в Рабате (Марокко), в ходе которой обсуждались вопросы перспективного сотрудничества России и ОИС по широкому спектру гуманитарных вопросов.
Россия и ОИС едины во мнении, что развитие глобального мусульманского сообщества не проистекает в изоляции. Именно образование, в нашем понимании, должно стать символом перспективного развития глобального мусульманского сообщества. К числу рецептов устойчивого развития исламского мира Организация причисляет: поощрение научных исследований и их практическое внедрение, предоставление доступа к всестороннему и равноправному образованию на всех уровнях, укрепление основ исламской культуры, межисламский диалог, культурные и образовательные проекты, пропаганда благородных целей исламской цивилизации, межцивилизационный диалог, обеспечение информационной защищенности и безопасности мусульманской уммы и др.
Российская Федерация обладает уникальными достижениями в областях науки, образования и культуры, которые могут стать достояниями мусульманских стран. И в этом плане российской стороне важно активизировать взаимодействие с ИСЕСКО и планировать проведение целого ряда культурно-образовательных мероприятий, важно расширять взаимодействие по линии Министерства высшего образования и науки, Министерства просвещения, Министерства культуры и Россотрудничества.
Между Российской Федерацией и ОИС налажено плотное сотрудничество по организации Международного экономического саммита «Россия - исламский мир: «KazanSummit».
Сотрудничество Российской Федерации с ОИС актуально, поскольку на международных площадках и форумах требуется активная роль России в урегулировании комплекса проблем, связанных с конфликтами на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в противодействии экстремизму и терроризму, которые чаще всего проходят под исламскими, правочеловеческими лозунгами, призывами к межцивилизационному диалогу, внутриконфессиональному и межконфессиональному партнерству.
Россия и ОИС имеют широкое поле для взаимодействия, учитывая совпадающие и близкие позиции по комплексу международной повестки дня, достигнутые благодаря совместной работе в ходе регулярных двусторонних контактов и консультаций.
ОИС, как заявил генеральный секретарь Организации при вручении постпредом России при ОИС Р.Г.Абдулатиповым верительной грамоты, настроена на наращивание партнерских отношений с Российской Федерацией как с великой державой и «влиятельным игроком мировой политики», единственным постоянным членом СБ ООН, имеющим статус государства-наблюдателя при Организации исламского сотрудничества.
Такая позиция была подтверждена и в ходе визита генсекретаря ОИС Ю.Осаимина в Российскую Федерацию 2-4 июля 2019 года и его встречи с Министром иностранных дел России С.В.Лавровым.
При этом Российская Федерация учитывает, что успешное продвижение своих интересов на площадке ОИС во многом определяется высоким уровнем и перспективами сотрудничества Российской Федерации и Королевства Саудовская Аравия. После большой подготовительной работы Президента Российской Федерации В.В.Путина, министра иностранных дел России С.В.Лаврова, а также активной работе посла России в КСА С.Г.Козлова в октябре 2019 года состоялся успешный визит Президента Российской Федерации в Королевство Саудовская Аравия, что бесспорно придает новый импульс развитию российско-саудовских, а также российско-исламских отношений.
Россия и ОИС определяют перспективы сотрудничества по целому ряду направлений:
• Выработка самостоятельной повестки дня ОИС и сбалансированных солидарных подходов к проблемам исламского мира, конфликтам на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также других регионах с учетом интересов и подходов Российской Федерации, в том числе в интересах укрепления международного авторитета и роли Организации исламского сотрудничества.
• Обеспечение стабильности и мира в регионе, что отражено в принятой в Российской Федерации Концепции коллективной безопасности в зоне Персидского залива. Концепция отвечает не только задачам внешней политики Российской Федерации, но и политике всех стран региона.
• Содействие в повышении эффективности работы ОИС как важной международной организации за счет укрепления позиций в ней наиболее крупных исламских государств - Саудовской Аравии, Турции, Египта, Алжира, Афганистана, Индонезии, Ирана и других. Активное взаимодействие России со всеми странами - членами ОИС в вопросах реформирования Организации в целях обеспечения полноправного участия России как наблюдателя во всех органах и мероприятиях ОИС.
• Объединение усилий стран - членов ОИС в борьбе с международным терроризмом, в том числе посредством регулярных консультаций в формате Россия - ОИС по антитеррору с учетом того, что Российской Федерации удалось победить терроризм в своей стране и Россия является наиболее эффективным игроком в борьбе с международным терроризмом.
• Развитие и укрепление посреднического потенциала России и ОИС в урегулировании конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также других регионах мира.
• Активизация взаимодействия ОИС - Россия по парламентской линии с министерствами и ведомствами, регионами, а также с религиозными организациями России.
• Привлечение ОИС к более активному участию в инициированных Россией мероприятиях, направленных на поиск путей урегулирования региональных конфликтов, в том числе Сирии, Палестине, Йемене, Ливии, Афганистане и в странах Африки.
Взаимодействие России как государства-наблюдателя при ОИС с Генсекретариатом и со всеми государствами - членами ОИС важно активизировать по всему комплексу региональных и международных проблем. Исламский мир был и остается традиционно важным ресурсом внешней политики Российской Федерации.