Саммит Россия - Африка, проходивший в Сочи в октябре 2019 года, наглядно показал возросший интерес России к африканским государствам, а также Африки к России. В ходе «круглых столов», встреч и бесед обнаружилось, что мы пока плохо знаем друг друга. Не хватает культурных обменов, а информационный вакуум заполняется искаженной правдой о России западных агентств. Чтобы лучше узнать Африку, чтобы далекий африканский континент стал ближе и не отпугивал как terra incognita, важно знать особенности ментальной культуры его народов, историческое прошлое и богатство традиций.

В этой связи весьма актуальным является появление емкого труда (544 с.) доктора исторических наук Р.Н.Исмагиловой «Эфиопия: особенности федерализма»*, (*Исмагилова Р.Н. Эфиопия: особенности федерализма. М.: Институт Африки РАН, 2018. 544 с. с илл.) вышедшего в Институте Африки РАН. В монографии детально анализируются системы этнического федерализма в Эфиопии и этнополитической ситуации в ее штатах, исследуется роль традиционных механизмов урегулирования конфликтов в современном обществе. Это страна древней и богатой культуры, она насчитывает 85 коренных народов (по другим данным - 113), а по оценкам американского эфиописта Д.Левина - 135 этнических обществ.

Этнические процессы протекали в Эфиопии с незапамятных времен и охватывают огромный исторический период. Современные народы образовались в результате многочисленных миграций, завоеваний, аккультурации и адаптации как следствие смешанных браков. С XII по XV век северные этнические общности двинулись на юг, постепенно завоевывая существовавшие там государственные образования (в отечественной литературе они нередко именуются «царствами» или «королевствами») и присоединяя их к Абиссинии. Для большинства эфиопов их этническая принадлежность значит больше, чем общеэфиопская идентичность.

В первой части работы на высоком профессиональном уровне описана этнографическая характеристика таких крупных народов Эфиопии, как оромо, амхара, сомали, тиграи, сидамо, гураге, хадийя, афар, уолайто и гамо. Помимо этого, даются красочные зарисовки их традиционных жилищ и одежды, украшений и кухонной утвари, а также живое представление о ремеслах различных этносов. Широко используя свой домашний архив, многолетний опыт изучения эфиопской культуры, общения с эфиопами, автор приводит примеры ритуальных обычаев, подчеркивая тем самым, что прошлое и настоящее этой страны связаны неразрывной нитью. Народы Эфиопии стремятся сохранить свои этнические культуры даже в XXI веке.

С одной стороны, население страны становится более восприимчивым к внешним воздействиям, с другой - у него обостряется чувство этнической идентификации и стремление сохранить свою этнокультурную специфику. Любой этнос продолжает существовать благодаря передаваемой из поколения в поколение этнокультурной информации. При взаимодействии с другими этносами такая межэтническая информация обеспечивает пространственную стабильность и культурную интегрированность. Основными носителями этнических свойств являются обиходный язык и традиционно-бытовая культура. В результате получается, что этнические общины вбирают в себя новшества современного мира и одновременно сохраняют привязанность к собственной традиционной культуре (музыке, танцам, фольклору, обычаям).

В книге приводятся яркие примеры из жизни местных жителей. У исса, например, существует традиция посылать группу миротворцев для переговоров и урегулирования конфликта. Она называется эргеда. Ее задача - сохранить стабильность и сплоченность в обществе. Изнасилование девушки из другого клана приводит к межклановому конфликту. В этом случае компенсация составляет 450 бырр (местная валюта, равна примерно 100 центам) или 15 коров. Если кто-то уведет девушку и женится на ней, он должен заплатить 15 верблюдов. За повреждение левой части тела человека выплачивается 16 плодовитых коров, правой части - 15 плодовитых верблюдиц. Разница в компенсации объясняется тем, что левая часть туловища считается более ценной, поскольку левой рукой носят винтовку или щит.

У шинана сурово наказываются случаи супружеской измены, прелюбодеяние и сексуальные отношения с родственниками. В качестве наказания обе стороны отправляются в изгнание. Женщины у кемба играют большую роль для предупреждения конфликта. Достаточно им сказать «еле, еле, ели» и бросить на землю платок, чтобы конфликт тут же прекратился. Существует поверье, что проклятье, посланное женщиной, приносит несчастье. У нуэр существует незыблемый закон разрешения споров. Убийство стоит 40 коров, прелюбодеяние - пять коров и один бык. Взимается «компенсация» и за сломанную ногу или выбитый глаз в размере десяти коров.

Вторая часть книги посвящена этническому федерализму. В ней затрагивается один из сложнейших вопросов - национальная политика государства. Многие годы национальный вопрос был табу для населения страны. Эфиопское правительство избегало любого упоминания о разделении населения по этническому, языковому или религиозному признаку. Даже в Университете Хайле Селассие I, открытом в 1961 году, было запрещено спрашивать об этнической принадлежности студента. Для эфиопских студентов абиссинская природа эфиопского национализма была само собой разумеющейся. В их работах ничего не говорилось о существующем национализме в среде, например, амхарского населения и его пренебрежении к другим языкам.

Впервые проблемы национальностей начали обсуждаться после публикации нескольких статей в 1966-1967 годах, касающихся эфиопизма. С 1967 года национальный вопрос стал предметом серьезных дискуссий. В 1987 году была принята Конституция. Эфиопия была провозглашена многонациональным государством. Власти постоянно подчеркивали, что в стране уничтожено классовое и национальное угнетение. Статья 2 Конституции обеспечивала равенство, развитие и уважение языков различных национальностей. Официально амхарский язык более не доминировал над другими языками, однако на деле господствующее положение этого языка сохранилось.

Автор монографии делает акцент на периоде этнического федерализма. Суть его в том, что при смене власти в стране в 1991 году политика деэтнитизации сменилась на прямо противоположную. Этничность стала рассматриваться как важный элемент политической культуры. Было доказано, что демократические преобразования в стране возможны только при условии признания этнокультурных общностей, разрешения национального вопроса.

Во главу угла новой политики лег принцип этнического федерализма, зафиксированный в Хартии переходного периода Эфиопии 1991 года, то есть этническая принадлежность стала основополагающей нормой построения государства. Эта система предусматривает предоставление различных форм автономии этническим общностям (штаты, зоны, вореды, кебеле), их право на использование и развитие своих языков и культур. В хартии перечислены 63 этнических общности как нации, национальности и народы. Они разделены на две категории: первая - 48 этнических общностей могли создавать свои органы самоуправления, начиная с самой низшей административной единицы. Критерием являлась численность соответствующей этнической общности. Ко второй группе относились меньшинства. Этнический федерализм главным образом должен восприниматься как механизм разрешения конфликтов.

Для более глубокого понимания вопроса Р.Н.Исмагилова дает комментарий Конституции 1995 года, где статья 39 посвящена национальному вопросу. В ней изложены принципы Хартии 1991 года. Особое внимание уделено правам этносов на самоопределение. Это единственная Конституция в Африке, предусматривающая отделение той или иной этнической группы и создание собственного государства. Этнический федерализм предоставил народам этническую и региональную автономию, сохраняя при этом эфиопское государство.

Введение системы этнического федерализма, по мнению автора книги, наряду с такими положительными моментами, как самоуправление, возможность развивать свои языки и культуру, не решило многие вопросы межэтнических отношений. Помимо традиционных вертикальных отношений (государство - этнические общности), они приобрели и горизонтальный характер (меж- и внутриэтнические), что в значительной степени осложнило политическую ситуацию в стране. Кроме традиционных причин - споры из-за земли, пастбищ, водопоев, прибавились пограничные конфликты между административными единицами, а также борьба этнических элит за власть и ресурсы. Также усилилась борьба за представительство в органах власти на всех уровнях. Новым явлением стало деление в штатах на титульные и нетитульные национальности. В результате даже такие миллионные общности, как амхара и оромо, превратились в этнические меньшинства вне своих штатов и стали подвергаться дискриминации.

В монографии поднимается еще одна нерешенная проблема меньшинств. Почти у всех народов имеются группы так называемых отверженных. У одних (уолайто, сидамо) - это потомки рабов, у других (гураге и др.) - касты ремесленников, у третьих (сомали) - саб, люди, в жилах которых течет кровь бантуязычных народов. У многих народов охотники признаются «нечистыми», и их сторонятся. Все эти категории считаются людьми третьего сорта и подвержены остракизму (от греч., означает изгнание из общества). Они лишены политических прав и не принимают участия в делах своих общин. Несмотря на то, что в стране существует закон, запрещающий использовать оскорбительные этнонимы (названия племен) прошлого, положение пока не меняется в лучшую сторону.

Автор делает вывод, что в целом этнический федерализм не привел к стабилизации в стране, о чем свидетельствуют продолжающиеся межэтнические конфликты. Учитывая этот фактор, власти страны пытаются использовать для погашения межэтнических распрей институт традиционных вождей, роль которого заметно ослабевает. Это касается в первую очередь органов власти: как правило, участие старейшин ограничивается лишь низшей административной единицей - кебеле, включающей несколько домохозяйств.

Известно, что в первые годы независимости от колониальной экспансии во многих странах Африки начался процесс ликвидации традиционных институтов власти. Это касалось прежде всего племенных вождей. Однако время показало их важность и в современных условиях. На местах традиционные власти по-прежнему сохраняют свое влияние и решают дела общины, связанные с землевладением и разрешением конфликтов. Они, как и прежде, пользуются бóльшим авторитетом у членов общины, чем чуждые им органы правосудия и другие официальные органы управления. Уже восстановлены советы вождей в Нигерии, ЮАР, ДР Конго, Уганде. В Эфиопии также на этом пути сделаны первые шаги - созданы советы старейшин на уровне штатов, зон и воред.

В заключение хотелось бы отметить неоспоримый вклад Р.Н.Исмагиловой в отечественную африканистику. Монография «Эфиопия: особенности федерализма» - это первая фундаментальная работа подобного рода в мировой эфиопистике. Эфиопия - единственная страна в мире, где этничность официально признана политической идеологией. Опыт этой страны важен для всех полиэтничных государств. Именно поэтому она бесспорно займет почетное место в сокровищнице мировой культуры.