В 986-988 годах великий князь Владимир принял решение, что пора отказываться от поклонения многим богам, а надо выбрать одного бога. Первой явилось посольство от булгар, предлагавшее принять ислам. Он отказался, произнеся фразу: «Руси есть веселие питии». После этого прибыло посольство из Рима, но вновь встретило отказ. Следующим было посольство из Хазарии, предлагавшее, чтобы Русь приняла иудаизм, но и это отвергли, что было естественно, так как русские и хазары вели борьбу не на жизнь, а на смерть. Последним оказалось посольство от Константинополя, которое предложило, чтобы русы приняли восточное христианство, и Владимир дал согласие.
Одновременно устанавливались и торговые контакты. Самые ранние связи относятся к 70-м годам IX века, когда в трактате «Книга путей и стран» арабского ученого Ибн Хордадбеха мы находим упоминание о русских купцах. Через два столетия другой арабский географ Мухаммад аль-Идриси отмечал, что мусульманские купцы доходят до Киева1. Еврейский путешественник Беньямин из Туделы в том же веке встречал русских купцов в Александрии2. Авторы XIII века указывали на процветание тех городов Причерноморья, которые служили центрами торговли между Русью и мусульманским Востоком, особенно выделяя Солдайю (Сурож, ныне - Судак).
Началась практика паломничества в Палестину и Синай. Первый дошедший до нас памятник о паломничестве относится к началу XII века. Речь идет о хождении игумена Даниила.
После колонизации Русью северо-западных районов страны Ростово-Суздальское княжество начало обмен посольствами с Булгарией.
В XII-XV веках Северо-Восточная Русь находилась под вассалитетом татарских княжеств. Монгольское нашествие принесло катастрофические последствия для нашей страны. Если население северо-восточных районов имело возможность бежать в леса, то население Юго-Западной Руси из-за отсутствия лесов истребили почти полностью. Киев, являвшийся после Константинополя и Кордовы третьим городом Европы с населением в 100 тыс. человек, был взят монголо-татарскими войсками.
Судя по воспоминаниям участника посольства Святой земли, направлявшегося в Сарай-Берке, этот город представлял собою груду развалин, на которых находилась деревня. Члены посольства не смогли останавливаться в деревнях, поскольку все их пространство было завалено скелетами. При хане Узбеке (1313-1341 гг.) казнили больше русских князей, чем при его предшественниках. Но одновременно в Московском государстве свою роль сыграл великий князь Иван Калита, который добился, что будет сам, без татарских баскаков, собирать дань. При этом сборы отсылались в столицу Золотой Орды, а часть сверхурочной дани оставалась князю и использовалась для собирания сил, чтобы освободиться из-под власти татар. Во второй половине XIV века оживают и торговые контакты с исламским миром, а русские сурожане становятся одной из активно действующих общин Причерноморья.
Освобождение Московского государства произошло при великом князе Иоанне Великом. К середине XV века Золотая Орда развалились на Большую Орду, Касимовское, Казанское, Астраханское, Крымское, Ногайское и Сибирское ханства. Русь теоретически должна была платить дань Большой Орде, но Иоанн не платил. Хан Ахмат решил, что пришла пора действовать, и привел свои войска в 1480 году на Угру. Там он был встречен московскими полками. Возникает вопрос: почему татары сделали крюк, не вторгнувшись прямо в Московское государство, а придя на Угру? Ахмат рассчитывал на помощь со стороны Великого княжества Литовского и Русского, и поэтому он приблизил войска к литовской границе. Но Москва не теряла времени даром. Была достигнута договоренность с Крымом и Казанью. В результате крымские войска вторглись в Литву и вступили в бои с литовскими войсками, а тем временем русские войска, соединившись с казанцами, устроили погром Большой Орды. Как следствие Ахмат был вынужден снять войска с угринского «стояния» и отвести в свою страну, чтобы предотвратить разорение своего царства.
С XV века Османская империя превратилась в одного из основных экономических партнеров русских княжеств. В торговле с Турцией участвовали Москва, Тверь, Ярославль, Новгород, Коломна, Вязьма, Можайск. Между Москвой и Стамбулом завязались дипломатические сношения, о чем свидетельствует направление посольств в 1514-1516 и 1522-1524 годах. Курс на поддержание нормальных отношений с обеих сторон существовал до 50-х годов XV века. Затем ситуация коренным образом изменилась. К Москве были присоединены Казань (1552 г.) и Астрахань (1556 г.), а также на добровольной основе Кабарда. В ответ Турция, положившая начало «восточному вопросу», организовала в 1569 году поход через Дон на Волгу, но прорыть канал не удалось. С тех пор России противостояли Османская империя и Польско-Литовское государство. Отсюда вытекала неустойчивость внешнеполитической обстановки, в которой находилась наша страна.
В последующем Московское государство в XV-XVI веках присоединило к себе территории Поволжья и Западной Сибири. Конечно, не все бывало благополучно. В частности, царь Иоанн Грозный и император Петр Великий населяли Казань православными. Но все кончилось при императрице Екатерине Великой. Она пошла на предоставление автономии мусульманам, приняв в 1784 году указ «О позволении князьям и мурзам татарским пользоваться всеми преимуществами российского дворянства». В 1785 году была принята «Жалованная грамота городам», в соответствии с которой стали допускать в «городское общество» сторонников ислама - купцов, крупных предпринимателей, банкиров, оптовых торговцев, ученых, ремесленников. Свидетельством господдержки ислама стало образование Оренбургского магометанского собрания.
В целом же мусульмане не знали тех ужасов, которые существовали в Западной Европе, где сторонников ислама изгоняли. Более того, Россия была с религиозной точки зрения стратифицированным государством. Первое место занимали православные и протестанты, на втором месте находились мусульмане, на третьем - католики. Мусульмане в Поволжье приняли активное участие в войнах Е.И.Пугачева, причем воевали они не за выход из России, а за «хорошего царя». Правда, присоединение Северного Кавказа к нашему государству частично вызвало ожесточенные бои. Однако при этом не наблюдалось стремления царских чиновников обеспечить насильственный переход мусульман в православие. Равным образом при присоединении Азербайджана, Осетии, Аджарии, государств Средней Азии к России не предпринимались попытки насильственного крещения мусульман.
Отношения России с Османской империей в XVI-XX веках представляли цепь сплошных войн за преобладание интересов двух стран в бассейне Черного моря. В XVIII-XIX веках пребывание в Средиземном море российских эскадр наносило серьезный ущерб турецкому флоту. Более того, в конце XVIII столетия наш флот добился полного господства над этим морем. Эскадра под командованием флигель-адъютанта Г.Ризо в конце мая 1772 года сыграла важную роль в поражении османских войск в битве при Аль-Газийе от сил сепаратистски настроенных египетских войск под командованием султана Али-бея аль-Кабира. В июне-сентябре 1773 года другая эскадра под командованием М.Кожухова и М.Войновича подвергла бейрутскую крепость осаде, закончившейся капитуляцией гарнизона, во главе которого стоял Ахмед Аль-Джаззар. В 1774 году в связи с прекращением русско-турецкой войны войска России оставили Бейрут.
Россия совместно с Великобританией и Францией сыграла свою роль в деле предоставления независимости Греции. В частности, в 1814 году для подготовки восстания греческие националисты создали конспиративную организацию «Филики Этерия» (Общество друзей). Центр организации находился в Одессе. Во главе ее стоял генерал-майор России А.Ипсиланти. С греческим движением был также связан русский министр иностранных дел И.Каподистрия, грек по происхождению.
Как писал Ф.Энгельс, русское золото и русское влияние в большей или меньшей степени непосредственно содействовали вспышке сербского восстания 1804 года и восстания греков в 1821 году3. В конечном счете в Греции вспыхнуло восстание против турецкого гнета. В 1825 году новое российское правительство, во главе которого стоял император Николай I, склонилось к мысли о более активной поддержке греков. Англия, стремясь не допускать одностороннего вмешательства России в греческие дела, поспешила договориться с ней о совместных действиях. 4 апреля 1826 года министр иностранных дел России К.В.Нессельроде и представитель Англии А.Веллингтон подписали в Санкт-Петербурге Протокол о совместном вмешательстве в греческие дела. Впрочем, это соглашение осталось только на бумаге.
В Греции перевес был на стороне египетских войск, и султан Махмуд II отвергал все попытки Петербурга и Лондона вмешаться в дела Греции. В апреле греческое Национальное собрание избрало президентом И.Каподистрию, до этого бывшего министром иностранных дел России. Чтобы избежать дальнейшего упрочения русских позиций, Британия вновь поставила вопрос об объединенном выступлении держав. 6 июля в Лондоне была подписана конвенция о присоединении Франции, в соответствии с которой решили добиваться гражданского отделения Греции от Османской империи. Порта вновь отвергла требования трех держав.
20 октября 1827 года соединенная эскадра Англии, Франции и России в количестве 26 кораблей вошла в Наваринскую бухту, где располагалась турецко-египетская эскадра в количестве 94 кораблей. Начался бой, в результате которого союзники не потеряли ни одного корабля, а у их противников остался всего один боевой корабль и 15 мелких вспомогательных судов. Наварин был прологом к большой русско-османской войне, которая началась весной 1828 года и закончилась победой России полтора года спустя. По условиям Адрианопольского мира, заключенного 14 сентября 1829 года, Греция получила автономию. По требованию трех держав наместник Египта Мухаммед Али был вынужден очистить Морею, где египетская армия оказалась вследствие разгрома турецко-египетского флота под Наварином в сложном положении.
В 1877-1878 годах шла война между Россией и Турцией, вызванная подъемом национально-освободительного движения на Балканах. К войне присоединились Румыния, Сербия и Черногория, а также болгарское ополчение. Основными событиями, связанными с войной, являлись победы русских войск в сражениях под Ловчей (Ловечом), Плевной (Плевеном), Шипкой, зимний переход русской армии через Балканский хребет, успехи русских войск у Шейново, Филиппополя (Пловдив) и Адрианополя (Эдирне). В Закавказье русские заняли крепости Баязит (Догубаязит), Ардаган, Карс и Батум (Батуми). На заключительном этапе войны, в феврале 1878 года, русские войска вышли к Босфору и Стамбулу. Успехи русских способствовали освобождению Сербии, Черногории, Румынии от османской зависимости, а Болгария, Босния и Герцеговина получали полную автономию от Стамбула.
В свою очередь, османы воевали против россиян, причем в ряде войн участвовали египтяне, тунисцы и алжирцы - уроженцы стран, находящихся в вассальной зависимости от Стамбула. В частности, в ходе Крымской войны были посланы на полуостров, а также в Абхазию тунисские солдаты, причем половина из них не вернулась. В стране в это время бытовала легенда, что прибытие в Севастополь пушки, снятой со священных стен Кайруана, предопределило падение города.
Но в истории русско-османских отношений было одно исключение, порожденное вмешательством Петербурга в конфликт, возникший в XIX веке между Стамбулом и наместником Египта Мухаммедом Али. В это время авангард египетских войск, нанеся турецкой армии три поражения, вступил в Брусу (Бурсу), создав угрозу оккупации Стамбула. Султан Махмуд II обратился за помощью к державам. Франция открыто поддерживала Каир и поэтому отказала султану в помощи. Россия встала на сторону османов. Англия оказалась в затруднительном положении. Она была против Мухаммеда Али. В то же время Лондон боялся, что конфликт приведет к усилению влияния России либо к разделу Турции на две части - северную, которая получала бы русскую помощь, и южную, которая находилась бы под властью египтян и, следовательно, превратилась бы в сферу французского влияния. Поэтому Англия заняла выжидательную позицию.
В этих условиях султан обратился за поддержкой к Петербургу. По словам К.В.Нессельроде, наше вмешательство было призвано избавить Стамбул от возможности переворота, который привел бы к падению слабой, но в то же время дружественной нам державы и замене державой более сильной, которая под руководством Парижа превратилась бы для нас в источник многих затруднений4.
2 февраля 1833 года египтяне заняли Кютахью. 3 февраля Махмуд II обратился к России за помощью. 20 февраля русская эскадра вошла в Босфор, а 23 марта на азиатском берегу пролива высадился русский экспедиционный корпус численностью в 20 тыс. человек под командованием Н.А.Муравьева. Жесткое предупреждение российского императора вынудило Мухаммеда Али отдать командующему египетскими войсками Ибрагим-паше приказ не идти на Стамбул.
Взлет русских притязаний вызвал беспокойство Британии и Франции. При их посредничестве 4 мая 1833 года в Кютахье был заключен мир между Каиром и Стамбулом. Формально это не был мирный договор между двумя странами. В одностороннем порядке султан признал права Мухаммеда Али на Египет, Судан и территории на Аравийском полуострове - Неджд, Хиджаз и Асир и назначил его правителем Палестины, Киликии и Сирии. Вместе с тем египтяне должны были эвакуироваться из Анатолии и признать суверенитет султана.
Россия использовала конфликт для того, чтобы упрочить свои связи с Турцией. В 1833 году был подписан Ункяр-Искелесийский договор между Петербургом и Стамбулом, который устанавливал военный союз между двумя странами и предусматривал в случае необходимости оказание Россией союзнику военной помощи. Секретная статья договора предусматривала закрытие Дарданелл по требованию России для всех иностранных военных кораблей. Договор был заключен на восемь лет. Эти соглашения затруднили Мухаммеду Али достижение его финальных целей.
Тем временем османы решили воспользоваться ситуацией и атаковать египтян, но они понесли сокрушительное поражение после первого же столкновения с египетской армией. Однако Ибрагим даже не помышлял о походе на Стамбул. Он не перешел Тавра и ограничился оккупацией Урфы и Мараша. Летом 1840 года конференция послов в Лондоне пришла к соглашению об условиях урегулирования турецко-египетского кризиса. 15 июня Англия, Россия, Австрия, Пруссия и Турция подписали конвенцию, решившую участь Мухаммеда Али. Египетский наместник отклонил эти требования, и Англия, Австрия и Турция начали военные действия. В итоге Мухаммед Али был разгромлен и согласился, чтобы в его владении остались только Египет и Судан.
Таким образом, благодаря вмешательству держав был парализован единственный человек, который мог бы возглавить Османскую империю и обеспечить безопасность страны. Финальная точка была поставлена в 1841 году в связи с истечением срока действия Ункяр-Искелесийского договора. 13 июля была заключена Лондонская конвенция между Англией, Францией, Россией, Австрией, Пруссией и Турцией, в соответствии с которой предусматривалось закрытие Босфора и Дарданелл для военных судов всех стран в мирное время, а о режиме Проливов в случае войны ничего не говорилось.
В середине XIX века у части арабской политической элиты появились представления об общности ее интересов и России. В российской политике стало возникать понятие «арабский мир». В результате у русских и арабов нарастал интерес друг к другу.
В Османской империи находились русские рабы. В частности, только с 1463 по 1794 год крымские татары угнали в плен более 3 млн. жителей России, Украины и Южной Польши. Мужчин использовали как гребцов на галерах либо покупали для корпуса мамлюков в Египте5. В период второго османского завоевания Египта в ходе 1786-1787 годов число русских, служивших в мамлюкских войсках, оценивалось в 1 тыс. человек, то есть 8-12% от правящей касты воинов-рабов. Попавшие в плен русские женщины и дети пополняли ряды домашней прислуги в турецких провинциях. Причем хозяева в целом относились к ним неплохо6. Но уже во времена Екатерины Великой направляемым в различные османские владения дипломатам предписывалось узнавать, какие русские находятся в рабском состоянии, и добиваться их освобождения7.
В Османское государство бежали из России представители различных христианских сект, которые подвергались преследованиям на своей территории. В Турции их обкладывали налогом джизья, и они молились по-своему.
В конечном итоге последние правители Османской империи - младотурки обратились к идеям пантюркизма, и это оказало влияние на положение мусульман в России. Одним из первых идею пантюркизма в нашей стране воспринял журналист И.Гаспринский (1851-1914 гг.), который, выступая за содружество тюркоязычных народов, находящихся под властью царизма, вместе с тем призывал их к укреплению исторических связей с Россией8. Пришедшие ему на смену деятели - симбирский татарин Ю.Акчурин, бакинец А.Агаев, уроженец Кавказа Д.М.Мурад-бей выступали за объединение всех тюркоязычных народов под эгидой турецких султанов.
Осмыслению процессов, происходивших в исламском мире, способствовало развитие востоковедения в России. Первые шаги были сделаны еще в XVIII веке. В начале XIX века стали прилагаться усилия для изучения востоковедных предметов в Казани и Петербурге. В 1818 году был создан Азиатский музей, ставший обладателем одного из лучших собраний восточных памятников. Спустя пять лет открылось Учебное отделение восточных языков при Азиатском департаменте МИД, положившее начало созданию собственной школы востоковедов при Министерстве иностранных дел.
В Гражданскую войну среди мусульман Северного Кавказа были сделаны попытки создать независимые государства, но призывы коммунистов к рабочим и крестьянам забирать фабрики и землю оказались сильнее, чем призывы к независимости.
В начале 1920-х годов образовалась Турецкая Республика. Стремление Президента М.Кемаля Ататюрка установить контакты с Россией привело к сближению двух стран. Период сотрудничества продолжался вплоть до самой его смерти в 1938 году9. Но М.Кемаль Ататюрк подозрительно относился к планам большевиков по раздуванию пролетарской революции. Поэтому регулярные встречи на высоком уровне, контакты между дипломатами, связи между деятелями культуры, а также участие спортивных команд двух стран не могли скрыть нежелания обеих сторон придавать контактам действительно широкий размах. Взаимное недоверие усилилось в годы Второй мировой войны и после ее окончания, когда Турция вступила в Организацию Североатлантического договора.
На рубеже второго-третьего десятилетий XX века одной из форм исламских настроений стало проявление в арабских странах и Британской Индии халифатского движения. В условиях отказа Турции от титула халифа (духовного лидера всех мусульман) встал вопрос о выборе нового претендента на этот пост. В этих обстоятельствах Лондон стремился сделать халифом какого-либо зависимого от Англии арабского правителя. В это время в официальных документах Российской коммунистической партии (большевиков), а также Коммунистического интернационала критиковались идеи панисламизма и институт халифата. В то же время секретные бумаги Коминтерна свидетельствуют, что коммунисты полагали целесообразным вступить в соперничество с Лондоном за право контроля над халифатом10. Но у России и Британии ничего не получилось.
В годы Великой Отечественной войны крымские татары, чеченцы, ингуши, черкесы и кабардинцы были насильственно выселены. В 1957 году народы Северного Кавказа вернулись обратно, а с перестройкой крымские татары прибыли в Крым.
Политическая активность Советского Союза в арабском мире в годы, последовавшие за Второй мировой войной, военно-техническое и военное сотрудничество, помощь в сооружении сотен объектов обеспечили высокий престиж нашей страны в регионе. СССР, отмечает профессор рабатского Университета им. Мухаммеда V М. ат-Тауфик, рассматривался «не только как союзник и друг, но и как партнер, присутствовавший в регионе и участвовавший в его делах»11. У 96% опрошенных студентов преобладал взгляд на нашу страну как на мощное в военном отношении государство с жестким режимом. 91% опрошенных восхищались советскими достижениями в науке и покорении космоса12. На небосклоне Египта, указывает со своей стороны профессор А.З.Егорин, «появился яркий русский метеор, спасший в те годы древнюю землю от многих бед и лишений: русские в военной египетской форме, русские в рабочей робе, русское оружие, русское промышленное оборудование и, наконец, русское обаяние импонировали тогдашнему Египту. Это продолжалось 15 лет и действительно было похоже на метеор - яркий и такой же исторически короткий»13.
В конце XX - начале XXI века у нас произошло два конфликта с мусульманами.
Первый имел место в Афганистане. В 1978 году там произошла революция, и в 1979 году по просьбе Правительства ДРА туда были введены советские войска. При этом нами был убит Президент Амин, и это явилось ошибкой. Конечно, потери с нашей стороны были не столь большими - около 15 тыс. человек. Но, к сожалению, войска не получили закалки, связанной с участием в современных боевых действиях, а на СССР ополчился весь мир. В 1989 году ограниченный контингент советских войск был выведен.
Западная пресса и наша писали, что Советская армия потерпела поражение. Это не соответствует действительности. Вывод наших войск был осуществлен только после того, как в Афганистане было создано правительство, способное защищать завоевания революции. Ошибка была совершена не в связи с выводом наших войск, а заключением соглашения с американцами, касающегося непоставок оружия и бензина обеим сторонам конфликта. В то же самое время Китай, Западная Европа, Пакистан, Саудовская Аравия и Египет продолжали поставки вооружения и бензина бандам, участвующим в конфликте на стороне оппозиции. В результате Правительство ДРА пало в 1992 году.
Второй конфликт был связан с Чечней. В сентябре 1991 года Общенациональный конгресс чеченского народа объявил о государственном суверенитете Чеченской республики. Этот акт не был признан Российской Федерацией. В 1992 году Съезд народных депутатов России принял решение преобразовать Чечено-Ингушскую республику в две автономии - Чечню и Ингушетию. Тем временем в Чеченской республике победили сепаратисты. В декабре 1994 года в Чечню были введены российские войска. Бои продолжались до 31 июля 1996 года, до подписания Хасавюртовских соглашений, в соответствии с которыми из республики выводились войска РФ и Чечня - пусть не де-факто, а де-юре - стала независимой. В сентябре 1999 года боевики вторглись в Дагестан, что положило начало второй чеченской войне, закончившейся 15 апреля 2009 года, когда режим контртеррористической операции был снят. В настоящее время Чеченская республика является частью России.
В 1990-х годах значительное ослабление связей с мусульманским миром весьма негативно сказалось на восприятии сторонами друг друга. Новая Россия представлялась исламским странам жертвой западных интриг и вынужденным союзником Запада. Согласно проводимой М. ат-Тауфиком опросам среди студентов, из них 48% Россию ассоциировали с нищетой, преступностью и алкоголизмом. Тем не менее 52% полагали, что она остается великой державой, а 53% опрошенных продолжали ценить русскую литературу, театр, искусство14.
Заполнение вакуума началось после назначения Е.М.Примакова министром иностранных дел и особенно после избрания В.В.Путина президентом. Стабилизация внутриполитической обстановки в РФ, активизация усилий российской дипломатии на Ближнем Востоке, по проблемам Ирака, Афганистана и палестино-израильского урегулирования, а позже и Сирии, неприятие политики двойных стандартов, стремление к закреплению за Организацией Объединенных Наций центральной роли в международных отношениях начали создавать новое представление о России со стороны мусульманских стран.
Проявляется стремление видеть в РФ - наряду с Китаем - гарантию обеспечения равноправия в исламском мире, символ державы, дружественной по отношению к мусульманским странам. Тем не менее религиозный фактор оказывал влияние на отношения между Россией и Саудовской Аравией. Эр-Рияд в ходе первой войны в Чечне предоставлял помощь ичкерийским сепаратистам, а саудовские официальные деятели призывали Москву отказаться от использования силы против исламского народа Чечни15. Правда, в ходе второй чеченской войны КСА пошло на внесение корректировок в свою позицию. В частности, была достигнута договоренность, что помощь со стороны Саудии чеченцам, включая помощь со стороны международных фондов, предоставляется только через Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ.
В последующие годы произошел значительный прорыв в российско-турецких и российско-иранских отношениях. Он зиждился на осознании руководством трех государств того, что строительство связей на взаимовыгодной основе отвечает интересам этих стран. Но движению в этом направлении препятствовал ряд факторов, прежде всего попытки экспорта исламской революции в Иране, закончившиеся, правда, со смертью Р.Хомейни. Что касается Турции, то ее стремление восстановить прошлое величие на Ближнем Востоке, попытки наладить связи с тюркоязычным населением как России (Татарстан, Башкирия, Якутия), так и стран, еще недавно входивших в СССР (Азербайджан, Казахстан, Узбекистан и Туркмения) привели к настороженности в России. Но все это сказалось очень мало на российско-турецких отношениях, и в конечном счете между двумя странами установились практически нормальные отношения.
Со стороны арабских стран, прежде всего Египта, Сирии и Саудовской Аравии, наблюдается явное сближение с Россией, предопределяющееся стремлением каждой из сторон отстоять свое место в мире перед лицом других центров силы. Эр-Рияд обратил внимание на слова Президента В.В.Путина о том, что КСА является лидирующим государством мусульманского и арабского мира. Саудовский истеблишмент приветствовал вступление РФ в качестве наблюдателя в Организацию Исламская конференция. При всей неоднозначности прилагаемых усилий следует признать, что Москва частично восстановила позиции на Ближнем Востоке и в Магрибе.
Вмешательство России в гражданскую войну в Сирии произвело большое впечатление на мусульманские страны и государства Запада, что было воспринято как закрепление русского присутствия на Ближнем Востоке и в мире в целом.
1 Историческiй вҌстникъ. Россия и исламский мир. Т. 11. М., март 2015. С. 13.
2Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. II. Т. 3. М., 1960. С. 42.
3Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 9. М., 1975. С. 21.
4Луцкий Б.В. Новая история арабских стран. М., 1966. С. 93.
5 Voyages en Egypte pendant les annees 1678-1701. Le Caire, 1981. Р. 134.
6Bertrand Y. L’Orient du XVIe siècle. Une societe musulmane florissante. P., 1981. Р. 290.
7Историческiй вҌстникъ… С. 82.
8Ибрагим Т.К., Султанов Ф.М., Юзеев А.Н. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. Казань, 2002. С. 137-139.
9Историческiй вҌстникъ... С. 30.
10Российская конференция «Арабский мир и Россия: изменяющиеся парадигмы взаимного восприятия». М., 2008. С. 8.
11Аль-Хивар аль-араби ар-руси фи-ль-карн аль-хади ва-ль-ышрин. Тафауль аль-хидаратейн ва-тарих мин аль-алакат аль-мутабадиля. Вакаи надва аль-хивар аль-араби ар-руси. Аль-Хаммамат - Тунис 23-25 юнью 2003. Тунис, 2004. С. 243.
12Там же. С. 259.
13Егорин А.З. Египет нашего времени. М., 1998. С. 159.
14Аль-Хивар аль-араби ар-руси фи-ль-карн аль-хади ва-ль-ышрин… С. 259.
15Российская конференция «Арабский мир и Россия...» С. 21.