XVII СЪЕЗД КПК (15-21 октября 2007 г.) привлек внимание во всем мире и вызвал многообразные отклики. Достижения этой страны в столь короткий исторический срок невозможно игнорировать.

Характер комментариев свидетельствует о признании делового тона, серьезности поставленных на съезде задач, а также быстро растущей роли Китая в мире. Отрадно, однако, то, что все аналитики так или иначе признают, что китайские руководители целиком сосредоточили свое внимание на решении прежде всего внутренних задач развития своей огромной страны, на повышении уровня и качества жизни почти полуторамиллиардного населения. Уже на сегодняшний день они добились в этом, по общему признанию, громадных успехов и сдвигов.

Вместе с тем часть комментариев остается в обозе старых схем. В них не учитывается вся сложность политических и многоукладность экономических китайских реалий. В зависимости от того, какой набор из китайских реалий берется за основу, в комментариях появляются формулы: "От коммунизма к капитализму", "Под красным знаменем к капитализму", "Сдвиг от Маркса к Конфуцию", "Китайское чудо" - угроза России" и т.п.

За последние 30 лет последовательного проведения политики реформ и открытости Китай действительно добился успехов, имеющих эпохальное мировое значение. Они вывели в прошлом крайне отсталую страну на передовые позиции в экономической глобализации. По совокупному ВВП Китай занимает ныне четвертое место в мире после США, Японии и Германии и третье место в мире по объему внешней торговли (более 1 трлн. 600 млрд. долл.). Впервые за многотысячелетнюю историю Китай, всегда бывший самым многонаселенным государством в мире, обеспечил всем своим гражданам минимальный прожиточный уровень с точки зрения пищи, одежды и жилья. Ныне в Китае никто не умирает с голоду или из-за отсутствия крыши над головой. Эксперты ведущих международных организаций от ООН до МВФ и МБР прогнозируют к 2020 году такой рост ВВП Китая по всем основным показателям, который превысит абсолютные показатели совокупного ВВП США.

Хотя экономическое развитие КНР в конце ХХ - начале XXI ве-ка поднялось до уровня средней или малой зажиточности - "сяокан"* (* Термин "сяокан" позаимствован из конфуцианской утопической модели идеального общества. Он позволяет экономить социальную энергию. Сам термин, преподносимый официальной китайской пропагандой как "среднезажиточное общество", позволяет избегать чрезмерных объяснений по поводу нерешенных пока социальных задач и наличия бедности значительной части населения, особенно в сельской местности, хотя в пропагандистских формулах Китай определяется как социалистическое государство.), однако задача полного построения среднезажиточного общества остается пока нерешенной. Примерно половина провинций Китая до сих пор не достигла критерия среднезажиточного общества - среднего уровня потребления на одного человека 1 тыс. долларов в год. Однако высокие темпы развития китайской экономики, когда в 2006 году ВВП Китая превысил 21 трлн. юаней (1 долл. = 7,52 юаня), а в течение последних четырех лет сохраняется более чем десятипроцентный рост, позволяют китайским руководителям заявлять о возможности полного построения среднезажиточного общества к 2020 году. Придерживаясь этих темпов, Китай реально сможет к 2020 году довести среднедушевой ВВП более чем до 4 тыс. долларов по сравнению с 2 тыс. долларов в 2002 году.

О подъеме уровня жизни населения, особенно в городах, свидетельствует, в частности, то, что растут вклады населения в банковско-финансовые учреждения Китая. По данным агентства "Синьхуа" от 18 сентября, в июне 2007 года они достигли почти 17 трлн. юаней, что на 8 трлн. юаней больше, чем в 2002 году. Значительно улучшились жилищные условия. Средняя жилплощадь на душу городского населения увеличилась с 22,8 кв. м в 2002 году до 27 кв. м в 2007 году. Накануне реформ в 1978 году она составляла 3-5 кв. м.

Китайские руководители и серьезные эксперты, не оспаривая конечных показателей, тем не менее пытаются охладить пыл слишком горячих оптимистов. Судя по всему, они серьезно опасаются двух вещей. Во-первых, возникновения внутри Китая среди кадровых работников "головокружения от успехов". Тревожит их и то, что в ура-патриотических заявлениях о "возвеличивании Китая", о наступлении "века Китая" начинают явственно проступать тенденции, переходящие грани патриотизма. Одновременно у весьма многочисленной части населения ныне появляются завышенные ожидания в получении от государства дополнительных социальных благ и гарантий.

Обеспечение амбициозных программ "мирного возвышения" невольно втягивало бы Китай в нежелательные для него значительные дополнительные внешние расходы и вело бы к усилению вовлеченности Китая в решение крупных международных дел, которые не затрагивают непосредственно его интересы. Вот почему нынешние китайские лидеры, памятуя мудрый совет архитектора реформ Дэн Сяопина - сосредоточиться на решении проблем развития собственной страны, проявлять достоинство и скромность, "не стремиться быть первыми и что-то возглавлять", - искренне заявляют о своей готовности сотрудничать со всеми странами на основе принципов мирного сосуществования, при этом особо выделяя тезис о проведении Китаем курса на самостоятельность и независимость, нежелание вступать в какие-либо блоки или союзы с крупными странами.

Одновременно лидеры КПК и КНР подчеркивают, что нельзя абсолютизировать общие показатели, достигнутые Китаем в экономическом развитии. Да, КНР по производству стали, чугуна, проката, текстиля, многих средств связи, зерна, мяса и т.д. занимает лидирующее место в мире. Однако эти цифры нужно соотносить с огромным населением, превышающим 1 млрд. 300 млн. человек, соотносить с тем фактом, что большая часть населения (свыше 750 млн. человек) проживает в сельской местности, где только сейчас начинает создаваться современная система образования и здравоохранения, что около 200 млн. человек еще не преодолели неграмотности, свыше 20 млн. человек живут за чертой бедности. С учетом этого по душевым показателям производства основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, по общему уровню культуры и образования населения Китай оказывается в середине списка второй сотни перечня стран (между 130-140 местами). Во внешнем плане в рамках международных экономических организаций это дает Китаю право относить себя к развивающимся странам и претендовать и пользоваться определенными финансовыми льготами.

Эта принципиальная "позиция скромности" изложена в резолюции съезда по проекту пересмотренного Устава КПК, где подчеркивается: "…хотя своими неустанными усилиями после образования нового Китая и особенно со времени реформы и открытости мы и добились впечатляющих результатов развития, приковавших взоры всего мира, но основная наша реалия - то, что мы еще находимся и будем долго находиться на начальной стадии социализма, - эта наша реалия не изменилась (курсив мой. - М.Т.), противоречие между постоянно растущими материальными и культурными потребностями народа, с одной стороны, и отсталым общественным производством - с другой, остается неизменно главным противоречием общества".

Съезд внес в программную преамбулу Устава КПК определение цели борьбы: "Превратить Китай в богатое, могущественное, демократическое, цивилизованное и гармоничное модернизированное социалистическое государство".

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ проведения XVII съезда также указывают на новое видение китайским руководством места и роли КПК в мире, новые особенности теории, практики КПК. Напомним, что КПСС в годы своего существования в качестве руководящей силы Советского Союза всегда рассматривала себя как авангард международного освободительного движения, как минимум международного коммунистического движения. В организационном и идеологическом плане это проявлялось в том, что на свои съезды КПСС приглашала многочисленные делегации во главе с руководителями всех компартий, какими бы малочисленными они ни были. В отчетных докладах советских партийных лидеров первое место неизменно занимал анализ международной ситуации. С догматично понимаемых позиций классовой борьбы предрекалась "победа передовой советской социалистической системы", подчеркивалось "нарастание и углубление противоречий", провозглашалась уверенность в "неизбежности гибели прогнивающей системы капитализма".

Ничего общего с этими привычными схемами нынешний опыт КПК не имеет. Никакие зарубежные делегации "братских" партий на съезд не приглашались. Примечательно и то, что лишь в преамбуле Устава КПК содержится упоминание о поддержании связей с коммунистическими и другими политическими партиями. Президиум съезда распространил среди делегатов приветствия, поступившие от различных зарубежных друзей и политических партий. Среди этих зарубежных друзей КПК, приславших приветствия, были названы в том числе КПРФ, "Единая Россия" и "Справедливая Россия".

Чтобы подчеркнуть единство рядов КПК, на съезд были приглашены с правом участвовать в голосовании ветераны партии, в том числе ушедшие на заслуженный отдых бывшие руководящие деятели КПК. В качестве гостей на съезд были приглашены также видные представители Единого фронта: руководители восьми демократических партий, действующих в стране под идейным руководством КПК, массовых организаций, видные ученые, представители культуры, а также патриотические деятели зарубежных организаций китайских эмигрантов. Это обстоятельство наглядно продемонстрировало претворение в жизнь принципов "трех представительств". Таким образом, КПК позиционировала себя не как некий член некоего международного движения, а именно как лидер Китая, руководящая и правящая сила и авангард китайского народа, представитель и защитник интересов всей китайской нации.

Зарубежные аналитики в своих заметках о XVII съезде КПК, на мой взгляд, не уделили внимания некоторым важным организационным особенностям проведения съезда и состоявшейся на нем дискуссии по докладам, представленным от имени ЦК КПК генеральным секретарем партии Ху Цзиньтао, председателем Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины и проекту дополнений в Устав КПК. Обсуждение выше названных документов проходило в течение нескольких дней не на общем заседании, а по делегациям от провинций, делегации от НОАК, государственных учреждений, а также специально приглашенных видных ветеранов КПК и представителей демократических партий. Это позволило значительно расширить и углубить обсуждение документов съезда, придало этой дискуссии более демократический и неформализованный характер.

Опубликованный после завершения съезда отчетный доклад ЦК КПК был, по словам Ху Цзиньтао, дополнен "по итогам обсуждения в ходе съезда".

Характерно также и то, что до всеобщего голосования по списку выдвинутых кандидатов в члены ЦК КПК и кандидатов в кандидаты в члены ЦК КПК состоялось широкое обсуждение в президиуме съезда.

СЪЕЗД ДАЛ СВОЙ ОТВЕТ на вопрос, по какому пути идти Китаю, - по пути "социализма с китайской спецификой". Тактическая цель - полное построение среднезажиточного общества к 100-летию КПК. Эти вопросы были предметом горячих внутренних дискуссий. Порой они косвенно выплескивались и на страницы открытой печати. Отдельные китайские авторы, прежде всего из числа представителей интеллектуального труда, высказывали различные точки зрения по поводу выбора пути. Некоторые, ссылаясь на слова Дэн Сяопина о том, что не надо спешить давать имя Шэ - "социализм" или Цзы - "капитализм" тому обществу, которое Китай построит в ходе длительного пути решения задач модернизации страны и создания среднезажиточного общества - "сяокан", настаивали на более развернутом заимствовании западных моделей рыночной экономики и политической системы. Другие, также легализуя свои поиски теми же ссылками, доказывали преимущества опыта европейской социал-демократии, активно пропагандировали опыт Швейцарии, Норвегии, Швеции, немецкой социал-демократии и т.д. Третьи - используя опыт и достижения азиатских "малых тигров", особенно Сингапура и Южной Кореи, призывали опираться на конфуцианские ценности и обогащать их современным опытом развитых стран, строить развитое цивилизованное рыночное общество, оставив в стороне идеалы социализма. Часть ветеранов КПК и НОАК, ряд видных ученых в этой связи в своих письмах в ЦК КПК, часть из которых попали в сянганские газеты, выражали свое осуждение вышеназванных взглядов. С их точки зрения, эти три типа взглядов искажают политику реформ и открытости и противоречат социалистическим целям КПК.

По сути дела, главные озабоченности некоторых ветеранов КПК, партийных активистов и партийных интеллектуалов во многом отражали те реальности и проблемы, которые возникли в ходе проведения революционных по своему характеру преобразований, намеченных политикой и стратегией реформ и открытости. Эти проблемы - проблемы роста. Эти преобразования перевернули жизнь различных слоев почти полуторамиллиардного населения, а адаптация к этим изменениям требует от людей немалых усилий и времени.

Привести эти различные взгляды на будущее Китая к единому знаменателю - крайне сложная проблема, своего рода сверхзадача, которую, надо признать, в целом и решил XVII съезд КПК. Член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, выступая на обсуждении материалов съезда в делегации от провинции Сычуань в этой связи подчеркнул: "Что такое социализм и как строить социализм - это две основные проблемы, по-прежнему стоящие перед КПК в процессе раскрепощения сознания" (сообщение вэб-сайта "Жэньминь жибао", 21/Х-07).

Если судить по опубликованным материалам самого съезда, можно утверждать, что мнения участников внутренних дискуссий были услышаны. Судя по всему, руководители КПК во всех противоположных высказываниях пытались увидеть рациональные зерна, одни из которых были в конечном счете так или иначе учтены, другие - аргументированно отклонены.

Если бы провести контент-анализ доклада Ху Цзиньтао XVII съезду КПК, то мы бы увидели, что из ключевых слов этого документа можно было бы составить словарь неологизмов. Неслучайно газета "Жэньминь жибао" в помощь партийцам опубликовала разъяснения основных формул и понятий, которые содержатся в документах съезда. Наиболее часто встречаются термины и понятия: "реформа и открытость" и "социализм с китайской спецификой", "среднезажиточное общество" - "сяокан", "научная концепция развития", "индустриализация", "модернизация", "коммерциализация", "маркетизация", "экологизация", "урбанизация", "социализация", "глобализация", "гуманизация", "демократизация", "мирное развитие", "независимость и самостоятельность". Все эти термины в совокупности отражают главные аспекты содержания документов XVII съезда КПК и стратегические цели Китая.

Структурная логика отчетного доклада ЦК КПК также наглядно демонстрирует акцент на приоритетное рассмотрение внутренних проблем развития страны и жизни ее народа. Именно поэтому анализ различных аспектов внутреннего экономического, политического, социального, культурного, военного развития Китая занял первые девять разделов доклада. В них концентрированно излагаются размышления о путях решения проблем индустриализации, создания социалистической рыночной экономики, острых проблем охраны окружающей среды, строительства новой деревни, создания в сельской местности элементов социальной системы, организации образования и здравоохранения на селе, решения насущных задач трудоустройства в городе и деревне, преодоления разрывов в уровнях и темпах развития приморских и внутренних районов страны, города и деревни, сокращения имущественной дифференциации и т.д.

Хотелось бы также указать на некоторые новые проблемы, которые впервые в столь четкой форме поставлены в документах КПК. Это прежде всего ориентация на смену модели развития, перехода от экстенсивной к интенсивной ресурсо- и энергосберегающей модели. В этой связи упор делается на необходимость развития фундаментальных наук, масштабного подъема культуры широких масс и народа, развития и совершенствования системы образования, на создание общества инновационного типа, то есть общества экономики знаний. Это исключительно важные новаторские идеи, которые заслуживают того, чтобы к ним внимательно присмотрелись и в России.

Следующая поставленная проблема, которая неразрывно связана с высокими темпами развития Китая, является своеобразной платой за это развитие и его побочным продуктом - это приобретшее критический характер ухудшение экологической ситуации. Ученые Института Дальнего Востока постоянно обращают самое серьезное внимание как китайской, так и международной научной общественности на важность совместного изучения этого очень важного вопроса, который касается не только Китая, но, может, уже и оказывает негативное влияние на экологическую ситуацию в сибирских (проблема Иртыша) и дальневосточных районах России и других государств, граничащих с Китаем.

Наконец, в документах съезда серьезное звучание получил вопрос о сочетании современной культуры с лучшими достижениями китайской традиционной культуры и изучении подлинных достижений зарубежной культуры. В этой связи серьезно и глубоко поставлена проблема "китаизации". Эта задача поставлена не абстрактно. Она имеет внутреннюю и международную направленность. Во внутреннем плане речь идет об укреплении культурной идентичности, укоренении политики реформ в национальную почву Китая и зарубежных заимствований. Вновь поставлена задача углубления китаизации марксизма и широкой пропаганды и изучения всеми членами КПК новейших продуктов китаизации, которыми объявлены "научная концепция развития", концепция "социализма с китайской спецификой", идеи построения среднезажиточного общества, построения гармоничного общества инновационного типа, новации "инженерии партстроительства" КПК.

Развивая сюжет об идейных новациях съезда, необходимо особо остановиться на трактовке научной концепции развития, "великой инженерии" в партстроительстве, а также новых трактовках ряда идеологических и экономических проблем. Задачу китаизации марксизма, как известно, выдвинул Мао Цзэдун еще в 1938 году. В докладе "Место КПК в национальной войне" он говорил: "У нашего народа многотысячелетняя история, у него есть свои особенности, он создал множество ценностей. В овладении всем этим мы пока еще являемся не более как учениками начальной школы. Современный Китай есть продукт всего прошлого развития Китая. Мы - сторонники марксистского подхода к истории, мы не можем отмахиваться от нашего исторического прошлого. Мы должны обобщить все наше прошлое - от Конфуция до Сунь Ятсена - и принять это ценное наследие. Это будет большим подспорьем для руководства нынешним великим движением. Коммунисты являются сторонниками интернационального учения - марксизма, однако марксизм мы сможем претворить в жизнь только с учетом конкретных особенностей нашей страны и через определенную национальную форму"1. Китаизация и тогда и сегодня рассматривается как сочетание всеобщих принципов марксизма-ленинизма с китайской действительностью, овладение богатым национальным наследием и использование его для развития страны и решения новых задач.

С трибуны съезда Ху Цзиньтао призвал усиленно вооружать всю партию новейшими достижениями китаизированного марксизма" (курсив мой. - М.Т.).

Во внешнем плане эта задача китаизации международной политики Китая сводится к концепции мирного развития страны и гармонизации мира. В увязке с идеей гармонизации мира выдвигается не менее важная задача - продвижение достижений китайской культуры в мир. Продвижение достижений китайской культуры и науки, поддержание позитивного цивилизованного образа Китая становится частью политики открытости, выхода Китая в мир, курса на гармонизацию международных отношений и мира в целом. В последние годы китайские руководители стали обращать особое внимание на пропаганду современных достижений китайской культуры и китайского языка. Во всем мире созданы несколько сот институтов Конфуция, в том числе более десятка таких институтов организовано при вузах в России. Эти институты Конфуция становятся центрами изучения китайского языка, пропаганды богатых традиций китайской культуры. Завершившийся недавно Год Китая в России создал в нашей стране ситуацию своеобразного китайского бума, огромного роста интереса среди населения, особенно среди молодежи, ко многим аспектам китайской культуры, к истории Китая, китайскому искусству, медицине, кухне, оздоровительным и боевым искусствам китайского типа. Вкладом в этот бум, который имеет весьма позитивное значение для укрепления взаимопонимания и дружбы между нашими народами, являются и научные изыскания, труды ученых Института Дальнего Востока и других российских китаеведов.

НОВЕЙШИМ ПРОДУКТОМ китаизированного марксизма является выдвинутая после XVI съезда КПК "научная концепция развития", автором которой является генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао. Эта концепция ставит во главу угла "человека как основу основ" и требует всестороннего гармоничного и устойчивого развития. Она официально объявлена основой построения в Китае мощного, богатого, гармоничного социалистического общества. Вместе с тем следует заметить, что выдвижение этой новой концепции фактически означает "бархатный" отход и уточнение некоторых ранее выдвигавшихся предшественниками идей. Прежде всего, "научная концепция развития" и вытекающее из нее указание на всестороннее гармоничное и устойчивое развитие означает преодоление ряда односторонних акцентов в экономической политике. Например, ныне уже не делается упор на рост лишь экономических показателей в ущерб вниманию к социальным проблемам. Вместо подчеркивания тезиса об обогащении отдельных районов и отдельных лиц акцент делается на полном построении среднезажиточного общества и совместного роста благополучия и преодолении серьезной имущественной дифференциации общества.

Речь, в частности, также идет о том, что упор на ускоренное развитие специальных экономических зон приморской части Шанхая, Шэньчжэня не должен означать недостаточного внимания к развитию внутренних районов страны и игнорирования проблем старой индустриальной базы на северо-востоке Китая, невнимания к нуждам села, одностороннего акцента на индустриализацию за счет деревни, чрезмерного внимания к положению элиты и невнимания к проблемам крестьян и рабочих. Иными словами, "научная концепция развития" ставит задачу преодоления пяти разрывов, образовавшихся в ходе стремительного подъема экономики, в ходе политики реформ и открытости, снижения чрезмерной экологической и социальной цены за продолжение этой политики столь быстрыми темпами. Вместе с тем надо особо подчеркнуть, что изменение ряда акцентов в политике отнюдь не означает отхода от общей стратегии реформ и открытости.

Внимание к человеку - это, с одной стороны, своеобразный ответ на возрастание человеческого фактора в экономическом строительстве страны и ответ на обвинения в нарушении прав человека, раздающиеся извне, - с другой.

Таким образом, тезис о научной концепции развития - это комплексный, системный взгляд на возникшие в ходе проведения политики реформ и открытости проблемы. Это новый этап китаизации марксизма. Это продуманная реакция ЦК КПК на те острые вопросы, которые являются предметом обсуждения китайских интеллектуалов. Здесь проявлен присущий нынешнему поколению китайской элиты прагматизм.

Что касается сюжета, связанного с тезисом социализма с китайской спецификой, то следует заметить, что руководство КПК в течение ряда лет внимательнейшим образом изучало причины и уроки развала СССР и КПСС. Решения последних съездов и пленумов КПК и особенно документы XVII съезда КПК наглядно свидетельствуют о том, сколь серьезно подошло руководство Китая к осмыслению драматических уроков развала СССР и КПСС. Прежде всего, это проявилось в том, что китаизация марксизма, учет специфики развития страны, создание концепции социализма с китайской спецификой рассматриваются главным условием укоренения идеологии КПК в обществе и главным условием обеспечения легитимности руководящей роли самой КПК. В этом смысле китаизация означает увязывание современной идеологической теории строительства справедливого гуманного общества, называемого, по традиции, заимствованным из-за рубежа термином "социализм", с национальной традицией. Неслучайно поэтому социализм в его начальной стадии отождествляется с самобытным термином "сяокан" - среднезажиточное общество.

Идея гармонии - Хэ также сочетается с тезисом Мо Ди - "о всеобщей любви и всеобщей выгоде", принципом Конфуция о "гармонии многообразного и несходного". Теоретической основой всех этих новаций является традиционная даоская диалектика "раздвоения единого и сочетание двух противоположностей в единое" (и фэн вэй эр, хэ эр эр и). Кроме того, преемственность сочетается с инновацией, учетом реальных особенностей Китая и заимствованных передовых достижений как общественной мысли из-за рубежа, так и исследований китайских обществоведов.

Еще одним важным аспектом инноваций китайских теоретиков является развитие и углубление концепции, выдвинутой в свое время Мао Цзэдуном еще в период антияпонской войны, о соотношении патриотизма и интернационализма. Идея патриотизма, идея национальной укорененности и самобытности КПК стала доминирующей. В Уставе КПК первой фразой общей программы партии является следующий тезис: "Коммунистическая партия Китая является авангардом китайского рабочего класса и одновременно авангардом китайского народа и китайской нации, руководящим ядром дела социализма с китайской спецификой и представляет требования развития передовых производительных сил Китая, прогрессивное направление китайской передовой культуры, коренные интересы самых широких слоев китайского народа. Высший идеал и конечная цель партии - осуществление коммунизма".

Построение социализма с китайской спецификой увязывается с выполнением трех "великих исторических задач", а именно: осуществление модернизации, завершение воссоединения Родины и защита мира во всем мире при стимулировании совместного развития.

Важное место среди новаций XVII съезда занимает выдвижение также концепции "экологической культуры". Это отражает озабоченность лидеров КПК состоянием и охраной окружающей среды.

Требуется пересмотреть структуру производств с большими энергозатратами и низкой эффективностью, сильно загрязняющих окружающую среду* (*Согласно официальным данным, в 2006 году в мировом ВВП доля Китая составляла около 5,5%, но на него в то же время пришлось 15% годовых мировых расходов энергии, 30% - стали и 54% - цемента (сообщение агентства "Синьхуа" 17.10.2007).).

Как сообщила "Файнэншл таймс", в 2007 году Китай, опередив США, выйдет на первое место по объему выбросов парниковых газов, хотя объем китайской экономики составляет четвертую или пятую часть американских показателей.

Особое внимание XVII съезд уделил "великой партийной инженерии". Прежде всего она касается новых подходов к решению целого ряда организационных, идеологических аспектов партийного строительства, новаций в области стратегии и тактики партии, путей укрепления ее легитимности и роли в управлении страной. Это и нашло свое выражение в следующем:

- повышении управленческих способностей партии;

- регулировании действий партии в рамках закона и Конституции;

- акценте на Едином фронте, расширении социальной базы партии при одновременном подчеркивании ее авангардной роли как партии трудящихся и прежде всего рабочего класса, партии всего китайского народа, всей китайской нации;

- последовательном проведении принципа самостоятельности и независимости, отказе от вмешательства во внутренние дела других партий, рассмотрении внешних обязательств и внешних факторов деятельности КПК и Китая как необходимых предпосылок создания благоприятных условий для решения внутренних задач строительства страны.

Видимо, в связи с вышеизложенным в нынешнем лексиконе китайских коммунистов термины "интернационализм", "солидарность" заменены терминами "сотрудничество", "сплочение".

В ответ на внутренние и внешние вызовы китайское руководство выдвинуло свою концепцию китайской демократии применительно к партии. Она предусматривает постепенное продвижение системы прямых выборов, подотчетность Политбюро и парткомов съезду, пленумам и т.д. Концепция прав человека получила развитие в принципе демократического централизма в партстроительстве и тезисе о гарантиях прав членов партии.

В противоположность чрезмерному упору Мао Цзэдуна на классовую борьбу в программной преамбуле Устава подчеркивается: "В силу внутренних факторов и зарубежного влияния классовая борьба будет в определенных рамках еще долго существовать, а при известных условиях, возможно, и обостряться, но она уже перестала быть главным противоречием" (курсив мой. - М.Т.).

Нынешние китайские руководители учли опыт собственной страны периода "большого скачка" (1958-1960 гг.) и "культурной революции" (1966-1976 гг.). Устав КПК призывает проявлять бдительность против правого уклона, но акцент делается на том, чтобы "особенно следить за предотвращением левого".

УЧИТЫВАЯ раздуваемый на Западе миф о "китайской угрозе", в документах XVII съезда КПК скромное место занимают вопросы, связанные с армией и внешней политикой.

В "армейском" разделе говорится о необходимости "осуществлять единое планирование экономического и оборонного строительства", обеспечивая необходимое укрепление армии в процессе построения среднезажиточного общества". Вновь подчеркивается оборонный характер китайской военной доктрины, декларируется отказ от участия в гонке вооружений.

Десятый раздел доклада посвящен проблемам укрепления единства Китая, обеспечения здорового развития особых экономических районов Сянгана и Аомэня, а также путей мирного решения проблемы воссоединения с Тайванем на основе принципа "одна страна - два строя". Успешный опыт реализации этого принципа в Сянгане и Аомэне расценивается как привлекательный пример для Тайваня. Была подчеркнута мысль о том, что хотя континент и Тайвань еще не воссоединились, но тот факт, что они принадлежат одному Китаю, навсегда остается неизменным. Обеим сторонам по берегам Тайваньского пролива предлагается развивать все виды контактов, расширять их сферу и повышать их уровень, а также сделано предложение подписать мирное соглашение. В то же время в Отчетном докладе ЦК КПК были сделаны жесткие заявления по поводу "раскольнических акций, нацеленных на создание независимого Тайваня". Однако каких-либо военных угроз не содержалось.

В разделе доклада "Неуклонно идти по пути мирного развития" дана самая общая оценка международной обстановки. Общая ситуация в мире характеризуется известной китайской формулой "мира и развития". С одной стороны, отмечается мультиполяризация мира при углублении экономической глобализации, расширении глобального и регионального сотрудничества, с другой стороны, говорится об усилении гегемонизма и силовой политики и возникновении непоименованных "горячих" проблем в различных районах мира. В этой ситуации Китай призывает "продвигать созидание гармоничного мира с прочным миром и общим процветанием" и заявляет, что будет неуклонно идти по пути мирного развития на основе пяти принципов мирного сосуществовании и мирного развития. Китай никому не противопоставляется, а рассматривается как органичная составная часть процесса глобализации.

Примечательно также отсутствие упоминания каких-либо стран, блоков или международных организаций. Характерно, что в докладе не упомянута также и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), одним из главных инициаторов и создателей которой был именно Китай. Словом, и во внутренней, и во внешней политике абсолютный приоритет отдается идеям гармонии международного сотрудничества, созданию максимально благоприятных предпосылок для мирного развития Китая. Одно время популярная в работах китайских политологов идея "мирного возвышения" Китая ныне заменена идеей мирного развития, которая лишает сторонников мифа о "китайской угрозе" каких-либо аргументов, для того чтобы изображать Китай пугалом и проводить аналогии между идеями "возвышения" Китая и идеями гегемонизма.

Документы съезда позволяют сделать вывод о том, что, по мысли китайского руководства, рост авторитета Китая в мире, укрепление его международных позиций должны происходить параллельно успехам внутреннего развития Китая, и в этом плане особенно важным является акцент на то, что Китай будет стремиться к "совместному развитию" и "совместному процветанию". Именно эти идеи лежат в основе подходов Китая, отражающих "трехмерное" внешнеполитическое видение китайских аналитиков: мир развитых стран, соседние страны и развивающиеся страны.

Документы XVII съезда проникнуты убежденностью и уверенностью КПК в своей способности с помощью "мягкой силы" решить стоящие грандиозные задачи модернизации страны, построения "под знаменем идей социализма с китайской спецификой" полного общества средней зажиточности, мирного объединения родины и создания гармоничных отношений со всеми странами в мире.

ЕСЛИ ПОДОЙТИ к рассмотрению вопроса о мирном развитии Китая объективно, без всяких фобий и предвзятостей, с точки зрения интересов России, то станет очевидным, что такое развитие Китая ставит своей главной целью создание благоприятных международных условий и благоприятного добрососедского окружения для развития Китая. Развитие отношений стратегического партнерства с большинством соседних стран, сотрудничество ради совместного развития - все это отвечает именно интересам мирного развития не только Китая, но и соседних стран, а также всего мира.

Углубление отношений стратегического партнерства и взаимодействия России с КНР в экономическом, политическом, научно-техническом, военном планах носит взаимовыгодный характер. В этом контексте особое значение приобретает реализация благоприятных факторов сотрудничества между двумя странами в различных сферах. Реализация фактора географической близости и взаимодополняемости экономики Китая, традиции добрососедства и дружбы между народами создают исключительно благоприятный внешний климат для выработки и реализации политики соразвития.

Большой потенциал сотрудничества содержится в планах решения задачи подъема российских регионов Сибири и Дальнего Востока в сопряжении с решением аналогичных задач развития западных районов Китая и подъема старой индустриальной базы КНР на северо-востоке.

Словом, развитие российско-китайского разностороннего сотрудничества является одним из ключевых моментов, благоприятствующих решению проблемы мирного развития Китая. Россия заинтересована развивать сотрудничество со стабильно развитым китайским государством, а Китай в первую очередь заинтересован иметь в качестве стратегического партнера и соседа стабильно развивающуюся, процветающую Россию. Поэтому цели возрождения России и цели мирного развития Китая во многом совпадают и взаимно резонируют.

Что касается оценки реальности поставленных XVII съездом широкомасштабных эпохального значения задач построения в Китае гармоничного общества, то по этому поводу можно привести популярную в Китае формулу: "Перспективы светлые, но путь извилистый". Пожелаем нашему великому соседу полного успеха!

 

1Мао Цзэдун. Сборник избранных произведений. Пекин, 1972, с. 183-184.