ИДЕЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ РУССКОГО МИРА впервые проявилась после распада СССР, когда встал вопрос о судьбах миллионов русскоязычных людей, оказавшихся чужаками в новых независимых государствах. Попытка выработать концепцию взаимодействия России с зарубежными соотечественниками, соответствующую ситуации того времени, привела к зарождению теории о существовании некой социально-культурной реальности, обозначенной в научных трудах как русский мир. Основами данной реальности принято считать русский язык, русскую культуру, чувство сопричастности с Россией.
В идеале русский мир представляет собой глобальную сетевую структуру, состоящую из организаций зарубежных соотечественников, центров по изучению русского языка, деловых и общественных объединений и имеющую точку опоры, центр притяжения в России.
Сегодня пришло понимание, что развитие и консолидация данной системы могут содействовать укреплению позиций нашей страны на мировой арене. Русский мир как совокупность культурных, интеллектуальных, человеческих и организационных потенциалов, имеющих выражение в использовании русского языка при коммуникативном общении и мышлении, способен значительно расширить границы проведения политических, экономических и культурных потребностей нашей страны.
Однако, несмотря на то что теория русского мира существует более десяти лет, до сих пор не разработан ее понятийный аппарат. В результате на сегодняшний день существует множество точек зрения относительно того, что такое русский мир и каковы его масштабы.
В высказываниях политологов, ученых, дипломатов и других специалистов можно встретить лишь описательные характеристики данного явления. Например, исполнительный директор фонда "Русский мир" В.А.Никонов считает, что это - самоопределение, поскольку он (русский мир) осознает и воспроизводит свое единство на основе русского языка и русской культуры, Русской православной церкви1.
Историк Н.А.Нарочницкая придерживается иного мнения, русский мир - это не только Россия и русские в мировой истории, это связь во времени и пространстве, в жизни и сознании тех, кто объединены чувством сопричастности всей многовековой истории России с ее взлетами и падениями, грехами, заблуждениями и метаниями. Русский мир - это и мы сами в мире, и мир в нашем русском взгляде на него2.
Кроме того, политики часто оперируют понятием "русский мир" в качестве синонима диаспоры. В частности, в новой Концепции внешней политики Российской Федерации русский мир определен в качестве партнера России, вбирая в себя лишь многомиллионную российскую диаспору. Но данные понятия не являются равнозначными, поскольку эмиграция не всегда приводит к формированию этнокультурного мира. Для сравнения, самая большая в мире внешняя миграция - из Индии, однако такого явления как индийский мир до сих пор не существует. Это связано прежде всего с тем, что у индийской диаспоры нет объединяющего фактора, коим может служить национальный язык. Наоборот, в случае с Индией при существовании кастовой неоднородности происходит быстрая ассимиляция выходцев из Индии в принимающих государствах. Нередки случаи, когда индийцы, будучи из разных районов Индии, общаются между собой, в частности, на английском языке, дети эмигрантов из этой страны часто не знают языка своих предков, их традиций и обычаев, в результате происходит полное "растворение" иммигрантов в общей массе титульного населения.
История образования зарубежного русского мира соотносится с общеизвестными эмигрантскими волнами, каждая из них была вызвана политическими переломами, изменениями и треволнениями. В результате, по официальным данным, около 30 млн. человек, проживающих за рубежом, относят себя к "российским соотечественникам"3.
Долгое время отношения с русским зарубежьем историческая родина не поддерживала по идеологическим причинам - эмигранты воспринимались как "чуждое советской действительности явление". Лишь в середине 90-х годов ХХ века произошло осознание того факта, что Россия и русское зарубежье являются составляющими единого цивилизационного пространства. В результате руководство страны стало рассматривать русское зарубежье как интеллектуальный, демографический, политический и социальный ресурс России, инструмент для реализации внешних и внутренних целей России, решения проблем и задач. Но использование русского зарубежья в данном качестве возможно только при условии укрепления его потенциала во всех аспектах, что, в свою очередь, может быть достигнуто в результате консолидации русского рассеяния, его трансформации в диаспору, то есть с определенной организацией, единством, умением сплоченно отстаивать как собственные интересы, так и исторической родины.
В связи с этим важнейшей задачей России стало сохранение зарубежного русского мира, оказание ему соответствующей поддержки в вопросе консолидации и налаживания взаимодействия с исторической родиной. В 1994 году был сделан первый шаг в этом направлении - издан Указ Президента Российской Федерации от 11 августа №1681 "Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом", затем появились Постановление правительства Российской Федерации от 11 декабря 1994 года №1369 "Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом", Федеральный закон от 24 мая 1999 года №99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". В 2001 году президентом утверждена Концепция поддержки соотечественников за рубежом. В 2006 году в Санкт-Петербурге состоялся Всемирный конгресс соотечественников, сформирован Координационный совет российских соотечественников. В 2007 году прошли конференции соотечественников практически по всему миру.
Сегодня уже не вызывает сомнений, что взаимодействие с соотечественниками ведется достаточно интенсивными темпами и является одним из приоритетов внешней политики России.
Черты русского мира
ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ образования русского мира является русский язык, который находится на четвертой или пятой позиции по обширности употребления в мире. Большее количество людей разговаривает только на китайском, хинди, английском и испанском. Его значимость на постсоветском пространстве также весьма высока - элита этих государств говорит по-русски, их население также владеет русским на достаточно хорошем уровне.
Русский остается языком науки, культуры и межнационального общения практически во всех странах СНГ и даже Прибалтики. К примеру, 70% продаваемых в Риге книг - на русском, на Украине эта цифра достигает 92%4.
Если принимать во внимание популярность русского языка, становится вполне очевидным тот факт, что он является базой для налаживания и укрепления межнациональных и человеческих отношений, а также связующим началом для взаимодействия между участниками русского мира.
Оценивая важность русского языка, Д.А.Медведев в своем выступлении на Конференции по статусу русского языка за рубежом заметил, что русский язык считают родным около 130 млн. граждан России и 30 млн. человек в ближнем и дальнем зарубежье. Свыше 114 миллионов владеют русским языком как вторым или знают его как иностранный. Таким образом, фактически одна треть миллиарда людей на планете разговаривает на русском языке. Фактически это и есть русский мир - то огромное, живое пространство, где происходит взаимное постижение духовных и культурных ценностей множества народов5.
Кроме того, русский язык является выражением грандиозного культурного наследия одного из наиболее многочисленных народов мира. Он продолжает сохранять свою популярность и актуальность и в современном обществе. По данным ЮНЕСКО, на русском языке выходит около 30% всей печатной продукции планеты.
Не стоит забывать о таких значимых каналах распространения русского языка в мире, как образование, бизнес и т.д. Благодаря выпускникам советских и российских вузов русский был более 20 лет самым распространенным языком на Кубе, где и сейчас им владеет значительное число кубинцев. В связи со значительным расширением контактов с Россией и странами СНГ пользование русским языком в Турции становится важным условием успешности в политике, экономике, торговле, туризме и других сферах жизнедеятельности государства и общества. Расширение взаимодействия в научной, культурной, деловой, туристической и образовательной сферах с Индонезией обусловило возрастание интереса индонезийцев к изучению русского как средства общения с российскими партнерами. Заметим, что тенденция к изучению русского имеет место во многих странах.
Русский мир за рубежом - это сложносочиненное сообщество, составляющие его компоненты различаются между собой не только условиями формирования, но и этнической, религиозной принадлежностью, уровнем культуры, политическим, социальным и экономическим положением. Кроме того, русский мир включает в себя не только "чистых" соотечественников, эмигрантов, но и всех, кто ассоциирует себя с Россией, иностранцев, изучающих русский язык.
Русский мир на современном этапе
РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ РУССКОГО МИРА происходит в несколько этапов. Первые два из них - фаза концептуального оформления и период придания идее консолидации и структурирования русского мира статуса национальной политики. Сейчас можно наблюдать попытки перехода к практическому воплощению идеи объединения и структурирования самого русского мира.
Стремление к сплочению высказывают и сами соотечественники, призывая "продолжить усилия по созданию системы взаимодействия между соотечественниками и Россией, положив в ее основу принципы партнерства и максимального использования ресурсов и возможностей, имеющихся как у России в лице ее государственных, общественных и иных институтов, так и диаспоры за рубежом, для развития взаимообогащающего сотрудничества. Поощрять тенденции консолидации организаций соотечественников, их общественных позиций в целях максимального расширения политического, правового, социально-экономического и гуманитарного поля, обеспечивающего права и интересы зарубежных россиян"6.
Существует мнение, что для русского мира сейчас главнейшая задача - прекратить нигилизм и поругание собственной истории7. Потому как только обоюдные усилия представителей русского рассеяния и исторической родины могут способствовать консолидации русского мира, остановить наметившийся в ряде стран процесс его сужения и укрепить занимаемые позиции.
В 2007 году в целях объединения зарубежных соотечественников было проведено более 70 конференций соотечественников, основной идеей которых стало формирование сетевой системы координационных советов, призванной облегчить взаимодействие российского руководства с соотечественниками, проживающими за рубежом. В 2008 году работа на данном направлении была продолжена.
Однако изменить свое отношение должно не только зарубежье, но и Отечество. Выбранная в отношении российских соотечественников политика не лишена минусов.
Прежде всего, речь идет об отсутствии ясного и четкого понятийного аппарата. Такая дефиниция, как "российский соотечественник, проживающий за рубежом", закрепленная в Федеральном законе от 24 мая 1999 года №99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", является слишком объемной и размытой для использования ее на практике.
Согласно данному в законе определению, российскими соотечественниками являются граждане Российской Федерации, выходцы из ранее единого государства (Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР, Российской Федерации), а также их потомки, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств8.
При этом российскими соотечественниками могут являться иностранные граждане, а также лица без гражданства, ранее состоявшие в гражданстве СССР и проживающие на территории бывших советских республик.
Таким образом, согласно данному определению, литовцы, эстонцы, латыши, грузины, армяне, поляки и финны в полном составе могут признаваться российскими соотечественниками при изъявлении ими соответствующего желания, что вызывает массу споров внутри русскоязычных сообществ, а также затрудняет работу по оказанию поддержки соотечественникам.
Как отметил В.В.Путин в ходе выступления на Всемирном конгрессе соотечественников, "соотечественник - категория далеко не юридическая" и даже "не вопрос статуса или каких бы там ни было льгот". "Это в первую очередь вопрос личного выбора. Вопрос самоопределения"9.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам СНГ и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ К.Ф.Затулин отвечая на вопрос, что он вкладывает в понятие "соотечественник", также сделал акцент на "самоопределении", сказав, что соотечественниками стоит признавать представителей тех наций и народностей, которые нигде, кроме как в России, не обрели своего национально-государственного и национально-культурного самоопределения.
В среде соотечественников популярно мнение о том, что данное в законе определение имеет слишком заявительный характер и каждый человек, чей "адрес не дом и не улица", может сказать, что его адрес уже не Советский Союз, а Российская Федерация. Основным минусом понятия считают акцент на формальную связь с Россией, как со страной, что не всегда бесспорно, так что приходится подчеркивать, что Отечество - это русский язык, культура.
Тема модифицирования законодательства в отношении зарубежных соотечественников является сегодня весьма актуальной.
Не секрет, что русскоязычное население за рубежом сталкивается с рядом трудностей. Преодоление сложившейся ситуации, на наш взгляд, возможно при наличии планомерного двустороннего взаимодействия между Россией и зарубежными соотечественниками, наращивания потенциала диаспоры, при проведении соответствующей информационной работы.
Для достижения позитивных результатов реализации российских государственных и неправительственных программ и курсов в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, необходима цементирующая базисная идея, понятная как самим соотечественникам, так и российским гражданам. В связи с этим сохранение русского мира как целеполагающая и стратегическая задача по своему замыслу способно объединить различные пласты диаспоры и ориентировать ее на поиск внутренних ресурсов развития при соответствующей подпитке со стороны исторической родины. Для России же это дает подлинную возможность увеличить свой потенциал на мировой арене и в полной мере использовать зарубежный русский мир в качестве мощного экономического, политического и социального ресурса для расширения своего влияния на мировые процессы. Иначе говоря, русский мир способен объединенными усилиями его участников не просто нивелировать негативные тенденции глобализации, но и содействовать наращиванию многоплановых возможностей русского народа.
Русский мир Азиатско-Тихоокеанского региона
ПРОЦЕСС КОНСОЛИДАЦИИ российских зарубежных соотечественников уже дает первые положительные результаты. 11-12 сентября этого года в Улан-Баторе (Монголия) состоялась вторая Региональная конференция российских соотечественников, проживающих в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В мероприятии приняли участие представители российской диаспоры Австралии, Индии, Китая, Гонконга, Монголии, Сингапура и Японии, а также делегации от Министерства иностранных дел Российской Федерации, правительства Москвы, администрации Иркутской области, администрации Агинского Бурятского автономного округа и т.д.
Основными темами мероприятия стали консолидация русского мира, положение российских соотечественников, расширение сотрудничества организаций соотечественников с российскими регионами, модифицирование Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", проект новой Программы работы с соотечественниками за рубежом (на 2009-2011 гг.), защита законных прав и интересов соотечественников региона. Кроме того, была обозначена заинтересованность соотечественников в налаживании взаимодействия с российскими регионами.
Отдельной темой звучали итоги года. В частности, в Японии после проведения в Москве в ноябре 2007 года конференции "Соотечественники и деловой мир" сформировался страновой Деловой совет соотечественников, руководитель которого А.Е.Гладков призвал собравшихся сотрудничать на этом направлении, развивать партнерские предпринимательские отношения между организациями соотечественников в рамках стран и регионов.
В ходе обсуждения Координационным советом российских соотечественников в Монголии также была предложена идея проработать вопрос открытия специального фонда, аккумулирующего финансовые средства для оказания юридической и консультационной помощи соотечественникам с целью повышения эффективности защиты их прав.
Также участники форума заявили о своей солидарности с действиями Российской Федерации в защиту жизни, законных прав и свобод российских соотечественников, проживающих в Южной Осетии и Абхазии, и призвали все организации соотечественников активно противодействовать развязанной в западных СМИ антироссийской кампании и организовать работу по оказанию помощи соотечественникам в этом регионе.
Кроме того, делегаты подтвердили ежегодный статус конференции и избрали представителя от региона во всемирный Координационный совет соотечественников.
На примере данного форума видно, что концепция русского мира начинает развиваться и воплощаться в жизнь. Однако прогнозировать ее результаты в будущем пока рано.