В МОСКВЕ 30-31 МАЯ 2008 ГОДА состоялась международная конференция "Корпоративное управление и глобализация мировой экономики", организованная Национальным советом по корпоративному управлению при участии Группы Всемирного банка. Подобная конференция - единственная встреча высокого международного уровня по вопросам корпоративного управления, проведенная в России уже во второй раз с участием ведущих представителей российской и международной политической и деловой элиты.

В ходе конференции были обсуждены основные проблемы и вызовы для корпоративного управления в России, порождаемые процессом глобализации, вопросы гармонизации национальных регулирующих мер и механизмов правоприменения на рынках капитала, влияния инвестиционного климата на развитие системы корпоративного управления. Предметом дискуссии стали такие вопросы, как корпоративное управление в компаниях с государственным участием, роль стран БРИК в глобальном движении капитала, антикоррупционная практика компаний.

Включенные в программу конференции вопросы, связанные с корпоративным управлением, охватывают важнейшие направления экономического развития России. Конференция позволила добиться определенного прорыва в анализе дальнейших путей развития российской экономики*. (*Данная статья подготовлена на основе исследования, выпущенного Национальным советом по корпоративному управлению специально к конференции. См.: На пороге новой эпохи: глобальные рынки и корпоративное управление. М., 2008.)

Глобализация способствует быстрому увеличению числа компаний, ориентированных на активную экспансию. Однако во многих странах существуют опасения, иногда обоснованные, иногда нет, что обратной стороной глобализации станет усиление конкуренции, перенос рабочих мест за границу, снижение стандартов безопасности, охраны окружающей среды и труда. Существует и озабоченность по поводу качества корпоративного управления и прозрачности компаний в странах с развивающимися рынками. Надежность таких компаний в качестве партнеров вызывает сомнения, зачастую в связи с негативными представлениями, сложившимися о странах их базирования.

В условиях усиливающейся глобализации компании и правительства должны соответствовать высоким стандартам управления. В странах с развитыми рынками существует твердая убежденность в том, что все должны придерживаться одинаковых правил. Компании, стремящиеся к успеху на данных рынках, вне зависимости от страны происхождения, понимают важность соблюдения общепринятых норм прозрачности и корпоративной ответственности. Практика показала, что внедрение компаниями из стран с развивающимися рынками данных норм оказалось для них весьма полезным.

Основные проблемы, стоящие в новую эпоху перед правительствами, бизнесом и обществом, включают освоение новых технологий, совершенствование управления и преодоление экономических различий. Необходимо сохранить доказавшие свою эффективность нормы и правила функционирования компаний. Вместе с тем ведущие страны и международные финансовые организации должны стремиться к гармонизации правовых и регулирующих механизмов. Это позволит привести их в соответствие с более совершенными требованиями и будет способствовать становлению стабильной глобальной экономики и финансовой системы, вызывающей доверие инвесторов.

Стратегия компаний и совершенствование корпоративного управления

ПРИ ОЦЕНКЕ своих стратегических возможностей компании учитывают две группы факторов. К первой из них относится защита прав собственности, состояние судебной системы, антимонопольное регулирование, уровень инфляции, состояние финансового рынка, завершенность корпоративного законодательства и правового регулирования фондового рынка. Вторая группа связана с деятельностью самих компаний и включает качество корпоративного управления, конкурентоспособность персонала, бизнес процессов и товаров и услуг компании.

В значительной степени бизнес будет сталкиваться с проблемами, порождаемыми глобализацией. Прежде всего, это конкуренция со стороны компаний из стран с развивающимися рынками. Российские компании должны быть конкурентоспособны, что означает их способность выживать в условиях глобальной конкуренции, успешно бороться за новые рынки товаров и услуг, идти по пути снижения стоимости производимых товаров и услуг, сокращения издержек, роста эффективности своих операций.

В долгосрочной перспективе активное внедрение инноваций является условием устойчивого экономического развития отдельной компании. Более того, расширение возможностей для инноваций - ключевая предпосылка, условие укрепления конкурентоспособности российской экономики в целом.

Если сравнивать сегодняшнее состояние корпоративного управления в российских компаниях с уровнем 5-7-летней давности, то можно отметить существенный прогресс. Российский бизнес начал осознавать, что высокое качество корпоративного управления, как правило, приводит к заметному росту интереса инвесторов к таким компаниям и, как следствие, значительному повышению их капитализации. Практика свидетельствует о том, что развитие бизнеса, привлечение институциональных инвесторов крайне затруднено при отсутствии в компании высоких стандартов корпоративного управления. Эффективное корпоративное управление становится одним из важнейших конкурентных преимуществ в бизнесе.

В качестве основных тенденций корпоративного управления в России можно отметить:

- повышение роли совета директоров, включая увеличение числа независимых директоров в СД, расширение подотчетности исполнительных органов обществ совету;

- усиление роли внутреннего контроля в целом и системы управления рисками;

- повышение значимости корпоративной социальной ответственности, особенно в контексте частно-государственного партнерства.

Прогресс в сфере корпоративного управления связан с расширением рынка специализированных услуг и появлением квалифицированных специалистов в области корпоративного управления, востребованностью данного рынка все большим количеством компаний.

Что необходимо совершенствовать в российском законодательстве?

ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ был принят ряд поправок, в частности к законодательству об акционерных обществах, которые лучше защищают права миноритариев, делают более сбалансированными полномочия совета директоров и менеджмента. Но прежде всего должны быть созданы правовые основы для четкого разделения полномочий акционерного собрания, совета директоров и менеджмента.

Одной из основных проблем в сфере корпоративного управления в России является отсутствие действенных механизмов привлечения к ответственности должностных лиц в органах управления российских компаний. Корпоративное законодательство и практика его применения должны обеспечивать повышение личной ответственности членов совета директоров, должностных лиц общества как за прямые нарушения норм и требований действующего корпоративного законодательства, так и за действия, впрямую не являющиеся противозаконными, но наносящие ущерб обществу и его акционерам. Важную роль играет выявление и законодательное закрепление наиболее значимых критериев разумности и добросовестности поведения руководителей акционерных обществ.

Несовершенство действующего законодательства в области корпоративных конфликтов является одной из основных причин корпоративных захватов. Это создает благоприятные условия для ведения "корпоративных войн", в том числе с использованием "административного ресурса", и, как следствие, зачастую приводит к дестабилизации хозяйственного оборота и экономической ситуации в целом.

Характерно, что действующее российское законодательство не содержит даже определения понятия "корпоративный конфликт", отсутствует ясная и прозрачная процедура рассмотрения судами исков, связанных с корпоративными спорами.

Проблемы в области раскрытия информации и транспарентности операций

ПРОЗРАЧНОСТЬ БИЗНЕСА является ключевым элементом обеспечения эффективности фондового рынка. Непрозрачность компаний, то есть отсутствие необходимой для анализа того или иного инвестиционного актива информации, равно как и привилегированный доступ к ней, ведет к образованию информационной асимметрии, нарушению рыночных механизмов конкуренции.

Одной из основных проблем, касающихся раскрытия информации российскими компаниями, является недостаточный уровень прозрачности структуры акционерного капитала. Большинство российских компаний по разным причинам не раскрывает информацию о конечных собственниках. Кроме того, значительное число компаний не делают публичным заключение внешнего аудитора о достоверности их финансовой отчетности, подготовленной в соответствии как с российскими, так и международными стандартами.

Вместе с тем есть признаки изменения ситуации к лучшему. В частности, на российском рынке первоначального размещения акций ничего бы не происходило, если бы в мире не росла уверенность в прозрачности и передовых стандартах, которых придерживаются российские компании. Интерес среди инвесторов будет расти. От российского бизнеса во все большей степени будет требоваться приведение своих методов практической работы в соответствие с высокими международными стандартами финансовой отчетности, управления и прозрачности.

Некоторые проблемы, которые придется решать России, не являются исключительно российскими проблемами. В настоящее время в мире растет обеспокоенность в связи с недостаточной прозрачностью финансовых учреждений, отсутствием у инвесторов и партнеров возможности оценить реальный масштаб рисков, которые взяли на себя банки, и реальное состояние их балансов. Хочется надеяться, что финансовые учреждения смогут сами решить данные проблемы без разработки государством новых правил и нормативов.

Для совершенствования в России практики корпоративного управления необходимо сотрудничество государства и бизнеса. Причем, направлений для дальнейшего развития сотрудничества более чем достаточно.

Государству необходимо использовать передовые методы и достижения российских компаний в сфере корпоративного управления. Текущее нормативное регулирование отстает от такой практики, и ее формирование не всегда задается государственными регуляторами.

Для работы в советах директоров государственных компаний было бы целесообразно привлекать независимых директоров. В России успешно функционируют объединения профессиональных независимых директоров, наиболее крупным из которых является Национальный реестр независимых директоров. Государство могло бы активнее сотрудничать с подобными организациями и привлекать профессионалов для представления своих интересов в органах управления государственных компаний.

Сотрудничество российских и международных регуляторов

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ международного сотрудничества регуляторов рынка ценных бумаг в настоящее время включают взаимодействие в области правоприменения, гармонизацию основных принципов регулирования, в частности вопросов эмиссии ценных бумаг, отчетности, деятельности профессиональных участников.

Международная практика показывает, что сотрудничество в области правоприменения на рынке ценных бумаг требует упорядочивания отношений между национальными и международными регуляторами фондового рынка. Данный вопрос решается, как правило, путем заключения соглашения (чаще "меморандума") о взаимопонимании и сотрудничестве между соответствующими регуляторами. Такой документ устанавливает порядок обмена информацией и разделение компетенции сторон в случае осуществления совместных правоприменительных действий или осуществления контрольных и надзорных мероприятий по запросу зарубежного регулятора.

Основная задача сотрудничества - это определенная унификация правил регулирования фондовых рынков. Это могло бы предотвратить возникновение регулятивного арбитража, когда, например, в Англии создаются более выгодные условия размещения, нежели в России или США. В последнее время Лондонская фондовая биржа растет быстрее, чем американские биржи, в значительной мере из-за принятия в США закона Сарбейнса - Оксли. На самом деле, я не призываю к унификации, потому что это невозможно. Но, по крайней мере, в сфере корпоративного управления необходимо сотрудничество, определенная гармонизация правил, их сочетаемость с тем, чтобы не было большого перелива капитала.

Международное сотрудничество регуляторов осуществляется в рамках Международной организации регуляторов фондового рынка (МОРФР). В МОРФР принят свод правил и целый ряд руководящих принципов в отношении регулирования фондовых рынков. Страны-участницы обеспечивают соответствие своих правил своду МОРФР. Важную роль играет многосторонний меморандум о взаимопонимании в области обмена информацией, который рекомендуется к подписанию членами МОРФР. Многие инсайдерские сделки и иные рыночные злоупотребления носят сегодня международный характер. Если необходимо отследить источники инвестиций и распутать цепочку сомнительных движений цен, то лишь в редких случаях это удается сделать в рамках одной юрисдикции.

Проблема, однако, заключается в том, что устройство и состав технического комитета МОРФР, являющегося основным органом разработки мер политики на рынках ценных бумаг, значительно устарели. Например, ряд канадских провинций являются его членами, а такие крупные страны, как Китай, Индия и Россия, - нет. Если глобальные регуляторы хотят добиться повышения стандартов в этих странах с развивающимися рынками, то им необходимо ввести их в состав органов, занимающихся разработкой политики. Центр тяжести мировых рынков капитала смещается. Россия и другие ведущие страны могли бы получить предложения о вступлении в эту группу. Страны, устанавливающие глобальные стандарты, должны и обеспечивать у себя соблюдение этих стандартов.